На протяжении долгой творческой жизни художнику Латуру позировали Вольтер, Руссо, дАламбер, король Людовик XV, маркиза Помпадур, Габриэль Бернар де Руэ, художники, актрисы, кардиналы, общественные деятели. В брачном контракте Ла Тура содержится запись, что 2 июля 1617 года на девушке из благородной люневильской семьи женится Латур-живописец, следовательно, в этот период он уже трудился как художник. В серии образов философов, художников, актрис, общественных деятелей эпохи века Просвещения художник Латур утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчеркивая не только социальное положение портретируемых, но и их интеллектуальную активность.
Композиции Латура на религиозные темы отмечены лирической созерцательностью, пластической обобщённостью форм, сдержанным колоритом, выдержанным в тёплых, красновато-коричневых тонах, сиянием мягкого рассеянного света, придающего бытовым мотивам духовность и тонкую эмоциональность (Новорождённый, Музей изящных искусств, Рен Св. музей, Стокгольм). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. музей и Гренобль, Музей изящных искусств). названия – «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной» 1649 год, Лувр вариант – Государственные музеи, Берлин).
1640–45 варианты– Метрополитен-музей, Лувр и др. Архивные материалы рассказывают об активной коммерческой деятельности Латура и присущей ему практической хватке. Вершина творчества Латура – «Мученичество святого Себастьяна» (др.
Латур Жорж де, Ла Тур (La Tour), французский художник. Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам — Гадалка (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), — художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей.
Себастьяна, церковь в Брольи, варианты в других музеях). Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654). Ириной», Париж, Лувр). В статуарной скованности их фигур, в традиционных позах и жестах как бы обрядного шествия художник открыл огромную нравственную силу. В картине «Шулер» каждый образ найден с поразительной точностью: наивный принаряженный юноша, коварная дебелая куртизанка, простодушная служанка и самоуверенный шулер, который приобщает зрителя к своей мошеннической игре.
Этьен (род. В июле 1617 он женится на Диане Ленерф, происходящей из знатной семьи серебряных дел мастера герцога Лотарингского и после смерти своего отца (1618) поселяется в Люневиле, на родине своей жены, где в 1620 получает гражданство. типам Л. писал святых и апостолов, похожих на нищих странников («Кающийся святой Иероним», Музей, Гренобль вариант– Нац. С 1639 художник короля.
Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна. В каждом простом мотиве художник стремится увидеть нечто возвышенное, важное, передать ощущение некоего таинства: «Рождество» («Новорождённый» Музей изящных искусств, Ренн), «Явление ангела святому Иосифу» (ок. Знакомству европейской общественности с творчеством мастера способствовала выставка «Художники реальности во Франции XVII столетия», состоявшаяся в 1934—1935 годах в Париже, на которой было представлено двенадцать картин Латура. характеристики персонажей гл. Именно на этом напряжении построен сюжет полотна. Вершина творчества Латура — «Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной» (Берлин, Государственные музеи). Такова группа его произведений изображающих слепых музыкантов-рылейщиков, держащих в руках рыли (народные струнные инструменты).
Свет у Л. – гл. В его искусстве свет приобрёл особое значение. 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Зато можно назвать целый ряд живописцев, начиная от натюрмористов Голландии, кисти которых принадлежит «целая цветочная оранжерея». Вместе с тем оно отразило и воздействие нового направления в живописи – караваджизма, предположительно воспринятое Латуром через нидерландских художников и лотарингского мастера «ночных сцен» Ж. Леклерка. Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св.
Иосифа и серия картин с изображением св. Испытал воздействие Караваджо и нидерландских караваджистов. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Не всегда ясны и биографические сведения о нем. Иосиф-плотник, Лувр Мученичество св.
«Ночные сцены» Л. написаны на религ. Картины Латура на бытовые и религиозные сюжеты лаконичны, просты, подчас суровы. Самый известный «Рылейщик» (Нант, Музей изящных искусств) еще Проспера Мериме поразил своей «низменной и жестокой правдой» выразителен и мастерски написан изображенный в профиль слепой музыкант из собрания музея Прадо. Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок.
Но особенную славу Латуру принесли т. н. ночные сцены, в которые он вводит караваджистские приёмы искусственного освещения (изображение свечи, факела, светильника). Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Музей изобразительных искусств в Ренне), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св. Иосиф-плотник, Лувр Мученичество св.
Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Бедствия войны сопровождались ужасающим голодом и эпидемией чумы. Себастьяна» (Берлин-Далем), «Скорбящая Магдалина» (Метрополитен-музей), «Отречение апостола Петра». Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. Вершина творчества Латура — Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной (Берлин, Государственные музеи).
В российских музеях его работ нет. Для каждого из них он находил подходящий сосуд. Алексея» (1648), «Св.
сюжеты, но многие из них кажутся трактованными в жанровом духе. Знаменитый при жизни, затем абсолютно забытый и вновь открытый в 1915 (Германном Боссом, опиравшемся на сочинения Александра Жоли, 1863) Жорж де Латур после выставки «Художники реальности» (1934) и диссертации Франсуа-Жоржа Паризе (1948) занял видное место в истории французской живописи, а после сенсационной покупки нью-йоркским музеем Метрополитен его картины «Гадалка» (1960) и его пресональной выставки (Париж, Оранжери, 1972) – и в истории мирового искусства. Реалистическому стилю письма, унаследованному от классиков, он остался верен до конца. Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов. Затем, по-видимому, переехал в Нанси в 1639 году посетил Париж, где получил звание «ординарного живописца короля».
Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. В его иск-ве свет приобрёл особое значение. собрания), «Святой Иосиф-плотник» (ок.
названия– «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной» 1649, Лувр вариант– Гос. Идущий широким потоком, рассеивая тьму, он подчёркивает строгую обобщённость композиций под действием света загораются, бросая тёплые рефлексы на лица, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац. Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца.
Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам («Гадалка», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Шулер», 1635 год. Испытал воздействие Караваджо и нидерландских караваджистов. Художник никогда не писал просто цветы, стоящие в вазах.
Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте). Получив от герцога грамоты, давшие ему привилегии, наравне с особами знатного происхождения (1620) и вскоре разбогатев, он ведет здесь жизнь мелкого лотарингского дворянина, любящего охоту, держащего собак, при необходимости грубого с крестьянами, сурово охраняющего свое состояние и привилегии он живет в стране, которая с 1635 будет разрушена войнами, голодом и эпидемиями. Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более).
художников и лотарингского мастера «ночных сцен» Ж. Леклерка. Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года. Иосифу», Нант, Музей изящных искусств). Себастьяна, оплакиваемого св. Но особенную славу Л. принесли т. н. И, пожалуй, найдется совсем немного художников, «устоявших» перед искушением изобразить великолепные садовые розы и астры или скромные полевые ромашки и колокольчики.
Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году. Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне. Самые знаменитые работы Жоржа де Латура, созданные в конце творческого пути, это Сон св. Он родился в лотарингском городке Вик-сюрСей, тогда подчиненном епископству Меца и был вторым сыном в семье пекаря (его мать также происходила из семьи пекарей).
Тем не менее он, по-видимому, получил хорошее образование. Детство его прошло в ремесленной среде. В 1636 году Люневиль сгорел вероятно, в огне погибли многие произведения живописца. ночные сцены, в которые он вводит караваджистские приёмы искусств. Но в искусстве Латура свет приобрел особое значение. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам — «Гадалка» (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), — художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей. Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св.
1640, Музей изящных искусств, Нант), «Раскаяние Марии Магдалины» (ок. художник. Себастьяна, церковь в Брольи, варианты в других музеях). музеи, Берлин см.
Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением ее с двумя версиями «Шулера». Королем в этом жанре живописи является натюрморт с цветами. Главное здесь — не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Магдалины. Вместе с тем оно отразило и воздействие нового направления в живописи– караваджизма, предположительно воспринятое Л. через нидерл. Но он воспринял эту борьбу иначе, чем Калло был исполнен веры в человека.
Родился в многодетной семье булочника. 1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св. А в 1639 году, судя по документам, посетил Париж, где получил официальный титул «ординарного живописца короля». Латур Жорж де, Ла Тур (La Tour) (1593-1652), французский художник. Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна.
В действии только руки и избегающие друг друга или перекрещивающиеся взгляды. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне. Затем, по-видимому, переехал в Нанси в 1639 посетил Париж, где получил звание «ординарного живописца короля». Себастьян» (1640— 1650-е гг., Париж, Лувр) тема страдания героя звучит как величественный реквием. Существует рассказ (возможно, легендарный) автора XVIII века о том, что, когда Латур преподнес Людовику XIII своего «Святого Себастьяна» (картину, действительно, замечательную), король приказал убрать из своих покоев все другие полотна. Одна работа мастера – «У ростовщика» – хранится во Львовской галерее искусств.
сюжеты лаконичны, просты, подчас суровы. Творчество Жоржа де Латура Мария Магдалина в пламени свечи 1630, Художественный музей Лос Анджелес Ярким выразителем этих тенденций был Жорж де Латур (1593—1652) — художник сурового эпического склада. С 1639 художник короля.
В 1616 Жорж де Латур возвращается в Вик уже сложившимся художником. В 1638 Люневиль был разграблен и сгорел вероятно, в огне погибли мн. содержательности происходящего. Себастьян», преподнесен Людовику XIII).
С такой же суровой достоверностью и интересом к народным типам Латур писал святых и апостолов, похожих на нищих странников («Кающийся святой Иероним», Музей, Гренобль вариант – Национальный музей, Стокгольм). Одна из этих работ («Рылейщик», Музей изящных искусств, Нант) поразила П. Мериме своей «низменной и жестокой правдой». Затем последовала учеба в школе изящных искусств в Париже. полотна. От него не отвлекают ни яркие одежды, ни блестящая в руках гадалки монета. В картине Латура «Святой Себастьян» (1640—1650-е годы, Париж, Лувр) тема страдания героя звучит как величественный реквием.
Этьен (род. Они выглядят абсолютно живыми и кажется удивительным, что не ощущается их аромат. Родился в Вик-сюр-Сей (Мозель) и жил близ Люневиля (Мёрт и Мозель) до самой своей смерти.
Картины Л. на бытовые и религ. В российских музеях его работы отсутствуют. 1642), «Поклонение пастухов» (1644 обе– Лувр, Париж). Первые уроки живописи Анри получил от отца, который был неплохим художником-портретистом и преподавателем рисования. струнные инструменты). Один из самых своеобразных живописцев долго оставался забытым. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорожденный» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св.
Главное здесь — не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св. Именно эти произведения принесли ему заслуженную славу. Вершина творчества Л. – «Мученичество святого Себастьяна» (др.
Имя французского художника Анри Фантен-Латура (Henri Fantin-Latour) занимает в этом списке почетное место. Родился в многодетной семье булочника. Себастьяна» (Берлин-Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Отречение апостола Петра». Себастьяна» (Берлин — Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Отречение апостола Петра». Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). С такой же суровой достоверностью и интересом к нар.
Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам («Гадалка», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Шулер», 1635. Но эти работы нельзя назвать даже очень мастерским копированием настоящих букетов.
Затем, по-видимому, он вместе с семьей переехал в Нанси. Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Себастьяна, оплакиваемого св.
внимание уделено их жестам и взглядам. произведения художника. в ст.
Одна картина была куплена Лувром. полотна. Все картины Л. – большого формата крупные фигуры наделены почти скульптурной объёмностью. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году.
ЛАТУР, Ла Тур (La Tour) Жорж де (крещён 14. 3. 1593, Вик-сюр-Сей, близ Нанси– 15. 1. 1653, Люневиль), франц. освещения (изображение свечи, факела, светильника). О годах его обучения не известно ничего достоверного (предположительно занимался в мастерской Ж. де Белланжа в Нанси между 1605 и 1610). В картине Латура «Св. Освещенные пламенем факела, склонились над поверженным телом Себастьяна Святая Ирина и женщины, пришедшие для омовения ран. гал. В 1620 году, после женитьбы на Диане ле Нерф, происходившей из знатной семьи, художник по разрешению герцога Лотарингского переехал в Люневиль, где при герцогском дворе издавна работали мастера из разных стран.
В руках они держат рыли — народные струнные инструменты, отчасти напоминающие гусли. В переводе на русский язык слово «натюрморт» значит «мертвая природа», чего никак нельзя сказать о цветах Фантен-Латура. В российских музеях его работ нет. Художник передаёт не только общее чувство скорби, охватившее св. Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов).
О годах его обучения не известно ничего достоверного (предположительно занимался в мастерской Ж. де Белланжа в Нанси между 1605 и 1610 годами). Караваджизм). При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. Одна из этих работ («Рылейщик», Музей изящных искусств, Нант) поразила П. Мериме своей «низменной и жестокой правдой». 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св.
Латур — свидетель жестоких и трагических событий на земле его родной Лотарингии, которая превратилась в арену ожесточенных сражений во время Столетней войны. Она при этом, скосив глаза, наблюдает за своей жертвой. илл. Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств).