В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Гениальный художник Италии – Леонардо да Винчи создал целую серию шедевров в своей жизни. Таким образом, он воспринимал реальность, познавая ее через свои зарисовки и картины. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) —итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель) изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
На самом деле именно сочетание способностей в области искусства и владения наукой сделали Леонардо прекрасным художником. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Леонардо да Винчи – величайший художник, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи возрождения, родился близ Флоренции 15 апреля 1452 года – умер в замке Клу во Франции 2 мая 1519 года. Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.
В диапазон от самого светлого пятна до самого темного «лягут» все остальные градации светотени. Ни один из них заказа не выполнил, ограничившись созданием картона. Прежде всего, новшество заключалось в том, как располагались фигуры на картине.
орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Но она не исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни (Приложение 1). В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы.
Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. И это, по всей видимости имело эффект. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ Флоренции, в семье богатого нотариуса.
Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Леонардо да Винчи избрал момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст меня». После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо да Винчи французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин.
История «Святого Иеронима» пошла по второму пути. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды.
Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. А настоятель хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник». Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования.
Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу.
Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Счастливый и спокойный период работы Леонардо в Милане завершился драматически.
Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок.
Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени. С помощью этого приема «лепится» объем на плоском листе. Или все дело в том, что Леонардо вообще не любил доводить начатое дело до конца. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов.
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. Но, скорее всего, загадочность улыбки Джоконды – результат наиболее удачного эксперимента Леонардо в использовании техники сфумато, когда краска наносилась многими (до 30) тонкими слоями так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой.
Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. По размерам (6, 6 на 17, 4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Но параллельно продолжает писать трактак о живописи изучать анатомию, рисовать карты, работать над созданием механического льва (утрачен). Мастер-практик должен был быть универсальным, чтобы использовать старинные правила живописи, наряду с голландским реализмом, флорентийским disegno (искусством рисования), венецианским со1оге (умением исполнять картину в цвете). Самый известный трактат, который был собран и издан, это Трактат о живописи. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.
Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу.
История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». К тому же времени относится и необычно решенный женский портрет — «Дама с горностаем» (1488—1490, Краков, Музей Чарторыйских). Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде).
В 1483 году монастырь Святого Франциска заказал Леонардо алтарную картину, впоследствии получившую название «Мадонна в скалах» (ок. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Медлительность творца была притчей во языцех. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Люди. Он считал свою картину обвинительным актом. напротив имеется счастливый союз.
Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. В XV веке подобных учебников просто не существовало. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Первая самостоятельная работа Леонардо, написанная, видимо, когда он еще не покинул мастерскую Верроккьо, — это довольно большая композиция «Благовещение» (1475—1480, Флоренция, Галерея Уффици) влияние учителя еще сказывается в облике Мадонны, характере пейзажа с томными силуэтами кипарисов, тщательности, с которой прописаны рельефы небольшого мраморного стола, но по сравнению с работами флорентийских мастеров этого времени картина кажется немногословной, а пространственная пауза, разделяющая персонажей, создает атмосферу значительности события.
Кажется, все очень просто. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. — запуск живых существ в космос. Франциска в 1483 году.
На всех зрителей они производят буквально парализующее впечатление, а вот мнения экспертов по поводу того, кто изображен на полотне не совпадают. Иногда эксперимент приводил к неудаче. Галерея «Беляево», вошедшая в историю как место проведения первых выставок советских нонконформистов, распахнула свои двери в 1988 году.
Начались годы странствий. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями).
Размеры фрески составляли 4, 5 м на 8, 6 м и размещалась она на высоте 3 м от пола. Но постоянный поиск хлеба насущного (ведь за ним неотступно следовали два-три помощника, кухарка, камердинер), способствовали развитию его талантов в области военной инженерии. Сохранилось письмо к Людовико Сфорца, где он предлагает свои услуги в проектировании мостов, пушек, арбалетов. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Соблюдены все пропорции и законы композиции. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.
Предположительно, моделью Леонардо была возлюбленная миланского герцога Чечилия Галлерани. О чем думает Мона Лиза. Он писал масляными красками очень медленно, работа над картиной длилась годами. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.
Вторая идет от научного познания природы. Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства». Это не просто портрет женщины. Если так, то Леонардо наверняка ощущал свое родство с Иеронимом. Недоуменно, как бы отказываясь поверить услышанному, разводит руками Иаков Старший. Уже в марте 1503 года Леонардо получил от флорентийского правительства ответственный заказ — ему было поручено написать на стене главного зала Палаццо Веккьо большую батальную композицию «Битва при Ангиари».
Картина воспевает материнство, а также скромность матери. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. XIX век наградил её титулом загадочной, даже роковой женщины. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит.
Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. В декабре 1499 года покинул Милан и Леонардо.
В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. По королевскому поручению он сконструировал льва из груди которого раскрывался букет лилий. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии. Ранний вариант включал множество рисунков людей в движении, большинство которых утеряно.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Не смотря на то, что к 1476г. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Почти каждое из его значительных произведений незавершино.
Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Знаменитую «Мону Лизу» Л. да Винчи написал примерно в 1503-1506 гг. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой.
Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Леонардо начал с разработки общей идеи композиции и образов отдельных персонажей в серии композиционных набросков, великолепных этюдов к головам отдельных апостолов и даже словесного описания происходящего события. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.
Но открылась ли. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Но Леонардо, видимо, действительно стремился вместить в этот небольшой портрет все свое знание о природе и человеке, все свое профессиональное умение и свои представления об универсуме и человеке. На момент завещания эта картина стоила в два раза дороже, чем Мона Лиза.
«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. Леонардо же стал компоновать фигуры по принципу пирамиды. Иероним извлек занозу, после чего человек и царь зверей стали неразлучны.
По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. После того как Леонардо перестал над ней работать, ее обрезали по краям (видимо, приспосабливая под небольшое помещение), а затем и вовсе распилили на две части. Коллекционеры найдут много интересного в арт-бутике, принадлежащем «Беляево». Область применения его талантов была поистине безгранична: конструкции арочных мостов, системы осушения заболоченных местностей, ткацкие станки, текстильные машины и даже мощные подъемные краны, о создании которых ранее никто не мог и помыслить. При этом ученые не обнаружили на портрете ни мазков, ни отпечатков пальцев. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи.
Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Иероним изображен в тот момент, когда он кается в грехах, готовясь ударить себя камнем в грудь. И теперь, после многочисленных безрезультатных реставраций фреска представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. «Опыт ? это единственный источник познания», ? говорил художник. А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Рене Декарта представлениями о цикличности природных процессов.
Это был период войны Милана с Венецианской республикой. 1483, Париж, Лувр). В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
После чего уехал во Францию по приглашению Франциска1, двадцатидвухлетнего короля Франции. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину.
Однако власть злого рока на этом не закончилась. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Леонардо да Винчи был перфекционистом, для него не существовало мелочей в искусстве. Поразительное явление Божественного Младенца привело в смятение толпу.
В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только путем более тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали, смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов.
СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Самое светлое пятно – это блик света на боку кувшина. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.
Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. счастье, умиротворение. был убежден, что оно функционирует по тем же законам.
У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Картина была заказана Леонардо да Винчи в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа).
В 1472 г. Л. да Винчи принимают в гильдию живописцев. Естественные природные тени плавные и границы различить сложно. В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Но проведенный в 2006г. Искусство у него занимает место философии и науки. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои).
По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Сплошь и рядом, получая заказ, Леонардо окрылялся идей, рисовал эскизы и изготавливал картон. 1497, Лондон, Национальная галерея), по композиции существенно отличающийся от луврской картины. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки».
Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо ? «Тайная вечеря» исполненная в 1495?1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. В чем же каялся святой Иероним.
Все люди, что собрались вокруг Марии с Младенцем, находятся в движении. Но существует и более современная версия.
И опять, работая над «Поклонением волхвов», Леонардо отказывается повторять сложившиеся каноны и создает абсолютно новую и необычную композицию. Вам знакома палеонтология. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера).
Ее фигура рисуется на фоне неба и далекого пейзажа плавным, спокойным силуэтом как воплощение некого высшего совершенства. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Согласно легенде, опасный хищник занозил лапу и страдал от невыносимой боли.
Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Однако монахи из Сан-Донато выплатили за картину «Поклонение волхвов» два аванса, так что наверняка им хотелось получить заказ для своей церкви. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Это знаменитое «сфумато» – «дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, оптическое впечатление в духе импрессионизма.
Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Они ясно выступают на темном фоне стены. как иллюстрация к записям в одном из дневников.
Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Леонардо даже предвидел путешествия в космос: И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд. Может быть именно этим она была столь дорога автору.
Вполне возможно. Одновременно Леонардо создает свою самую прославленную работу — портрет Моны Лизы Джоконды (1506—1510, Париж, Лувр). В работе над «Тайной вечерей» художник отказался от принятой техники настенной росписи по влажной штукатурке, главным недостатком которой была неумолимая зависимость работы художника от времени высыхания штукатурки. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты.
Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда». Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
Но и этот труд он не успел завершить.
Полуобнаженное тело святого написано со знанием мельчайших деталей анатомии. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Благодаря технике сфумата (секрет которой не разгадан, кстати, до сих пор), Леонардо добивался удивительных эффектов, которые назвал «пропаданием очертаний», когда линия становилась как бы воздушной. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем.
Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены.
В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Сюжет книги вращается вокруг Тайной вечери — картины, где святой Иоанн описан как Мария Магдалина (слева от Христа). Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках.
относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда. Даже с помощью лупы вы не сможете увидеть что-то размером в 30 микрон. Ему позировала жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований.
В 1495 г. Л. да Винчи начал работу над «Тайной вечерей» в монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Это похоже на поток бурлящей воды, что так любил рисовать Леонардо. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу.
Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Интересы сошлись в одном. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Окончить – значит убить. А после этого быстро охладевал к работе. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. У Леонардо было много друзей и учеников.
Популярность его, как загадочного гения, превосходит все мыслимые границы. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу.
Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо "Поклонение волхвов", однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются. До него в живописи царила линия. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
До Леонардо практически никто так не изображал человека, как мы его видим на картине «Святой Иероним». Голова святого чертами напоминает римские бюсты-портреты. тончайшие психологические нюансы и переходы.
Художник в нем неотделим от ученого и науки. В списке произведений Леонардо да Винчи есть особо значимые работы, которые затронули души многих людей. Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь.
Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился). В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Он занимается разбором и систематизацией своих записей по искусству, задумывает написать книгу о живописи.
В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.
Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Конечно, контуры имеют важное значение. Спустя несколько лет после создания, «Тайная вечеря», по словам Вазари, была «беспорядочным набором пятен».
Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. Подумайте только: один микрон – это одна тысячная миллиметра. В 2010 году с помощью рентгеновских лучей исследователи смогли изучить несколько полотен Леонардо, в том числе самую знаменитую картину Мастера – «Мону Лизу» (о самой картине будет рассказано в соответствующей главе). К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.
Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями.
Главная из них открылась сравнительно недавно. В личности Леонардо да Винчи, выдающегося живописца, скульптора, строителя, военного и гражданского инженера, ученого изобретателя, наиболее полно воплотился сформулированный мыслителями итальянского Возрождения идеал «homo universale» — человека, чьи творческие возможности многообразны и почти безграничны. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
Золотое сечение – это скорее архитектурный термин, чем математический. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым.
И чтобы ее соблазнить, он превратился в лебедя. Кроме того, Л. да Винчи описал клапан правого желудочка сердца, открыл, что по годовым кольцам дерева можно определить его возраст, создал камеру-обскура, конструировал каналы и плотины. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции.
Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Мадонну с младенцем полукругом окружает толпа, приблизившаяся к Святому семейству, чтобы поклониться ему. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.
Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Практически ко всем многофигурным композициям Леонардо подходил с математическим расчетом. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек.
Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.
Потом переносил рисунок на доску и делал подмалевок. Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. Как удавалось Леонардо наносить такие слои краски – загадка. Чтобы написать картину «Святой Иероним» Леонардо занимался анатомией, вскрывая трупы. У них общий метод и общие цели.
Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. хранилась в библиотеке Милана.
Для портретов, так же как и для своих Мадонн, было сделано множество набросков. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку. К 1514 – 1515 гг. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).
Эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться ещё при жизни да Винчи. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет.
Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Судьбы картин порой похожи на судьбы человеческие.
1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе. Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу и инцидент был исчерпан. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно.
Девяносто процентов посетителей Лувра приходят полюбоваться именно этим произведением. Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Закончена работа над картиной "Леда". Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Леонардо, по-прежнему уделявший много времени научным занятиям, выполнил в Милане вместе с новым помощником Амброджо де Предисом уже упоминавшуюся выше копию Мадонны в скалах с помощью того же де Предиса он написал свою последнюю картину «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510, Париж, Лувр). В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений.
Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем.
Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сфорца потребовал объяснений. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Примерно в 1476 г. он написал фигуру ангела в картине своего учителя «Крещение» и это сразу привлекло к юному художнику всеобщее внимание. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже.
Легкая дымка светотени — «создательницы выражения на лицах», чуть сгущающаяся в уголках губ и у глаз, сообщает ясному, спокойному лицу Моны Лизы одухотворенность и рождает знаменитую улыбку, которую скорее чувствуешь, чем видишь, которая может неуловимо меняться даже при разном освещении картины. Настоятель монастыря Санта Мария деле Грацие был недоволен тем, как художник работал над заказанной ему «Тайной вечерей». «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи.
Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. Итогом их взаимной любви стали две дочери и два сына. Родился в семье нотариуса.
Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит. Леонардо действительно никогда не спешил закончить произведение, так как был убеждён, что неоконченность – обязательное качество жизни. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. Даже медики в то время изучали анатомию «по случаю».
Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Это был пьяница в сточной канаве. В мастерскую, где работал Леонардо, началось настоящее паломничество. Самой значительной живописной работой Леонардо в Милане стала стенная роспись Тайная вечеря (1495—1498, Милан, трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие). На базе галереи функционируют дизайн-бюро и детский учебный центр.
Та же участь (краски не легли на грунт) постигла и фреску «Битва при Ангиари». Здесь он занялся научными исследованиями изучал полет птиц, пытался разработать модель летательного аппарата, но в 1501 году получил заказ от церкви Сантиссима Аннунциата написать алтарный образ «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». На лице, выделенном светом, с острым, почти фавнообразным овалом, обрамлённом каскадом кудрявых волос играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и всякой дикой пищей. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.
Обратите внимание на композицию, на распределение на картине светлых и темных пятен. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Но этого нельзя было сделать.
В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Объединенные настроением задумчивости и действием ? младенец Христос благословляет Иоанна ? в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья. Поклонение волхвов 1472-1477. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. А никакой увеличительной техники у Мастера не было. Тут с ним случился припадок, предвестник смерти, во время которого король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение. Единственный автопортрет Л. да Винчи написал в 1514 г. В 1515 г. он создал одну из последних картин – «Святого Иоанна Крестителя».
Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Среди первых работ Л. да Винчи называют рисунок «Вид долины Арно», картины «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи».
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам". Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.
В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери». По левую руку от Христа — три апостола, охваченные сильнейшим волнением. Французский период был самым счастливым в его жизни. Отношение этих сторон – иррациональное число (извлечение корня).
Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента ? конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя. У ног его лежит прирученный лев.
В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. После смерти художника, согласно завещанию, коллекцию его работ и знаменитую «Джоконду» получил в собственность Джан Джакомо Капротти, который до самой смерти Леонардо оставался его помощником.
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Два дерева в центре – пальма и каменный дуб – служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева – между фигурой старца, погружённого в задумчивость и справа – фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). Однако эти факты можно объяснить иначе.
После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. Изображение как будто появилось само собой. Несколько позже парная к ней фреска «Битва при Кашине» была заказана Микеланджело. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Возможно, в конце жизни Леонардо использовал самодельные очки. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Ведь жажда знаний в Средние века считалась грехом.
25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо да Винчи, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования.
«Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам.
Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование.
Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Гигантский арбалет одно из лучших свидетельств инженерных и дизайнерских талантов Леонардо.
Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. Их некоторое время изучали. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Самыми известными работами раннего периода являются также «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная примерно в 1478 г. (сейчас она храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Поклонение волхвов» (1481-82 гг. ). Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Не говоря уже о знаменитой «улыбке Джоконды», таинственным и странным кажется многим даже «лунный» пейзажный фон, увиденный как бы с птичьего полета. Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда».
Его страсть к крыльям воплотилась и в костюмных крыльях для театральных представлений. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа.
Но одним из главных инструментов познания природы для него остается живопись, которую он неоднократно именует «Наука живопись». В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Искусство для Леонардо да Винчи было инструментом познания мира.
Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой».
Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Однако к написанию картины он так и не приступил. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г.
В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Широк и разнообразен талант Леонардо да Винчи. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией.
В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. которые будут определять последующее развитие западной культуры.
«Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы дАвалос. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Молодая мать, которая кормит своего ребенка. Также в записях Леонардо упоминаются линзы, то есть обычная лупа.
Портрет подписан «Джоконда», но до сих пор существует мнение, что на портрете изображена жена богатого флорентийского купца. Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Но без этой простоты художники обходились тысячу лет. В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. Нижний кусок какой-то предприимчивый торговец использовал в лавке как столешницу. Человек, смотрящий на картину, как бы становится на это место перед Мадонной и новорожденным Христом.
Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения (Приложение 2). Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Через позу и пластику — то, что он называл движением души. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи.
В те времена все непотребное выбрасывалось прямо из окон. В переводе с итальянского «sfumato» означает «затушёванный», в буквальном значении слова – «исчезающий», будто дым. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция).
Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их нужно научиться передавать в картинах как в природе, чтобы не было заметно, где они заканчиваются. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках».
Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. Об этой особенности творчества художника рассказал Вазари. При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо.
К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля ? «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». Треть сохранившихся работ посвящена мышечной системе, другая часть — сердечно-сосудистой. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи.
Подобная композиция придает картине поразительную динамику. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии.
Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой фреской.
С картиной граничит столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Жил он в это время у деда. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.
С той же Ледой, являющейся олицетворением одного из античных мифов. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой.
Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. К сожалению, в следующие века она была утеряна.
— прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов. В самом начале своего творчества как живописца Леонардо разработал технику сфумато, которую совершенствовал на протяжении всей жизни. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера.
«Поклонение волхвов» – знаменитый сюжет и до Леонардо обычно центральная часть картины вписывалась в воображаемый прямоугольник. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. При дворе художника приняли почтительно, но ни одного заказа он так и не получил.
Вот только он не собирался каяться в том, что хочет проникнуть во все земные тайны. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. Практически это зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех.
Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани». Чтобы сделать свое обобщение еще более впечатляющим, Леонардо устремил все линии своей композиции: мечи, лица людей, конские тела, движение конских ног – внутрь. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. Самая густая тень – падающая тень рядом. Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».
На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену.
«Мадонна в гроте» (1483?1494, Париж, Лувр) ? первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Но лупа – это не микроскоп. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора. Икона была заказана монахами церкви имени св. Человеческий глаз не способен различать подобные величины. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель.
В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. После занятия Милана французами в 1796г. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески.