Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Шишкина (1880, ГРМ) и других. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью.
Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. Это скорее портрет-картина, представление художника об идеальной красоте. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями. «Лунная ночь» (1880) — картина о властном и таинственном воздействии природы на душу человека — одна из трех главных работ Крамского 1880-х, где выражение общечеловеческого граничит с воплощением женских образов («Неизвестная» и «Неутешное горе», 1884).
Она потрясена. В. В. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Он писал о Крамском: «Вот так учитель. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. Крамской открывает нам силу духа «певца гражданской скорби», до последнего мгновения служившего своему обездоленному народу. В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение».
Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею).
Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. Мясоедова (1861), П. П.
Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков.
Морозова (1868), И. И. На что Репин отвечал: «Не показывал он его потому, что еще не привел его в то состояние, когда считал бы достаточно удовлетворительным для зрителя. Салтыкова-Щедрина (1879 все в ГТГ) И. И. Крамской вышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885).
Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Учился в петербургской АХ (1857-63).
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Событием российской художественной жизни стало появление картины Крамского «Христос в пустыне» (1872) на Второй передвижной выставке. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873 И. И. Шишкин, 1873 Павел Михайлович Третьяков, 1876 М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галереи портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики. Так выполнены известные портреты художников А. И. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста.
Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Софья, как и обещала, действительно всегда была рядом с мужем. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему – Пир в Валгалле и вышли из академии. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне».
С детства увлекался искусством и литературой. Она мало кому известна и явно не была понята. Таким он проявил себя в портретах И. И. Крамской писал: «Пока мы не всерьез болтаем о добре, о честности, мы со всеми в ладу, но попробуйте серьезно проводить христианские идеи в жизнь – посмотрите, какой подымется хохот кругом». Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Иван не раз признавал, что без неё он бы никогда не справился, а его знакомые с улыбкой вспоминали «артельный» самовар, который всегда кипел благодаря Софье.
Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.
(1880) А. С. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи. Чистякова (1861), Н. А. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Объединение свободных художников процветало.
При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. «Пир в Валгалле» показался художникам галиматьей и они отказались работать по этой теме. На первой выставке Товарищества экспонировались Портрет Ф. А. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги.
Третьякова (1876) М. Е. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Это единственная работа художника 1880-х годов, купленная у него П. Третьяковым. Шишкина (1869), Г. Г. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев).
С первого года обучения Иван Николаевич отвергает консервативные устои и каноны, принятые на тот момент в Академии. Товарищи последовали его примеру. Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. Поза естественна и грациозна. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской.
1867 год – первый неудачный вариант картины. Осенью того же года поступил в Академию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Относящееся к ней большое полотно Хохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным.
Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств.
Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Н. Толстого, 1873 П. М. Третьякова, 1876 Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78) живописца А. Д. Литовченко (1878) М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) все —Третьяковская галерея И. И. Шишкина (1880) В. С. Соловьева, 1885 оба —Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя.
Спустя какое-то время Крамской пишет картину "Неутешное горе". В 20 лет, не имея художественного образования, подал документы в Петербургскую Академию художеств и был принят. В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Соловьева (1885 все в ГРМ) и др. Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. В 1857 году поступил в Академию Художеств. В картине Христос в пустыне (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира идею героического самопожертвования. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье.
Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Хорошо известны портреты художников А. И. Река Оредеж», 1883). Говорят, например: «Поеду поучусь технике». Это полотно создавалось в течении десяти лет.
Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала». «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Портрет Васильева был особенно дорог ему.
В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Крамской был великим тружеником. Как видим, происхождение художника Крамского было демократическим, разночинным.
Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) и Портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны.
Озеро», 1879 «Сиверская. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Когда ему становилось грустно, Крамской приходил к жене и детям. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала.
Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». XIX в. Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение.
К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.
Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске», для П. М. Ковалевского она «одно из исчадий больших городов». И тут же предложил Крамскому написать ряд портретов лучших людей России. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). «В парке.
Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Васильева и Портрет М. М. Этот скандал получил широкую огласку. В концу десятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности.
Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. «Искусство обширно и неисчерпаемо. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства.
Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. «Русским гражданином» назвал его И. Е. Этот хохот вот уже сколько лет меня преследует». Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок».
Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Сам он картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского.
После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее). Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника.
Чистякова (1861), Н. А. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа.
Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». «Хохот» был замыслен как монументальное произведение. Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Антокольского. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Нежные полутона картины прекрасно подчеркивают обаяние юности. ССР).
Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», – написал П. М. Третьяков Крамскому. Ведь именно благодаря этому выбору он обрёл большую и крепкую семью. Картина «Н. А. Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель.
Вдохновитель организатор передвижников. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». На первой выставке Товарищества экспонировались Портрет Ф. А. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. Суворина (1881) В. С. За эту картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора, от которого тот отказался.
Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. Лишь в 1986 г., когда шла подготовка юбилейной выставки Крамского, полотно размером около двадцати квадратных метров развернули и произошло настоящее открытие. Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши».
Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году. Кисть, выскользнувшая из рук живописца, забрызгав холст, упала на пол. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Рисунок чаще достигает объективности, нежели краска. В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию.
В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы.
В 1877 году в Париже Крамской возвращается к теме Христа и начинает монументальное полотно "Хохот" ("Радуйся, царю иудейский"), (1877 – 1882, ГРМ). Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). К теме Христа художник неоднократно возвращался. Писал очень медленно, никому не показывая полотно.
В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым. Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник, рисовальщик и художественный критик. Вскоре в семье Крамского случилась трагедия – смерть двух младших сыновей (всего у Крамских было шестеро детей).
Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы). В тот же год лишился отца, писаря городской думы. Художник согласился и создал галерею великолепных портретов – Л. Н. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Работа художника была долгой и мучительной. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен.
Здоровье мастера сильно пошатнулось, он больше всего боится не успеть закончить своё самое любимое детище. Кроме «Майской ночи» — первой своей большой картины, — Крамской думал дать на выставку несколько портретов, написанных маслом: скульптора Марка Матвеевича Антокольского, художников Михаила Константиновича Клодта, Федора Васильева. Академик. Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство. Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок».
Одним из итоговых произведений этого периода стал портрет С. Крамской, жены художника (1879). И Васильев умер. Отсюда сложность звучания образа «Неизвестной», созданного рукой большого мастера.
Некоторые подобные работы воспроизведены в данном издании. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил итальянского карандаша, работал также используя метод так называемого мокрого соуса, позволявший имитировать фотографию. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. За это полотно Академия художеств хотела присудить Крамскому звание профессора, однако он отказался. Так охарактеризовал Крамского бывший художественный критик «Современника» и «Отечественных записок» П. Ковалевский.
Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника —неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Оказал огромное влияние. Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос.
По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушером у фотографа, с которым кочевал по России. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей.
Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. Крамской же продолжал напряженно работать. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники).
Господи, твоя воля. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Устойчивый интерес художника к крестьянским типажам проявился еще в «Портрете крестьянина» (1866), прозвучал в работах 1870-х: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» (1883).
Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68). Но работа не давалась. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка.
Все же именно в 1880-х гг. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др. ) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876) при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, в том числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена.
В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. Третьякова (1876, ГТГ), И. И.
В 1870 году он стал руководителем и идейным наставником Товарищества передвижных выставок, сообщества художников-единомышленников, которое предполагало самостоятельно определять развитие художественной культуры в стране. Суворина (1881), С. С. Лучшие свои работы в этом жанре художник создал в 1870-е — начале 1880-х: Л. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), М. Салтыкова-Щедрина (1879), И. Шишкина (1880) и др. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи. А того не поймут, что великие техники меньше всего об этом думали, что муку их составляло вечное желание только (только. ) передать ту сумму впечатлений, которая у каждого была своя особенная.
В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Софья не покинула художника, даже когда у него открылась тяжелая стенокардия или, как тогда говорили, «грудная жаба». Крамские прожили вместе 25 лет. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании.
Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. «Трудная штука луна», — говорил он. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Шишкина (1880), В. Г. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще и мне хотелось бы ее поправить». Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).
В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Л. Н. Толстому портрет так понравился, что он заказал еще один – "для жены и детей". В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он. Все же именно в 1880-х гг. Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос.
Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. Скандальные толки вызвала его картина "Неизвестная" (1883, ГТГ). Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян.
Художник откладывал ее на время, писал другие картины, портреты. Некрасивая получилась история. Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в. В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Были созданы также собирательные портреты крестьян: Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868).
Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. После смерти Крамского судьба картины была драматична.
Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. У Крамского появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской семьи. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Крамской – русский художник жанровой исторической и портретной живописи. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой).
После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Собирая для него материал, Крамской побывал в Италии (1876). Позже в Артели появилось фотоателье. Требования автора к себе все возрастали.
Тем временем Крамской много работает со своими картинами, пишет ряд портретов, среди которых портреты художника Ивана Шишкина, государственного деятеля Дмитрия Андреевича Толстого это даже добавляло Крамскому популярности и со временем он становится известным и модным художником и получил звание академика. Смысл картины был сформулирован ее автором, говорившим о «возможности человеческого счастья чрез усилия каждой личности над собою. ».
Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Картина «Н. А. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880 или «Неизвестной», 1883 оба —там же).
Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Самый замечаемый и выразительный портрет Крамского был, портрет Александра Дмитриевича Литовченко, в образе, которого чувствуется могучий порыв и внутренний мир, положительный отзыв дал этому портрету Стасов В. В. П. М. Третьяков впоследствии недоумевал: «Вообще не могу понять, – писал он Репину, – как и почему мог скрывать Крамской эту работу так тщательно, когда содержание ее он не только не скрывал, но всем подробно рассказывал».
Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы (Некрасов в период Последних песен, 1877-78, Неизвестная, 1883, Неутешное горе, 1884, – все в ГТГ). Крамской – выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов.
Дополним этот «трудовой» список — пятнадцати лет от роду он поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. Вместе они арендовали небольшое здание, где у каждого была своя мастерская и общее просторное помещение для собраний. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь.
Это позволяло художнику в последние годы жизни существовать безбедно. В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем.
Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь. » Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), — самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. В 1880-е художник активно занимался пейзажем («Жуковка. С конца 1870-х заметно стремление художника трактовать портрет как сюжетную композицию («Некрасов в период Последних песен"», 1877 «Неизвестная», 1883).
В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. Соловьева (1885). Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью.
Гравер. За Крамским был установлен полицейский надзор. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. Отец художника был писарем. «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву.
Чрезвычайно выразителен и трагичен другой портрет, точнее, портрет-картина «Некрасов в период «Последних песен» (1877), написанный художником у постели умирающего поэта. Здесь же он являлся участником известного Бунта Четырнадцати, когда ученики взбунтовались против навязывания темы для рисования к конкурсу, основанной на сагах Пир в Валгалле. Морозова (1868), И. И. оказавшись в безвыходном положении.
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Некрасивая получилась история. Ведь даже искусствоведы знали «Хохот» лишь по плохой фотографии, которая давала весьма искаженное представление о картине. Он работал неустанно, до последнего мгновения своей недолгой жизни.
Тогда и был сделан первый набросок композиции. Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью.
В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Это была самая заветная картина Крамского. Кошелева (1866) все – в ГРМ. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение».
Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Перова (1881), А. С. Что касается второго портрета — «Неизвестной», до сих порне знают, с кого он писан, хотя по поводу модели было много предположений. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. За картину Моисей источает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – в Таллинском музее) получил Малую золотую медаль.
Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Картину приобрел П. Третьяков. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью.
Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Выезжал он в Европу и в последующие годы. Толстого (1873) П. М. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея). Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки.
Не все ладно было в самом Товариществе. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» —такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884 все —Третьяковская галерея). Крамской делал эскиз за эскизом и сам же отвергал их. На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.
Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. В двадцать лет Васильев был уже взыскательным мастером, умным, взволнованным певцом родной природы, автором картины «Оттепель», получившей первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Кто изображен на портрете.
Спустя всего три месяца после того, как была закончена картина «Христос в пустыне», он писал художнику Ф. А. Васильеву о вновь задуманном полотне «Хохот». И. Н. Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. Одним из его учеников был Илья Репин. Боткина (1882), С. И. В 1857 году оказался в Петербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера.
Глубоко и нежно любил он этого щедро одаренного юношу, видел в нем будущего гениального русского художника. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. Собственно, о данной работе и нельзя говорить только как о портрете конкретного лица.
Родился 13 января 1831 года. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Это событие показало рождение нового направления в искусстве, новой силы, способной противостоять косному, оторванному от жизни академическому искусству. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. В нем Крамской мечтал как бы продолжить мысль о трагичности судьбы человека, посвятившего жизнь поискам истины. И пусть это только сказка и сказочным кажется дом на горе и дремучий лес и глухой, заросший пруд и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.
Кошелева (1866). По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Антокольского (Музей БССР). Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам, переехал в Петербург, где и началась его плодотворная творческая карьера, продолжавшаяся вплоть до внезапной смерти в 1887 году.
В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая.
В чертах героини легко угадываются черты супруги Крамского Софьи Николаевны. Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». «Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни.
«Неутешное горе» — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей). В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. Шишкина Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.
Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет.
Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). «Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии.
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Крамской работал над картиной долго, терпеливо.