В первой половине 2012 года Марк Гротьян вошел в топ-10 персональных рекордов современных художников. Художник Франц Марк – друг и единомышленник Василия Кандинского, «синий всадник» немецкого экспрессионизма. Посмотрите несколько иллюстраций с работами художника Марка Ариана, на которых автор изобразил потрясающие портреты женщин разных возрастов.
Первая выставка работ Марка Ротко и других молодых художников состоялась в галерее Оппортьюнити в 1928-м году. Марк Дженкинс (Mark Jenkins) – американский художник, который известен своими уличными инсталляциями, созданными из упаковочной ленты. Нарушитель гравитации, мировой гений живописи XX века Марк Шагал сегодня самый популярный и продаваемый художник, после Пикассо и Матисса. «синий конь» — это одна из самых известных работ немецкого художника Франца Марка.
Марк Ротко (Mark Rothko, 1903-1970)—американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». До сих пор ведутся споры, можно ли считать Марка анималистом, поскольку так или иначе основной темой его работ были животные – в первую очередь лошади. Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо». Марк Арьян (Mark Arian) родился в 1947 году на западе Соединенных Штатов Америки.
Также этот год знаменателен для Марка созданием картины «Три красных лошади», первым законченным произведением, написанным в своем уникальном «зверином» стиле. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением.
Успех лишь усугубил чувство изоляции, которое испытывал художник. Кроме того, на его счету золотые и серебряные награды по акриловой и масляной живописи. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». По жуткому совпадению, в этот же день ассистент Ротко обнаружил художника мертвым на кухне его квартиры, в луже собственной крови.
Известны факты, что особенно чувствительные люди плакали, глядя на полотна Марка Ротко.
В мае 1906 года у Марка завязались отношения с художницей из Женской академии Мюнхенской Ассоциации художников Мари Шнюр и её ученицей Марией Франк.
Говоря о предельном упрощении и стилизации форм, о композиционном решении картин, когда разрозненные контуры глаз, ртов словно смотрят на нас из лесной чащи исследователи отмечают связь «Лиц» Гротьяна с искусством первобытных племен Африки и Океании, тогда как самому художнику попросту «нравится образ глаз, смотрящих из джунглей. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Как уже было сказано, при всём своем мистицизме, Марк охотно интересовался научными достижениями.
«Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Занимающая все полотно по высоте, написанная в ракурсе снизу и вот таким образом возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
Для иллюстрации психологических феноменов этот автор использовал мифы древней Греции. Пикассо является наиболее очевидным примером». Его серия картин изображающих нью-йоркскую подземку, в частности, самая известная из них Вход в метро (1938) – еще совсем не то, чем Ротко прославился в последующие десятилетия и с чем его ассоциируют до сих пор.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. – вопрошал Марк. Ему было всего 36 лет.
Марк Ариан (Mark Arian) – современный американский художник, родился в городе Де-Мойн, штат Айова, в 1947 году. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка.
В картине много характерного для Марка – яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотное заполнение холста. Со дня рождения художника сегодня исполняется 110 лет. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
«Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева. В следующей своей большой серии— «Лица»— художник обратился к простой геометрической структуре глаз, носа, рта для создания абстрактных форм, упрощая их до состояния масок в стиле Матисса, Явленского или Бранкузи. Наиболее сильное влияние на него, как на художника оказали голландские мастера (Вермеер, Рубенс и Рембрандт), французский художник и замечательный рисовальщик Вильям Богоро и американский художник реалист Джон Сингер Саржент. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone). Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Беспокойство, которое витало в воздухе на протяжении всех 1930-х, у Ротко неотделимо от урбанистических пейзажей – люди на его картинах, будь то одиноко застывшие фигуры или пара спутников – находятся в своей привычной среде и повседневных заботах, но каждый из них погружен в себя и охвачен тревогой, как, например, в Уличной сцене (1937). Вторая поездка в Париж, осуществленная в 1907, подтолкнула Марка к изучению анатомии животных, что могло бы способствовать воплощению его творческого замысла: передавать сущность природы через животный мир уже в детские годы Марк видел в людях несовершенство и считал, что чистота животных обусловлена их природной «неразумностью», а «грязь» мыслящих существ обусловлена разрушительным влиянием цивилизации.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое.
Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Это было изображение женского профиля. Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь).
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Художник решительно порвал с натурализмом.
Однако приказ не успел дойти до фронта. Линия горизонта и точка схода трансформировались у него в треугольную или трапециевидную абстрактную форму, которая стала основой его композиции.
Я иногда представлял себе лица бабуинов или мартышек. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. В утраченной картине «Башня синих лошадей», традиционно гармоничный в его работах образ лошади представляет собой звено конструкции, лишенной устойчивости, с рушащимися формами в апокалиптически пророческом произведении «Судьба животных» – одной из самых знаменитых его работ, тревожные настроения Марка достигли кульминации. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский.
Перед входом в Часовню расположена скульптура Барнетта Ньюмана, посвященная Мартину Лютеру Кингу. Именно из этих треугольных форм состоят его «Бабочки» (2001–2007)— серия абстрактных работ, в которых общая точка схода треугольных форм создает единую ломаную перспективу, а множественная— множественные пространства. Когда Ариану было четырнадцать лет, он впервые увидел подлинник великого художника.
Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Больше всего ему нравились лошади.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
Полотно французского живописца известного своим новаторским обращением с цветом, указало Ротко дальнейший путь – именно тогда он стал писать сначала мультиформы (один из известных примеров – No. 9, 1948 года), а после пришел к собственному стилю, сделавшему его одним из самых значимых художников своего поколения. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Сюрреалистический период творчества Ротко, впрочем, вновь оказывается непохожим ни на кого другого, а говоря о влиянии, здесь наряду с пионерами европейского авангарда следует упомянуть Рождение трагедии Фридриха Ницше и мифологию с ее символикой.
Своими мыслями он делился с Кандинским. Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Рисовать начал еще в детстве.
Эскиз для гобелена «Орфей и звери» – первая проба, представленная публике, где автор попытался «вспомнить» забытый земной рай и показать животных в первозданном виде, с их покорностью воле Творца. Художник Mark Keathley (Марк Китли) (1963) — американский художник. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. В начале этого же года происходит первая встреча с экспрессионистом Августом Маке и в сентябре, в Мюнхене он вступает в объединение художников этого стиля, но в конце 1911, с частью единомышленников отходит от группы и вместе с Кандинским организовывает «Синий всадник».
Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Сегодня перемещение точки схода или использование сразу нескольких точек схода, разнесенных в пространстве (впервые это было воплощено в «Бабочках»), считается одним из самых сильных приемов художника: он создает ощутимое напряжение между плоскими полихромными треугольными формами, соприкасающимися в точке схода (или стремящимися к этому). Его картины действительно очень красивы и полны жизни. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Художник разрушает перспективу и выстраивает новое пространство. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Многие работы основаны на визуализации еврейских поговорок и фольклора, вкрапление еврейского начала в работах Шагала замечается даже в картинах на христианские мотивы. В то же время Ротко увлекался трудами Фрейда и Юнга, а в 1940 году даже на время оставил живопись, чтобы полностью погрузиться в теорию коллективного бессознательного и архетипическое толкование сновидений. У художника огромное количество картин.
Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. И золотая награда за картину, которая теперь хранится в Музее Старого Запада в Шайенн, штат Вайоминг в 1991 году. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал.
В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. — AI. ), так как он делал строгие абстракции и был первым калифорнийским художником, совершившим прорыв и сделавшим международную карьеру. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Название серии условно, это отнюдь не «настоящие» бабочки Херста, а просто треугольные формы— основные конструктивные элементы композиций Гротьяна— напоминают крылья этих насекомых. «Бабочки» принесли своему автору первый мировой успех.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Туда его фрески, созданные для небоскреба Seagram, привезли 25 февраля 1970 года.
Это был его первый опыт в области реалистического искусства, которому он верен и поныне. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми.
По этой причине их, как, к примеру, Гогена, влекли за собой уклад и творчество народов с архаичной культурой, не утративших эту первобытную тесную связь с природой. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война.
Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». В свете его философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно выглядят и сегодняшние ценовые рекорды (Оранжевое, красное, желтое в 2012 году ушла с торгов за 86, 9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах – это победа Ротко или его поражение.
Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка.
Ариан начал рисовать в детстве. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
И я понял: это моя жена. И название пришло само». Сегодня Часовня Ротко, открытая для людей всех конфессий, стала не просто наследием художника, но и местом, ассоциирующимся с идеей всеобщего равенства. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. В это время Марк Ротко едет в Европу, где во Флоренции посещает библиотеку Медичи, построенную по эскизам Микеланджело, а также ищет вдохновение в работах двух своих любимых художников – Рембрандта и Уильяма Тернера.
Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт.