Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. – 1682 г. ) – великий французский художник, живописец, гравер. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен. Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник. За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.
Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров». На второй картине листва на деревьях выглядит как ранней весной войска Людовика XIII одержали победу при Па-да-Сюз в марте 1629 года.
Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Композиция картины делилась на чёткие планы. В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. – 17 н. э. ). – Л. : Искусство, 1986. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо).
Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Лоррена мало интересовал сюжет картины и образы людей: его внимание было сосредоточено на природе, заключающей в себе возвышенность и совершенство мироздания («Грот Нентуна в Тиволи», 1640 «Очарованный замок», 1664 «Асканио и олень», 1682).
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр. илл.
Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде.
В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат.
Стр. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Его соседом был, в частности, Никола Пуссен, которого он посещал в 1660-е годы. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун.
Крепость Ла-Рошель, представленная со стороны ближайшей деревушки Астре, со всеми её башнями и укрепительными сооружениями изображена с почти фотографической достоверностью, да и вид на Па-де-Сюз исполнен с предельной точностью. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Рано остался сиротой. Его произведения не обладают глубиной мысли, широтой охвата действительности, в них более непосредственно выражено живое чувство природы, оттенок личного переживания. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. С огромным мастерством художник показывал игру солнечных лучей в различное дневное время, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.
В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж. В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна. Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее). Картина хранится в Лондонской Национальной галерее.
Так, композиция Осады Ла-Рошели. – 196 с: ил. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзаже под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме. Даниэль. Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения. Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ).
Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. – Москва : Искусство, 1964. Образование художника должно было проходить в стенах академии. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника).
Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели. И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят.
В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии).
Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения. При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту. Искусство XVII века : Италия. Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона.
Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры.
Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг.
В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. В 1627 он уехал в Рим. Рано остался сиротой. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет.
Художники 17 века, во многом развивая традиции эпохи Возрождения, значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства. Холст, масло, 116153, 5 см. Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Действие происходит в лесу у озера Неми.
Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера. Очевидно, на ранних этапах Лоррен относился к необходимости добавления в пейзаж какого-либо сюжета, как к досадной обязанности.
Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен. 11).
С 1619 по 1624 продолжает обучение в Неаполе у мастера городского пейзажа Готтфрида Вальса, затем на два года уезжает во Францию. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. 19).
Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682).
Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Не менее интересен формат работ. Луки (то есть художественной академии). Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге).
12). На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. Во II веке она была умерщвлена.
Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. С 1634 года – член Академии св.
Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Настоящее имя – Клод Желе. Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси.
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души. Особенно хороша картина «Утро».
Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682. Национальный музей Каподимонте, Неаполь. На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Холст, масло, 155199 см. Именно способность человека мыслить, по мнению философов, возвышала его, превращала в подлинные образ и подобие Божие.
О его детстве известно немного. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи. На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение.
Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Испания, Фландрия. Ничто не предвещает трагической развязки.
К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу. – 408 с., 6 л. ил.
Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей). Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке.
Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Стр.
Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17). Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем. Луки (то есть художественной академии). 8).
Название классицизм (оплат. Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская).
Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18). 6 и 7). Родился в Лотарингии, в 12 лет приехал в Рим, где учился у А. Тасси. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом.
В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата искусного гравера на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613 – 14 годах Лоррен (чит. статью) отправился вместе с одним из своих родственников в Италию.
Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5).
Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650). Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Лоррен – крупнейший мастер пейзажной живописи французского классицизма. Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи.
Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. К лучшим созданиям Лоррена должны быть причислены его пейзажные рисунки с натуры исполненные тушью с применением отмывки. Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3). Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры.
Работая слугой в доме художника-пейзажиста, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея). rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена.
Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду). Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси.
Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии.
16). Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии. Аллегри и Н. Колонбеля. С 1634 года он -- член Академии св.
Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин.
(Ил. Большую часть творчества Клода Лоррена составляют городские пейзажи изображающие его вторую родину — Рим. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена. Аллегри и Н. Колонбеля. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644). Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Лувр, Париж.
По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Вдалеке виден Колизей. Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей.
В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.
— 18 г. н. э. ). Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. Клод Лоррен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Гармония человека и природы, характерная для этой картины, свидетельствует о мастерстве Лоррена-пейзажиста. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. В 1627 году Лоррен опять обосновался в Риме.
Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14). На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Клод Лоррен оставил множество рисунков. Холст, масло, 5612 см. Французский пейзажист, представитель классицизма.
Лоррен справляется с этой задачей блестяще, показывая, как предметность изображения растворяется к центру, где окончательно тает в ореоле солнца. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8). Голландия. В данном случае выбор основы для живописи является уникальным: художник работает маслом на медной пластине, покрытой тонким слоем серебряного напыления.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. 81.
Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного. Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание.
В пейзажах Лоррена всегда царит лето, природа не знает увядания и непогоды, в ней все дышит безмятежностью, все исполнено величавого спокойствия. Там Лоррен жил до самой смерти (1627 – 1682). Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже.
Святое Семейство он располагает в правом нижнем углу композиции, заботясь о том, чтобы присутствие фигуративной группы не нарушило гармонии природы. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране -- Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции.
С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение.
Даниэль С. М. Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. В 1663 году у мастера случился первый и настолько серьёзный приступ подагры, что он составил завещание, в котором не обошёл своим вниманием даже слуг.
Он выходил из дома на рассвете, чтобы застать восход солнца и возвращался после наступления темноты, вдоволь насытив глаза всеми красками сумерек. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека).
Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой.
Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным. Это и река и мосты и туманная линия горизонта.
У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).
Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил. Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи.
Его похоронили в церкви Святой Троицы. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. Прекрасный обзор работ мастера с точки зрения композиции даёт С. М. Даниэль в своём труде Картина классической эпохи.