Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения. Династия художников, основанная Лукасом Кранахом, просуществовала до XVII в. Лукас Кранах Старший– презентация по мхк, котораяпознакомит с творчеством одного из самых знаменитых художников немецкого Возрождения. Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным.
Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг — 25 января 1586, Веймар) — немецкий художник-живописец, сынЛукаса Кранаха Старшего. В числе авторов подобных карикатур были величайшие художники — Лукас Кранах-старший и Дюрер.
В картинах художника после 30-х годов проскальзывают элементы эротики. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Выделить картины руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «кранаховский стиль» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
Картина «Три грации» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16 века. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Несмотря на надуманность и гротескность образов, картины были важным шагом в формировании бытового жанра. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Екатерины». Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Размер картины 30, 5 x 23 см, дерево, масло.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Как и курфюрст, художник остался верен евангелическому исповеданию веры — лютеранству. По этим знакам современники художника, знакомые с наукой о символах, могли без труда определить, что Иоганна Куспиниана отличает темперамент меланхолика. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Династия Кранахов оставалась достаточно известной в Европе еще несколько столетий. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Никулин).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Большое внимание в картинах уделяется натурализму деталей. Многие деятели Реформации и члены их семей стали героями картин Лукаса Кранаха Старшего.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
Шёнер»). В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
Шёнер»). Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. Там они провели около трех лет. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. Никулин).
Портрет Иоганна Куспиниана создан Лукасом Кранахом после путешествия по Германии, которое закончилось в Вене. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Франциска» и «Покаяние Св. Кранах стоял во главе саксонского посольства, прибывшего к курфюсту Иоанну III Миротворцу, чтобы посватать его дочь, принцессу Сибиллу Клевскую, за принца Иоганна Фридриха. Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета.
Венера, 1529. Размер доски 51 x 97 см, дерево, масло. Он владел аптекой, открыл самую большую в городе типографию (1524 г. ) издавал и торговал книгами, трижды (1537—1544 гг. ) избирался бургомистром Виттенберга. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Он отправился в Виттенберг и передал мастерскую сыну Лукасу Кранаху Младшему (старший сын умер в Италии в 1537 г. во время эпидемии чумы). Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Неслучайно Лукас Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Юдифь», «Суд Париса», «Диана», «Лукреция», «Мезальянс», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков, а также другие античные и мифологические темы. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа.
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Картина была задумана как парадное свадебное изображение, вот таким образом супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Картину «Портрет женщины» немецкий художник Лукас Кранах Старший написал в 1526 году. История искусства. Его портреты пользовались большой популярностью. Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Картина «Суд Париса» написана немецким живописцем Лукасом Кранахом около 1514 года. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Живописи он учился у своего отца.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Размер доски 83, 8 x 56, 5 см, дерево, масло.
Подтверждением этому является целый ряд многочисленных картин немецкого живописца «Суд Париса» на известный историко-мифологический сюжет. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Латинская надпись на краю бассейна предупреждает: «Я, нимфа источника, отдыхаю. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Картина «Меланхолия» создана художником в 30-х годах 16 столетия на основе популярного сюжета, пользующегося спросом и бытовавшего в среде мастеров и заказчиков. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени.
Немецкий художник и график эпохи Возрождения. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты). Жизнь во всех ее проявлениях была не чужда Лукасу Кранаху Старшему. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). После 20-х годов 16 века в творчестве художника нарастают другие тенденции. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника».
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Источник молодости, 1546. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.
Приняв учение Лютера в начале 1520-х годов, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Моделями Кранаха были саксонские курфюсты и члены их семей, вельможи, деятели церкви и науки («И. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились.
В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Грехопадение, отказ от покаяния и изгнание прародителей из Эдема повергло будущее человечество в суетность земной жизни. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.
Картину относят к позднему периоду творчества художника. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Многие картины, гравюры выходили в свет в нескольких вариантах. Размер 59 x 45 см, дерево, масло.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника. Размер работы 88, 5 x 58, 6 см, дерево, масло.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Известно, что у художника было еще три дочери. Н. Н. В этом смысле особенно характерны поздние картины Лукаса Кранаха на мифологические темы – «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне) и другие. Собственно, юношеских работ художника не сохранилось.
В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Лувр, Париж. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). История искусства.
Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Лукас Кранах родился в1472 году всемье живописца вместечке Кронах натерритории нынешней Баварии— название онивзял вкачестве фамилии. Умер Лукас Кранах Старший 16 октября 1553 г. На надгробном камне выгравирована лаконичная надпись: Derschnellste Maler (Самый быстрый художник). В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство.
В портрете господствует графическая манера письма, тонкий извилистый контур. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Картина «Адам и Ева. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Но отметим и роль универсального мастера (он писал не только портреты, картины на мифологические и религиозные темы, но и был блестящим гравером, занимался резьбой на дереве, готовил эскизы для гобеленов и тканей) в становление и развитие Реформации в Германии. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Позже по просьбе Иоганна Фридриха уже очень пожилой художник присоединился к нему в Аугсбурге, прожил рядом несколько месяцев и после его освобождения в 1552 году сопровождал его в Веймар. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха. Является парной картиной к портрету супруги доктора Анны Куспиниан. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Облику Мадонны художник придал также национальные черты. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Впервые Лукас Кранах обратился к этому сюжету в 1508 году, в гравюре на дереве. Картина «Обиженный Амур и Венера», размер 81, 3 x 54, 6 см, дерево, масло.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Такие своеобразные лица с широкими скулами, заостренным подбородком и узкими широко расставленными глазами встречаются и в других картинах Кранаха. Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. Это бесконечные «Адам и Ева», «Диана», «Юдифь», «Венера», «Вирсавия» – картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Своеобразный характер Иоганна Куспиниана подчеркивается пейзажем, открывающимся за его широкими плечами. Размер работы 77 x 121, 5 см, дерево, масло. Картина «Аполлон и Диана» создана художником в 1530 году. Екатерины». Затем картины «Суд Париса» по мотивам античного сюжета неоднократно создавались в его мастерской.
Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Портрет относят к среднему периоду творчества художника. Картину «Отдыхающая нимфа» или иначе «Нимфа источника» художник Лукас Кранах написал в 1530-х годах. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах».
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Впоследствии мастерская Кранаха поставит производство Венер — простоволосых и в шляпках, с купидонами и без — на поток. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Размер картины художника 41 x 26 см, дерево, масло. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Мы можем и сегодня окунуться в эту эпоху, кардинальным образом изменившую картину мира.
Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров. У художника имелось еще три дочери. Однако, несмотря на дружбу кранаха с мартином Лютером в числе постоянных заказчиков художника был кардинал Альбрехт Бранденбургский – ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Картинная галерея, Берлин. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
В поздний период творчества художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. История искусства. В гравированных и живописных портретах Лютера, пропагандирующих его учение и биографию, представлял его в различных образах: гуманиста, реформатора, святого и т. д. В портретах, созданных в Виттенберге, Кранах не углублялся в психологическую характеристику модели, ограничиваясь суммарным воспроизведением её внешних черт и уделяя особое внимание заострённости характеристики образа.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Его портреты пользовались большой популярностью. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Размер работы 43 x 32, 2 cm, дерево, масло.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Не смей нарушить мой сон». Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно.
Создавал алтарные композиции, писал картины на библейские и мифологические сюжеты, жанровые сцены, сцены охоты. Н. Н. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая – цветной фон. и вскоре переросло в тесную дружбу. В зрелые годы Лукас Кранах создал целый ряд портретов, в том числе «Портрет Шеринга» (Брюссель), «Портрет дамы» (1526 Мюнхен), «Автопортрет» (1527 Флоренция).
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Согласно итальянской версии средних веков Парис – рыцарь, королевский сын. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Известен как замечательный мастер портретного жанра. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Портрет относится к раннему периоду творчества художника. Внимание к пейзажу, который в ранних работах занимает центральное место, непосредственность восприятия природы, реализм отдельных деталей обнаруживают в Кранахе самобытного художника, оказавшего влияние на формирование дунайской школы.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Размер доски 50, 5 x 35, 7 см, дерево, масло. Однако художник в своих картинах изображал историю не так, как о ней повествовано в древнегреческом мифе, а так, как ее пересказал итальянский сочинитель XIII века Гвидо делле Колонне в романе «История разрушения Трои».
В наиболее ранних из дошедших до нас произведений, прежде всего в гравюрах, можно отметить признаки связи Кранаха с позднеготическими традициями (гравюры на дереве 1502-1509 годов – «Распятие», «Святой Иероним», «Искушение святого Антония»). Встреча с Альбрехтом Дюрером, знакомство с его произведениямиповлияли на взгляды на искусство Лукаса Кранаха и на его творчество. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. 1530, Вена, Музей истории искусства).
Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Картина «Геракл у Омфалы» создана в мастерской немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го века на основе широко известного мифологического сюжета. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Однажды он заблудился в заколдованном лесу и уснул. Во сне к нему явились хитрый бог Гермес и три красавицы-богини с просьбой определить, кто из олимпийских богинь является «прекраснейшей».
Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
«Покаяние святого Иеронима» создана в 1502-1503 году. К лучшим из них принадлежит «Портрет отца Лютера» (1530 Вартбург), в котором дано яркое изображение человека с характерным выразительным лицом. В конце жизни прагматичный художник совершил поступок чести.
Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок. Размер 56 x 42 см, дерево, масло. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Картина «Распятие с преображенным центурионом» написана в мастерской художника Лукаса Кранаха Старшего в середине 30-х годов 16-го столетия. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии.
Тот же колорит в картине 1504 года Отдых на пути в Египет. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. «Отдыхающая нимфа» – одна из таких картин. Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546).
Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Портрет доктора философии Иоганна Куспиниана написан Лукасом Кранахом Старшим в 1503 году. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Это не мешало ему создавать живописные и графические шедевры, среди которых особое место занимают женские образы. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. и вскоре переросло в тесную дружбу. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Художник был активным политическим актором, неоднократно выполнял дипломатические поручения курфюрстов Саксонии (например, в Нидерландах, где он познакомился с творчеством местных мастеров, в том числе и Иеронима Босха), дружил с Альбрехтом Дюрером, Мартином Лютером и его женой Катариной фон Бора (был приглашен на свадьбу и стал крестным отцом их первого ребенка Ханса), а также с Филиппом Меланхтоном (второй женой Лукаса Кранаха Младшего стала племянница Меланхтона).
Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Картина относится к ранним работам художника. Бытует мнение, что Кранах Старший способствовал смягчению наказания для своего сюзерена. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. Однако это приносит и неожиданные результаты. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
Ему грозила смертная казнь. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Картина «Распятие с преображенным центурионом» создана художником по мотивам известной библейской легенды Нового Завета. Облику Мадонны художник придал также национальные черты.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Дерево, масло, 3822 см.
Для них он написал портреты. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. В 1526году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Картину относят к зрелому периоду творчества художника. В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. А в 1550 г. вместе со своим патроном, последним эрнестинским курфюрстом Саксонии Иоанном Фридрихом Великодушным находился в заточении — вначале в Аугсбурге (Швабия), потом в Инсбруке (Тироль). Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден). Лукас Кранах прожил долгую и, скорее всего, счастливую жизнь. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха.