И, видимо, не зря, ведь после того, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности, поклонники психоанализа (который сам Магритт, к слову, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине. Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Магритт (21 ноября 1898- 15 августа 1967) – бельгийский художник-сюрреалист.
В остальном Магритту все давалось гораздо тяжелее: чтобы прокормить семью он отправился работать художником на обойную фабрику, где рисовал цветы – эти розы, пошловатые розы на любимых бюргерами шпалерах, потом еще не раз появятся в его работах он много делал рекламы и брался за любую работу. Во время второй мировой войны Магритт, будучи человеком последовательным, резко изменил свою манеру письма – появились яркие, в стиле Ренуара полотна, поскольку, считал художник, людям не хватает позитивных эмоций. В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом — художником Полем Колине.
Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи. "я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне", – писал Герберт Рид. Желающим узнать поближе биографию этого художника я советую посмотреть фильм «Монсеньор Магритт».
Магритт вообще был вольным художником, не готовым расстаться со своей свободой во имя признания. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист. По случаю дня рождения великого сюрреалиста 21 века – бельгийского художника Рене Магритта – мы сделали подборку интересных фактов, связанных с его твоpчеством. В Париже система концептуальной живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца жизни художника.
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом».
В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
ред. ). Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз.
А разве любовь — это не слепота. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона – психоанализу Фрейда. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов».
Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В 1927 году устраивает свою первую выставку. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса.
В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
"Ключом" здесь также становится название. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Это всегда тайна". Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это.
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому».
Образы Магритта узнаваемы во всем мире. – Настаивал он. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака.
Защита эстетики». Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Но именно мимоходом, так как предметы словно получили самостоятельность, словно говорят от имени их владельца, полностью узурпировав его "ведущую" роль. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Он был старшим из четырёх сыновей. Разумеется, Магритт жил вполне обычной детской жизнью, вряд ли отличной от банального детства его соотечественников нереальным, подчас пугающим его детские переживания сделал пристальный взгляд выросшего Магритта, не желавшего смириться с тем, что непосредственность ребяческого впечатления исчезает с возрастом. Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
С одной стороны, это усреднённый, лишённый какой бы то ни было индивидуальности знаковый персонаж, с другой – символ человека нового типа, вполне конкретный прообраз современного бизнесмена. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр».
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине.
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. С этого момента он – сюрреалист. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Комната превращается в некий "микрокосм", замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен.
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. И это глубокой ночью. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Похоронен на Схарбекском кладбище. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем.
Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. После выставки Бретон официально простил «отступника». Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). В период с 1932 по 1945 гг.
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства.
Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). Его картины называют ребусами, загадками. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. В глаза бросаются необычные композиции, забавные мизансцены, попытки создания оптических иллюзий. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Почему такое сочетание.
В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
И именно после встречи с ней, а точнее, разлуки, Магритт начала рисовать – и через три года поступил в Королевскую Академию Изящный Искусств в Брюсселе. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись.
Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Критики разнесли ее в пух и прах. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия».
Публике всегда нужны простые и понятные символы. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»).
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях.
Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа.
Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. В 1930 году галерея Сенто расторгает контракт, Магритт возвращается в Брюссель и вместе с братом организовывает рекламное агентство.
Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью.
В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.
И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Ты победил смерть». Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Большинство снимков являются постановочными. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.
Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов».
Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Делалось это намеренно.
Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза.
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Это всегда тайна.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Именно так мы видим мир. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста».
Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Что автор хочет этим сказать. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. При первой же возможности Магритт вернулся в Брюссель – он не любил того, что сейчас называют тусовкой.
В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Ты проник в зазеркалье, но остался.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Только тогда, в пятидесятые, Магритт стал виден не только в своем художественном, далеко небельгийском масштабе, а еще и в своем философско-поэтическом размахе. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). И эту силу я называю поэзией».
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Яркий пример – работа Вероломство образов. Жизнь была тяжёлой. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой.
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. В их числе и картина «Голконда» (1953). Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Но и тебе не дано ничего увидеть. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору.
В 60-е года художник находился в зените славы, под его мощнейшим влиянием развивались концептуализм и минимализм и многие из созданных им образов уже стали жить своей жизнью и перекочевали в массовую и поп-культуру. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. К сожалению, он так и не был опубликован. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство».
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Сразу после войны, Магритт решил писать картины размашистыми мазками, в стиле Ренуара и Матисса, объясняя это необходимостью поиска радости в противовес общему пессимизму тех лет. Картины, на которых внизу ночь, а сверху – день русалки с рыбьими головами и женскими ногами гроб в позе мадам Рекамье – все то, что пугало, вызывало мурашки и неотвязные образы, от которых не отмахнешься, просто закрыв глаза – все, что в период между войнами казалось слишком раздражающим и необычным, стало единственным возможным отражением реальности после Освенцима. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством – устраивал встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе, небанально сочетая банальные вещи. Музей Тиссен-Борнемиса привлекает посетителей произведениями голландских мастеров XVII столетия, немецкого возрождения итальянского примитивизма импрессионизма, русского конструктивизма, немецкого экспрессионизма, картинами американских художников XIX века, мастеров поп-арта и геометрической абстракции. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». После первой неудачной выставки Рене со своей женой переезжают в Париж, где художник знакомится с основателем нового художественного движения сюрреалистов – Андре Бретоном. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.