Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.
Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Они по-детски просты и естественны. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить.
Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Ведь Кавказ Куинджи символичен.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Это, видимо, результат недоразумения. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Яйла», «Горный склон. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Часто изображается художниками и всегда по разному. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Инициатор создания Общества художников (1909 позже – Общество имени А. И. Куинджи).
Айвазовского в это время в Феодосии не было. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. О нем говорили, как о маге и чародее.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Энергия природы, переменчивые состояния небесных сфер проходят параллельной темой пейзажа Куинджи 1870-х годов. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.
Шаповалова – девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и татарскую фамилию Кетчерджи. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В том же 1873г.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски.
В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа.
В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
В ранний период Куинджи испытал воздействие И. К. Айвазовского, в середине 70-х гг. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве.
Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов.
В скандал были втянуты и другие петербургские художники, одни из которых выступили на стороне Судковского, другие— на стороне Куинджи. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Мать и отец рано умерли, сироту приютили родственники, еле сводившие концы с концами. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
«На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. В том числе две с одним названием. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Отношение творца к изображаемому – основное в картине. Его просто-напросто не принимали в Академию. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В 1873г.
В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский.
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Мариуполь, бывший Павловск, был родиной русского художника, который в 1842 году родился в семье грека-сапожника. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Как бы по-разному их ни воспринимали, но уже то всеобщее внимание, та полемика, которые сопутствовали картинам художника, говорят сами за себя. и А. М.
Голову прикрывала соломенная шляпа. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. В городе имелось Общество изящных искусств. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности.
Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Архип стал сиротой. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Особое значение придавал Куинджи работе с натуры. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам.
В этой картине художник уходит от реализма к романтизму, но не академическому, а с абсолютно новыми приёмами живописи. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».
Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
А передвижничество не предполагает романтизма. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. И все это было результатом его напряженных поисков.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868) преподавал там же (1892-97), среди учеников – К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Рылов, К. Б. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Биография художника Архипа Куинджи начинается в небольшом южном городишке. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. В картине явно просматривается влияние Айвазовского.
Пейзажист. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». В. М.
Вместо уроков он все время что-то рисовал на любых подходящих поверхностях. Сенсационные Березовая роща (1879), Ночь на Днепре (1881) и другие принесли А. Куинджи славу первого художника-импрессиониста в России. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Успех картины превзошел все ожидания. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем— в Вене и, в конце концов, стала первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В то время он опять работал ретушером. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. В 1875 году его зачисляют в члены Товарищества передвижников.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь».
под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями (Чумацкий тракт, 1875, ГТГ). Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно. Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь.
Суворовым. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера.
Необыкновенно эффектная передача солнечного и лунного света, активные цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Кроме того, художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения красоты. А. И. Как мы знаем, этого не произошло.
В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Петербург жил открытием выставки.
Однако учеником Академии он так и не стал. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Картина или действительность. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей.
«Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». Мальчик с детства любил рисовать.
Затем Архип служил богатому зерноторговцу. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Куинджи Архип Иванович (1841-1910), русский художник.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Крым», «Морской берег. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Крым» и многое другое. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками. Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. Манера письма – легкая, свободная. Жена Репина Н. Б.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В конце концов победа осталась за Куинджи.
В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Рерих, А. А. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Уныло-реалистичные полотна На острове Валаам (1873), Забытая деревня (1874) и более светлый Чумацкий шлях в Мариуполе (1875) прочно укрепляют положение великого художника Куинджи как реалиста. О художнике снова заговорили. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г.
А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Крым», «Крым. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Богаевский, А. Борисов.
Что это такое. В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и тому подобное) использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким главным тонам цвета (Украинская ночь, 1876, Берёзовая роща, 1879, – оба в ГТГ Ночь на Днепре, 1880, ГРМ). Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Отец Куинджи был сапожником. Однако, это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. По-настоящему народная, показавшая отчаянную, безнадежную бедность российской глубинки, Осенняя распутица (1872) написана в тусклых серо-коричневатых тонах. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Архип Куинджи (в переводе с тюркского урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Отныне Вера считалась невестой Архипа. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. После этого, закрывшись в мастерской для творческой работы, Архип Иванович продолжал вести активную общественную жизнь. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Среди его учеников были Н. К.
Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. И неустанно рисовал. В 1874г.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Ученики любили и уважали Куинджи. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов. В благородной тревоге И. Н. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.
Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». И характер художника ничуть не изменился. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Фесслер давал некоторые указания в живописи. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Берёзовая роща – символ России.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. Он выставил на конкурс картину Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма, которую, как он сообщил, писал с натуры. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Кавказ». В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». В родном городе это было невозможно. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. получает звание классного художника. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В итоге победа осталась за последним. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Это был взрыв. Член ТПХВ (1875-79 смотри Передвижники).
Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам.
В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Юному Архипу не довелось получить образование.
В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника. Вид на гору Демерджи. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
.