Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
У художника имелось еще три дочери. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Картинная галерея, Берлин. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Дерево, масло, 3822 см. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Источник молодости, 1546. Для них он написал портреты. Лувр, Париж. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Однако это приносит и неожиданные результаты. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Картина «Адам и Ева. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Лукас Кранах Старший (Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
История ее такова. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет.
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Его супруга как будто бы светится изнутри. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Год спустя художник скончался в Веймаре. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Ибо более блаженной смерти быть не может». и вскоре переросло в тесную дружбу.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Заэто чувство природы раннего Кранаха причисляют кдунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра— для них это уже нефон для сюжета, асамостоятельный пласт картины. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю – Палестину. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Как-то среди желающих переправиться через реку оказался мальчик, которого великан легко посадил на плечи и начал свой путь. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. В этом же году Фридрих отправляет Кранаха с дипломатической миссией к императору Священной Римской империи Максимилиану I в Нидерланды, где он пробудет до 1509года.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Его портреты пользовались большой популярностью. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Учился, по-видимому, у своего отца. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Известно, что у художника было еще три дочери. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны. Они были несколько наивны по композиции, фигуры тонкими и вытянутыми, женская натура практически всегда была обнаженной или слегка задрапирована тканью, особенно часто встречаются героины в широких головных уборах. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.
Он никому не подражал, кроме природы, однако же был под некоторым влиянием протестантского воззрения. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. 1530, Вена, Музей истории искусства).
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Шёнер»). Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Венера, 1529. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. В первый этап Реформации как будто падают все преграды, все дозволено, все средства оправданы волей нового протестантского бога, который позволяет человеку бороться за свою свободу. Екатерины».
Искусствоведы продолжают спорить. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.