Необычным символом в виде дракона (или крылатой змеи) свои картины подписывал немецкий художник – автор таких известных работ как "Венера и Амур", "Отдых на пути в Египет", "Охота на оленей" и многих других – Лукас Кранах Старший.
В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Кроме этого, предприимчивый Кранах занимался виноторговлей и владел единственной в Виттенберге аптекой. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Венера, 1529.
После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны. Источник молодости, 1546. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Однако это приносит и неожиданные результаты. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Лувр, Париж. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
и вскоре переросло в тесную дружбу. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Шёнер»). Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю – Палестину. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Для них он написал портреты. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Год спустя художник скончался в Веймаре. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505 – 1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Екатерины». Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.
К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Картина «Адам и Ева. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
1530, Вена, Музей истории искусства). Картинная галерея, Берлин.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
Известно, что у художника было еще три дочери. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Искусствоведы продолжают спорить.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Лукас Кранах Старший (нем.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Его супруга как будто бы светится изнутри. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Его портреты пользовались большой популярностью. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр.
Ему грозила смертная казнь. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
Живописи он учился у своего отца. Такой подход, имевший большое значение для развития южно-немецкой живописи, дает право считать Кранаха основателем дунайской школы. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Дерево, масло, 3822 см. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. История ее такова.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Франциска» и «Покаяние Св.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Ибо более блаженной смерти быть не может». Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). У художника имелось еще три дочери. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.
В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне.