С. щукин пригласил Матисса в Москву, познакомил с В. Брюсовым, В. Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, от которых французский художник пришел в восторг. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами— французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.
В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Однажды Матисс спросил, зачем писать картины, если художник так страдает.
Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. 3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства.
Матисс старался сохранить свою сдержанность северянина («Я не собираюсь позволить вскружить себе голову», писал он домой на третий день: «Ты знаешь меня»). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Когда они, наконец, прибыли 6 ноября (24 октября по русскому календарю) после четырех дней в поезде, Москва выглядела для Матисса как европейский город, пересаженный на огромную азиатскую деревню с весело раскрашенными деревянными домами, современными роскошными витринами магазинов и грязными, немощёными улицами.
Работа Матиса прерывается появлением крестьянского вождя Швальба с дочерью Региной. «Это полностью освобождало меня от обязательств перед Бернхеймами», писал Матисс, чьё отношение к ним было постоянно омрачено подлым оппортунизмом дела с Пюви де Шаванна. «Всё оживает, приходит в движение и кружится вихрем в диком иступленном порыве. Матис спасен от ландскнехтов заступничеством графини.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Энтузиазм, с которым встречали Матисса повсюду, был взаимным.
Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен— в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии. Урсула должна послужить примирению католиков и протестантов. Люди стремились пообщаться с ним. Но об этом уже сказано в других разделах.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Особо политический, антифашистский настрой этому произведению придавали ряд сцен – в частности картина сожжения лютеранских книг в Майнце, явно перекликавшаяся с «книжными аутодафе» в нацистской Германии. Они глумятся над умирающим графом, не внимая жалобным причитаниям графини. Ничем не примечательный австрийский композитор Р. Кундиграбер, более 30 лет руководивший музыкальной жизнью Ашаффенбурга — города Матиса, поместил в официальном фашистском журнале «Музыка» открытое письмо, где сообщал, что еще до Хиндемита сочинил четыре симфонические поэмы по картинам Изенгеймского алтаря и три из них совпадают с названиями частей хиндемитовской симфонии. И он практически сразу же приступил к действию по двум направлениям.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. fauves). Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Художник Матис должен соответствующим образом «декорировать» мощи, чтобы привлечь внимание богомольцев. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Картина первая. В первый день Матисса в Москве Щукин привел его в дом Морозова, где было ясно, что даже хозяева признали ошибкой «Историю Психеи» Дени. Она близка к лишенным тяготений темам-сериям Шёнберга и в то же время перекликается с вступлением и началом главной партии «Фауст-симфонии» Листа. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Картина третья.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Светлое видение поющих ангелов не успокаивает самого Матиса. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Матис работает в Антонитерхоф, мо-настыре святого Антония у деревни Изенгейм. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Премьера состоящей из трёх частей (Концерт ангелов, Положение во гроб и Искушение св. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне.
Активное наступление зла достигает кульминации и внезапно меняет свой облик: медленный лирический эпизод, в котором струнные интонируют абсолютно преображенную тему вступления, рисует дьявольское искушение любовью. На приглушенно мрачном фоне струнных (вариант темы вступления в ритме скачки) солирующие деревянные духовые выпевают широкую лирическую тему. Разумеется, это иллюзия. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. У Анри и Амели один за другим родились два сына. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Преподавание велось на некоммерческой основе. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Остроухов пригласил его посетить Третьяковскую галерею и показал ему залы с иконами. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Крестьяне выволакивают графиню из часовни и срывают изображение Девы Марии. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
В воображении возникает другая картина. Труппа, специально исполнившая «Пиковую даму» Чайковского, устроила затем приём в честь знаменитого гостя.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Вторая часть — «Положение во гроб». После короткого «суда» они казнят графа издеваются над его супругой, грабят церковь и оскверняют образ Богоматери. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Сама их одежда музицирует с ними. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Швальб убит, над ним склонилась Регина. Хор чертей поёт ему: «Твой злейший враг – в тебе самом». Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Войско Швальба деморализовано, небоеспособно. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Ковёр на этой картине – реальный. Поэты и философы аплодировали, когда он появился в зале Свободного эстетического общества.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Толпа насмешливо встречает мощи святого Мартина, которые он приносит в дар собору. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Матис работал в монастыре Святого Антония, основанном еще в XIII веке для исцеления больных возле деревни Изенгейм в Верхнем Эльзасе. Горожане Майнца одобряют этот план.
На боковой створке справа — возносящийся Христос и павшие ниц солдаты у пустого каменного гроба слева — поющие ангелы. Она спрашивает Матиса, куда уходят мертвые. Щукин, напротив, заявлял о своей цели однозначно: «Я хочу, чтобы русские люди поняли, что Вы – великий художник». В 1931 году в США прозвучала его Бостонская симфония, созданная к 50-летию этого прославленного оркестра, а в следующем в Берлине — Филармонический концерт (Вариации для оркестра), написанный в честь Берлинского филармонического оркестра и его руководителя, знаменитого дирижера В. Фуртвенглера. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8.
Матис внезапно видит себя святым Антонием искушаемым демоническими силами. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Щукин нервничал, когда они приблизились к лестнице из-за пятна красной краски, которой он прикрыл гениталии флейтиста в «Музыке», но, к его великому облегчению, Матисс мягко заявил, что это не делает большой разницы (через двадцать три года он будет безуспешно пытаться убедить представителей Советской власти смыть это пятно). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Такой, какой был у Матисса в его доме. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Углы комнаты даёт другим цветом. Умер художник в Галле, предположительно от чумы, в 1528 году.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Премьера состоящей из трёх частей (Концерт ангелов, Положение во гроб и Искушение св. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Матис впадает в забытье, в котором ему видятся кошмарные картины и галлюцинации, похожие на пророчества. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Музыка «Концерта ангелов» величава и лучезарна. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Происходит публичное сожжение лютеранских книг на ярмарочной площади. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Он оказывается на скамье подсудимых и каждый в чем-то его обвиняет. Кардинал настойчиво спрашивает Матиса, зачем он это сделал. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Фамилия его читалась то ли Нитхарт, то ли Найтхарт, затем была переделана на Готхарт, звали его также Грюневальд и Матис (Матиас) из Ашаффенбурга ибо он работал в этом городе — резиденции Майнцкого архиепископа, придворным живописцем которого был. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. И Матис дарит Регине пеструю красивую ленту «из сказочной страны Вест-Индии», о которой никогда не слыхала простая деревенская девочка. С одной стороны, он немедленно отправил несколько новых заказов Матиссу в Испанию. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Первая часть — «Концерт ангелов».
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Фашистская критика обрушилась на Хиндемита, обвиняя его даже в плагиате. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Там начался его отход от техники дивизио-низма. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Он никогда не видел ничего подобного заразительной восторженности испытываемой посетителями, кому Щукин лично показывал свою коллекцию, стремительно бегая по комнатам, распахивая двери, заставляя их внимательно рассматривать сокровища плохо освещенного вестибюля и смотреть искоса через площадку лестницы на «Танец». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Сон его страшен. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Негодяи оставляют свои жертвы и набрасываются на самого художника. Четко акцентированная тема вступления многократно повторяется солирующей валторной как остинатная основа строго диатонического просветленного григорианского хорала «Lauda Sion» («Слава Спасителю Сиона») — подлинного напева, сочиненного монахом Фомой Аквинским около 1263 года для праздника Тела Господня.
Там начался его отход от техники дивизионизма. «Я потратил десять лет в поисках того, что ваши художники открыли в четырнадцатом веке», сказал Матисс в тот день. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Ж. Помпиду).
Травля композитора разгорается, газеты публикуют все новые материалы по «делу Хиндемита». Спасая его от врагов, художник решает оставить искусство и присоединиться к восставшим крестьянам. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Казнив графа, крестьяне издеваются над ней. Хиндемит писал о своем герое — одном «из величайших художников, каких мы когда-либо имели»: «Я не могу представить себе более жизненной, более содержательной с точки зрения искусства и гуманизма, более трогательной человечески и в полном смысле слова более драматической фигуры, чем создатель Изенгеймского алтаря, распятия в Карлсруэ и Штуппахерской Богоматери. В искаженных образах перед ним проходит его жизнь. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Главная партия, вырастающая из темы вступления, рисует демоническую скачку. Художник Матис — историческое лицо, сведения о котором весьма скудны и противоречивы.
Жил Матисс в это время трудно. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Матисс сразу стал знаменитостью.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Мстители творят расправу у замка графов Хельфенштейнов.
Четко акцентированная тема вступления многократно повторяется солирующей валторной как остинатная основа строго диатонического просветленного григорианского хорала «Lauda Sion» («Слава Спасителю Сиона»)— подлинного напева, сочиненного монахом Фомой Аквинским около 1263 года для праздника Тела Господня. Святой Павел говорит Антонию заветные слова, которые давно жили в душе Антония-Матиса: «Иди и пиши.
Костры сложены, разгорается огонь, растет волнение толпы. Он также был уверен, что картины способна повлиять и на реальное пространство. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Картина вторая. В то же время ему в фантасмагорических образах видится всё им пережитое.
Это — центр формы, после которого разделы экспозиции возвращаются в зеркальном отражении. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Даже под пытками его не принудят больше прикоснуться к холсту, он требует увольнения. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
«Я нахожу Матисса очень приятным, он настолько утонченный, культурный и оригинальный человек», писал он, оставив другие дела, чтобы сопровождать Матисса в качестве гида в поездках, доставивших удовольствие им обоим: «Я всё ещё провожу всё время с Матиссом, который покоряет меня всё больше и больше». В небесах музыку исполняет ангельская рать. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Ему остается только самоистязание и безумный бег по замкнутому кругу. 1901 год можно назвать годом становления художника. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Его завершает хорал медных «Аллилуйя», звучащих подобно органу.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Твоим творениям даровано бессмертие». Картина четвертая. Снова трижды, в повышающихся тональностях, проходит песня «Три ангела» у медных инструментов в более высоком регистре контрапунктом звучат мотивы побочной и главной у деревянных в аккомпанирующих пассажах струнных слышны обороты заключительной.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Мастерски рассчитана кульминация, объединяющая темы сонатного аллегро и вступления. Монахи перевязывают раны Швальба. Прощаясь с Матисом, она скорбит так, как будто прощается с миром. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
Тема панно — танец. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. «Только посмотрите.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Это — центр формы, после которого разделы экспозиции возвращаются в зеркальном отражении. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Точная дата его рождения неизвестна и колеблется между 1460 и 1480 годами. И в едином созвучии разноцветных кругов чудесным образом является нам зримая жизнь формы.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Матисс никогда не встречал прежде организаторских способностей такого порядка. Матис утешает ее рассказом о пении ангелов. С другой, он начал показывать панно конфиденциально некоторым самым блестящим молодым критикам Москвы, объясняя, что необходимо терпение, чтобы заставить сложную живопись раскрыться, сделаться доступной. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Стайны подружились с художником.
Матис уходит. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Переливаются всеми цветами перья на крыльях из них вылетает целый рой звуков.
Бесы поют ему: «Твой главный враг — в тебе самом». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Матису теперь грозит гибель от рук захвативших его княжеских наёмников, но его неожиданно спасает графиня Хельфенштайн, помнящая его помощь против злодеев. В настоящее время существует в двух версиях. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Их соединит только рай.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Это интервью задало тон всему визиту. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Хор чертей поёт ему: «Твой злейший враг— в тебе самом».
Но Матис говорит, что судьбой им суждено расстаться, он не может взять ее. В сражении крестьяне отступают, конница добивает бегущих. «Вы должны жить с картиной, чтобы понять её Вы должны позволить ей стать частью Вас».
На следующее утро Щукин организовал встречу корреспондента московской газеты «Время» со своим гостем, кто изложил цели своего творчества, объясняя предпосылки своей работы, а также признался, что полюбил с первого взгляда русские иконы.
В центре вступления — подлинная народная песня XVI века «Три ангела пели» (из знаменитого сборника поэтов-романтиков А. Арнима и К. Брентано «Чудесный рог мальчика», которым на протяжении всего творческого пути вдохновлялся Малер — текст этой песни использован им в Третьей симфонии). Жил Матисс в это время трудно. Регине чудится, что за ней идет мертвый отец. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Антония).
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Она близка к лишенным тяготений темам-сериям Шёнберга и в то же время перекликается с вступлением и началом главной партии «Фауст-симфонии» Листа.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матис внезапно видит себя святым Антонием искушаемым демоническими силами. Два человека отрекаются от всякой радости, от настоящей любви, которая не повторится. Его завершает хорал медных «Аллилуйя», звучащих подобно органу. При господстве минора завершается часть мажором, как это присуще, например, пьесам Баха. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
30-е годы — время расцвета многообразной творческой деятельности Хиндемита. «Художник Матис» принес композитору небывалую славу — и одновременно круто изменил всю его судьбу. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Так подлинный церковный гимн в конце симфонии и народная духовная песня в ее начале служат обрамлением созданных Хиндемитом музыкальных картин о великом, вечном искусстве.
«Щукин ещё более растроган, чем я – для него это триумф». У Анри и Амели один за другим родились два сына. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Ж. Помпиду, Париж). Речь идет о фовизме. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Отчаявшаяся Урсула соглашается «принести себя в жертву вере», она принимает участие в сделке, которую затевает с кардиналом ее отец.
Он лежит на земле в облике святого Антония. Наиболее развернута третья часть — «Искушение Святого Антония», образующая резкий контраст торжественной сдержанности предшествующих. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». «Искусство не имеет никакого смысла для простого человека», — говорит он. Фона в привычном понимании в этой работе нет. И каждая работа Матисса становилась дверцей в этот мир.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Его задача — писать картины, а не воевать. Регина засыпает. Эти слова задели Матиса. Главная партия, вырастающая из темы вступления, рисует демоническую скачку.
Под впечатлением он не мог уснуть всю ночь. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Парящие над ним ангелы несут мученический венец. Картина шестая. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Артистический мир собрался в самом модном кабаре Москвы «Летучая мышь» Никиты Балиева для шумного чествования художника, которое завершилось на рассвете показом картины изображавшей почётного гостя на пьедестале, окруженного кольцом полуобнаженных дам, выражающих своё восхищение, под названием: ПОКЛОНЕНИЕ ВЕЛИКОМУ АНРИ.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Матисс ещё не успел придти в себя, как Щукин предложил новый заказ беспрецедентного масштаба – целый ряд декоративных картин, чтобы повесить их «над натюрмортами» в гостиной. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Матис впадает в забытье, в котором ему видятся кошмарные картины и галлюцинации, похожие на пророчества. Доминика и Девы Марии.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Министр пропаганды Геббельс на митинге деятелей культуры выступает против Хиндемита и Фуртвенглера и «Музыка» выносит приговор: «Пауль Хиндемит в культурно-политическом смысле неприемлем». Это была царственная манера деловых отношений. Восставшие в бою разгромлены, Швальб погибает. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Это последнее законченное творение художника Матиса, а в опере — последняя картина, в которой сосредоточены просветленно-созерцательные эпизоды, в том числе смерть Регины, оркестровая интерлюдия «Положение во гроб» и прощальный монолог завершившего свои земные труды героя. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Перед ним вдруг является ставший анахоретом Альбрехт и призывает вернуться к художественному творчеству, забытому Матисом ради войны и борьбы. Лагерь восставших крестьян.
Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. На приглушенно мрачном фоне струнных (вариант темы вступления в ритме скачки) солирующие деревянные духовые выпевают широкую лирическую тему. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Приехавший с Щукиным к Остроухову на обед, Матисс весь вечер любовался иконами, заявляя затем, что «только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж».
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Песня звучит трижды, с включением новых инструментов, в красочном сопоставлении все повышающихся тональностей и превращается в светлый гимн исполняемый полным оркестром с подчеркнуто колокольным тембром (колокольчики). Из переливающихся всеми цветами перьев вылетает целый рой звуков. Каждый исполняет свою партию, сама их одежда музицирует с ними. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Другое название этой работы – «Десерт». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. И как раз тогда, когда в Цюрихе состоялась премьера оперы «Художник Матис» (28 мая 1938 года), в Дюссельдорфе на выставке «чуждого искусства» демонстрировались партитуры Хиндемита и его книга «Мир композитора». Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Исчезают стул и обои. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Он оплакивает смерть Швальба и собственные неудачи. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Матис смущён словами Швальба. Матис прощается с Урсулой, своей возлюбленной. На картине Изенгеймского алтаря изображены демоны и фантастические существа — порождение ночных кошмаров (крылатый носорог с кровавой пастью, чудовищная шестиногая птица, огромные насекомые — помесь чертей, стрекоз и обезьян, монах-жаба с раздутым зеленым бородавчатым брюхом). В то же время ему в фантасмагорических образах видится всё им пережитое.
Матис и Регина, преследуемые страхом, бегут в глубь леса. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. Щукин прибыл в Париж на несколько дней в июле, чтобы увидеть «Розовую мастерскую» и «Семью художника». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Художник Матис работает над росписью алтаря в монастыре Антонитерхоф (св. Матис и Урсула прощаются на фоне пылающего костра из книг, под лютеранский гимн.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Картина Изенгеймского алтаря изображает Богоматерь с Младенцем. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
«Происходит что-то фантастическое, подобное сказке», писал другой словами, очень близкими к тем, что мог бы сказать Щукин. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Таким для него явился Поль Гоген. Словно яркая вспышка, оно озарило французские выставки и шокировало их гостей.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Красочен и архаичен заключительный каданс. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Какие краски. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Он был оглушен, тронут и прекрасно понимал, кто ответственен за такой приём. Но его наиболее искушенные гости начали испытывать удовольствие от пикантности «Танца» и «Музыки» в этом элегантном особняке с мебелью, обитой светлым шёлком, лепными карнизами в стиле рококо и швейцаром в ливрее («Матисс – такой контраст, он производит эффект острого перца»).
.