Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Также Маар часто позировала Ман Рэю.
Приехав во Францию в 1922 году, Эрнст бросил Луизу Штраус, которая стала его женой после Первой мировой войны. Он брал материалы из повседневной жизни и создавал нечто новое. Вы всегда найдете ее у нас. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Сообщает БалтИнфо со баранкой на пресс-вырезку ООО «исследовательские тока избирательной квартиры», На резервного время опыта G20 с 9 сентября выброс «Пулково-1» закрывается для фальшивых фотоэлементов.
Основатель течения Тристан Тцара в своём «Манифесте Дада» 1918 года заявляет: «Отмена памяти – дада, отказ от пророков – дада, отказ от будущего – дада. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В Берлине Йоханнес Баадер присвоил себе титул Супердада.
На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. У Макса было шестеро братьев и сестра. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Он представлял собой серию коллажей, сопровождающихся авторским текстом. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Трио встретилось в Сайгоне. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу.
Как дадаист, он отказывался от современного искусства, а значит от привычных техник. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне.
Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон (Andre Breton) утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Он как бы насмехается над пошлостью современного быта. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Метод (паранаидально-критический) основан на ассоциациях, объективизации бессознательного и внешних конфликтов. Обращаясь к публичному имиджу художников-сюрреалистов, мы с удивлением обнаруживаем, что, несмотря на актуальное в то время увлечение психоанализом, альтернативные идентификации были распространены гораздо меньше. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. И фигура королевы напоминает виолончель.
Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Дада – современое прославление жизни, без ностальгии, без утопии. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. Сбор денег занял три месяца. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. По словам лидера дадаистов румынского поэта Т. Тцара: «Дада – это состояние сознания», сознания, охваченного желанием сломать установленную иерархию ценностей, приблизить искусство к отражению тех сфер действительности, затронутых войной, которую раньше оно просто не замечало». Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет.
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Изредка их навещали друзья. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Брак впрочем вскоре распался. В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-интуитивист Анри Бергсун (ХХ век), который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума. Самым же мощным деянием кельнской группы была знаменитаявыставка «Предвесенний дада» в апреле 1920 года с входом через мужской туалет иголой нимфеткой в зале, читающей матерные стихи. Я видел.
Оттянулись, в общем. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Первая волна приходится на период 1924-1929 гг. Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист).
Увлеченный театром, Бальтюс переносит в свои полотна завораживающее волшебство сцены, символизм, аллегорию, становясь одним из первых мастеров магического реализма в живописи, но многие его картины были прохладно приняты при жизни из-за скандальной эротики и неабсолютнолетних девочек, нарисованных обнаженными. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Брак, впрочем, вскоре распался.
В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
Рисовать Макс начал с пяти лет. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Ведь не случайно все мастера хором в своих воспоминаниях пишут о войне и даже Бретон говорит, что «Сюрреализм может быть исторически понят лишь в соответствии с войной, с которой он начинается и к которой возвращается». Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей10. Среди многочисленных изобретений Эрнста особо выделяется «роман-коллаж», о котором я упоминала ранее. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». Фантастический мир, созданный Эрнстом, объединяет все его коллажи, то есть общий дух перетекает из одной серии в другую. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом.
В Боннском универе он изучал философию, психологию и историю искусств. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Был основан журнал «Сюрреалистская революция».
Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. то, которое делали берлинские дадаисты, – будет «вдребезги разбитое взрывом прошлой недели вечно пытается собрать свои обломки после вчерашнего крушения». Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа.
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13.
В последней части объединены еще три дня недели. Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы): Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независимо от воли личности и контроля разума. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Другое название техники – воскография. Но тем не менее, сюрреалисты признали его искусство вызовом этике.
Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Третья волна сюрреализма началась в 1946 г. (дата выхода «Третьего манифеста сюрреализма») и продолжалась вплоть до смерти Андре Бретона, последовавшей 28 сентября 1966 г. Слава третьей сюрреалистической волны держалась в основном на творчестве великого испанского художника Сальвадора Дали, хотя еще в 1936 г. Андре Бретон заявил, что «творчество Дали больше не интересует сюрреализм». На полотне под названием The Feets In были изображены американские моряки в невыгодном для всего флота свете — пьяные, неряшливые, цепляющие проходящих мимо девушек.
Создавая свои работы, мастер преследовал цель «посредством взаимного соединения элементов, которые мы до сих пор привыкли считать совершенно чуждыми и стоящими вне какой бы то ни было связи друг с другом, генерировать электрическое или эротическое напряжение». В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Сюрреалисты не преуменьшали роль Дали в своей известности, он присутствовал на их шоу 1938 года, хотя официально уже потерял их поддержку. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. Главные художники этого направления пришли из дадаизма и привнесли в него много эпатажа.
Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Заболевания заведения учителей жестковато перешли в бессмертную благодать. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Эта фаза окончилась в 1937 году, когда он встретил молодую английскую художницу Леонору Каррингтон. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В «Манифесте Сюрреализма» 1924 г. лидер французского Сюрреализма Андре Бретон писал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли.
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. На границе возникли проблемы с документами, но восхищённые картинами таможенники пропустили художника.
Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». (в 1924 г. вышел первый номер журнала «Сюрреалистическая революция», а 1 декабря того же года был опубликован, упомянутый ранее, «Первый манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном. ) Данный период называют «классическим сюрреализмом» или «параноико-критический сюрреализм», он достиг своего пика в 1920-е гг.
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Рихард Хюльзенбек критиковал предыдущее поколение художников в ключевом манифесте 1920 года, провозглашая: «Под предлогом того, что пропагандируют душу, они в своей борьбе с натурализмом вернулись назад к абстрактным, пафосным жестам, предполагающим уютную жизнь, свободную от содержательности или борьбы». На картине Эрнста «На встрече друзей» изображен спиритический сеанс группы будущих сюрреалистов и тех, кого они считали своими предшественниками. Однако Фрейд весьма прохладно отнесся к попыткам подобной интерпретации своего учения, ведь он видел в психоанализе «орудие, которое дает Я возможность постепенно овладеть Оно».
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. И создает множество абсолютно ни на что не похожих картин изображая историю природы. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. В том же году Оскар Домингес представил художественный новый метод – декалькоманию (изготовление печатных оттисков, точнее переводных изображений, для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления). Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной.
В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29.
А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать. А в 1925 году Эрнст изобретает фроттаж – т. е. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном мы не переставали петь и смеяться» В торговле морозов на служебный период 2011 и 2012 технологий последующие и сирийские интересы составляют более 1 миллиардов рублей в 2011 году и более 1 миллиардов рублей в 2012 году. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Как у сюрреалиста, образы Эрнста рождаются в результате алогичных ассоциаций.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Работыэти не сохранились – публика их разломала – вот таким образом можно только их наслаждатьсязвукописью переведенных названий. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг».
Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Он не мог не стать главой истории, моментом культуры. Так рождались работы и образы себя». В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир.
Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Рисовать Макс начал с пяти лет. Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou.
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Хотя его кричащие, вызывающие работы с самого начала задумывались как антиэстетические, Дали описывал их как «сделанные от руки мгновенные цветные фотографии сверхживописных, обманчивых, сверхъестественных, ускользающих образов конкретной иррациональности». Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Этот метод Эрнст потом стал использовать в живописи маслом. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Он ходил в музей и делал там копии. Он ходил в музей и делал там копии. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный.
Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг5». В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж — перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы.
Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т. п. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами.
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве – «первый манифест сюрреализма». Рекламные проспекты и плакаты, Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, страницы романов популярных и т. п. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей.
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи». Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Тогда же он совершил поездку в Париж. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною.
Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. Владение стало известно как Холм Козерога. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. – с чрезмерно оттопыренными губами. В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах». Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них «День рождения» Доротеи Таннинг. ) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars».
В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Лето 1934 и 1935 Эрнст провел в Малое у семьи скульпторов Джакометти, обратился к скульптуре. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход.
На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Всехперечислять не буду, но самые главные – Кирико, Элюар, Кревель, Пере, Бааргельд, Деснос, Супо, Арп, Арагон, Бретон, Гала Элюар (Дали впоследствии). Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Встреча оказалась знаменательной. Я встал и пошел в мастерскую.
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Сюрреалисты устраивали шумные демонстрации и многочисленные собрания, писали воззвания в поддержку этого направления.
Эрнст придалэтой нестандартной тогда технике другой смысл. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
Этот вид его творчества можно даже охарактеризовать как «поэтический коллаж». Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода. В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма». Эрнст нарисовал обложку к каталогу.
Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. В течение нескольких лет среди этих групп завязывались отдельные союзы. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем).
Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. В 1912 году в галерее Фльдмана в Кельне были показаны первые работы художника. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
Искусство же как мастерство не изучал. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Брак, впрочем, вскоре распался. Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. Одна группа, включавшая Вальтера Меринга, Виланда и Гельмута (позже – Джона) Хартфилдов и Джорджа Гроша, симпатизировала коммунистам (трое последних состояли в партии).
В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Первый из них, «Стоголовая женщина» состоял из композиций, составленных из фрагментов старых гравюр, которые, сочетаясь в причудливом контексте, создавали сюрреалистический образ.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Таким образом, за два года до появления «Манифеста сюрреализма» Эрнст художественными средствами очень точно и емко обозначил основную цель будущего движения, определяя в нем роль художника как способность «обрисовать и выбросить наружу то, что он видит в себе». Таким образом, сюрреализм в целом отбросил «вековые оковы» рационализма и заменил господство разума иррационализмом, который принимает за основу действительности недоступное разуму, полагающееся на слепой случай. В 1918-м он исчез.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. У Макса было шестеро братьев и сестра. Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы». Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной «Искушение святого Антония» и получил премию, но несмотря на это художник чувствовал равнодушие и незаинтересованность публики его искусством. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, – «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания.
И в противоположность, Хюльзенбек доказывал, что новое искусство – т. е. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым «интуитивным прозреванием» впавшего в состояние транса художника. Один из основателей движения «Де стиль», Тео ван Дуйсбург, в это время участвовал в дадаистском движении под псевдонимом И. К. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Тогда же он совершил поездку в Париж. Встреча оказалась знаменательной. Затем это становилось темой их причудливых произведений.
А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
Он так же, как раньше экспериментировал с техникой, но теперь эти методы были более «случайными», нежели коллаж. Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Эта особенность мастера сделать все «под себя» – независимо от того сам ли он изобретал, либо заимствовал у других, очень восторгал Бретона, который однажды воскликнул: «индивидуальность, личность художника столь мало исключена. » – и констатировал у Эрнста полный субъективизм. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Следует сказать, что творческий метод Эрнста весьма неоднозначен.
Его произведения проникнуты сарказмом. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж.
В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Судьба и выбор занятия были определены заранее. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Но Арп и Швиттерс, с их абстрактными интересами, были исключением из этого правила, а риторика цюрихского дадаизма постоянно включала в себя призывы к «новому порядку».
В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Члены движения часто изобретали себе прозвища. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой.
Он попадает в лагерь из которого ему удалось спастись лишь с помощью своего друга Поля Элюара. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Родился в 1891 году в немецком городе Брюле. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Однако известным на весь мир ее имя стало, в первую очередь, благодаря любовной связи с Пабло Пикассо. Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника».
Ведущие же мастера добивались внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни: состояния паранойи, сна, бреда, видений, галлюцинаций, достигаемых искусственным путем (алкоголь, наркотики). Его отец, несостоявшийся художник, мечтал о том, чтобы Максимилиан стал художником и всячески поощрял его занятия рисованием – «именно отец подтолкнул юношу к занятиям искусством» – отмечает Г. Диль в своей книге «М. В 1915 году получил повышение до бригадира.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Для того, чтобы добиться точной передачи внутренней иррациональности, сюрреалисты устраивали сеансы гипноза и пр. Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена.
А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Затем это становилось темой их причудливых произведений. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Текст, сопровождающий изображения, привносил в них ноту иронии и сарказма.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Вторая волна сюрреализма охватывает период 1930-1946 гг. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». После этого художник дорисовывал его, доводя до законченного образа. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням».
Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия— от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. Богатая жестикуляция персонажей в картине Эрнста отчасти отражает эту склонность дадаистов к особым тайным знакам, есть здесь и воспоминания художника о языке глухонемых, знакомом ему с детства, так как его отец был учителем в школе для тех, кто страдал этим дефектом. В 1952 он был принят в шутовской «Коллеж патафизики».
К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. В 20-х годах XX века во Франции начинает бурно развиваться течение, получившее название «сюрреализм». Они встретились в Дюссельдорфе. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Изредка их навещали друзья. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Действительно, цюрихский дадаизм в своей финальной стадии был крайне нигилистичен.
К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты.
В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. И фигура королевы напоминает виолончель. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя.
Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. Тогда же он совершил поездку в Париж. Это картины: «Ловушка для самолетов» с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, «Радости жизни» маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В статье Сюрреализм и живопись Бретон систематизирует визуальное разнообразие сюрреализма вокруг двух идей: сна и автоматизма (пассивный автоматизм бессознательно прочерченных линий) для фиксации в форме заметок, гипнотических образов, возникающих на грани бдения и сна.
Затем это становилось темой их причудливых произведений. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов.
Термином «неадекватный сюрреализм» именуется направление «сюрреализм», которое откололось от классического сюрреализма в конце 1920-х годов. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
Он умер от передозировки опиумом вскоре после подписания мира, в 1919 году. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. В 1915 году получил повышение до бригадира. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в совершенно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом».
В 1915 году получил повышение до бригадира. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). «Дело не в том, чтобы нарисовать, а в том, чтобы по возможности скопировать движение мысли», – писал по этому поводу. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Швиттерс занял собственную творческую нишу изобретя форму коллажа, в котором городской мусор (выброшенные автобусные билеты, обертки от конфет и т. п. ), собранный в абстрактные визуальные структуры, приобретал новую ценность.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий излучающих «тревожную странность бытия». В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15.
Макс Эрнст родился в Германии. Несколько ведущих сюрреалистов щеголяли таким атрибутом денди, как монокль (то же делали и многие дадаисты), в то время как бельгийский художник Магритт настойчиво подавлял любые внешние проявления своей выдуманной личности, не выделялся из толпы, упорно нося такие же котелок и зонтик, как городские джентльмены. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Контраст между малыми формами выражения и содержанием иллюстраций Семи микробов намеренно подчеркнут художником. Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31.
Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка.
«Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. «Однажды в 1919 году, оказавшись в дождливую погоду в одном городе на берегу Рейна, я был поражен наваждением, приковавшим мой взор к страницам иллюстрированного каталога, на которых красовались предметы антропологического, микроскопического, психологического, минералогического, палеонтологического толка. В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. На вырученные деньги был куплен участок земли близ Седоны с видом на горы Гранд-Каньона и начато строительство мастерских и дома которое затянулось надолго ввиду отсудствия средств.
Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. Искусство же как мастерство не изучал. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Брак, впрочем, вскоре распался. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году12.
Именно в те годы весьма популярны были творения «половинчатого сюрреализма». В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку.
В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. И фигура королевы напоминает виолончель. Бретон был харизматической личностью, но в то же время легко поддавался чужому влиянию. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Отличавшийся крепким телосложением, Краван был боксером-любителем и огласил перед боем невероятный список титулов: «гостиничный вор, погонщик мулов, заклинатель змей, шофер» и т. д. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
Они встретились в Дюссельдорфе. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Так рождались работы и образы себя». Еще он ходил на выставки и смотрел, что делают настоящие художники.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Именно вот таким образом его произведения часто наполнены монстрами: «Женщина-птица» (1921), «Толпа» (1927), «Варвары» (1937), «Искушение святого Антония» (1945) непонятными, внушающими тревогу персонажами: «Антипапа» (1941-1942), «Эвклид» (1945), «Праздник Бога» (1948) апокалиптическими видениями: «Европа после дождя II» (1940-1942), «Наполеон в пустыне» (1941).
«Сюрреализм хотел вести «куда-то», в иной мир, быть горячей золой тут и немедленно, теперь же, а не совокупностью мыслей и произведений, что ждут, когда о них станут трезво и хладнокровно говорить. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Сбор денег занял три месяца27.
В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. Чтобы освободиться от «контроля разума» применялись даже чисто механические методы «охоты за случайностью» (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса – техника «фроттажа»). Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц6. В этом смысле он воплощает веру дадаистов в то, что сама жизнь человека может быть названа «дада».
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.