Много нового привнес Иван Аргунов в классический портрет: некоторую камерность можно увидеть на портретах Хрипуновых, больших друзей семьи Шереметевых, которых художник изобразил в домашней обстановке, заотдыхом а «Портрет Толстой» изображает женщину за вязанием, добавляя интимную ноту. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему. В 1788 году граф Шереметев назначает Ивана Аргунова управителем Московского дома, в это время художник уже почти не рисует.
И. Новиков, А. Н. Радищев. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIIIвека. Как естественно она изображена. Николай Аргунов.
Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» отобязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственныхсвоих поместий. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
Панина.
Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795).
Особенно хорош портрет княгини. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги.
Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского.
Дворянство, освобожденноеуказом «О вольностидворянской»от обязательнойслужбы, ретивозанялось устроениемприобретенныхи наследственныхсвоих поместий. Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Иван Петрович был признанным художником, но в то же время – угнетенным рабом.
За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Это, безусловно, стимулировалорасцвет портретнойживописи врусском искусствеXVIII века. Рядом с человеком лежаткарандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. А ведь уже в 1750-е гг. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
«Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Среди этих портретов можно выделить портрет В. П. Однако именно этажесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое ссеребряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придаетпортрету своеобразную хрупкую прелесть.
Леди Рондо, в своих "Записках" оставившая много метких характеристик, писана, что фигура князя Черкасского "в ширину несколько больше, чем в высоту его голова, очень большая, склоняется к левому плечу, а живот, тоже большой, – направо. Аргунов неоднократно исполнял портреты Шереметевых. Не толькографы-благодетелиотмечали талантыАргунова, нои императрицы.
Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Со временем стало очевидно не только то, что Николай Аргунов – самобытный, своеобразный мастер, но и то, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций. Его творчество было признано Академией художеств, а в 1818 г. он был избран академиком. П. Б. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали.
В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз. Судьба этого замечательного живописца драматична. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция – определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева.
авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. И так было нетолько в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью". В мужском портрете (П.
В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Детские портреты Аргунова близки по традиции к Вишнякову и даже глубже во времени – к Ивану Никитину в них много тепла, доброты и внимательности художника к модели.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И.
Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Художник не скрыл под парадным обликом ни ее далеко не изящной фигуры, ни короткой шеи, расплывчатой линии полных плеч, ни следов старения на некогда красивом, сильно нарумяненном лице. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Смотришь теперьэти безымянныев большинствеслучаев полотнаи удивляешьсямастерскойработе. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее.
Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева). Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев. Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго.
Тайны истории в романах, повестях и документах. Черкасского. Особенно хорош портрет княгини. Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е).
Долгое время считалось, чтоизображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Николай Аргунов. Но почему черенок кисти изогнут. Цветовое решение иное, чем в мужском портрете и дело даже не в том, что они противоположны по гамме: в середине XVIII в. это становится как бы неписаным правилом для живописцев.
Однако именноэта жесткостьв сочетаниис построеннымна оттенкаххолодных цветовколоритом (голубое ссеребрянымиузорами платье, пудреные волосы, горностаеваямантия) придаетпортрету своеобразнуюхрупкую прелесть. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Одним изнаиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Селиновавыполнила новуюатрибуцию (атрибуция —определениепринадлежностинеподписанногопроизведениякакому-либоавтору, школе, стране, времени)«Портретанеизвестногоскульптора», который хранитсяв ГосударственномРусском музее. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Судя по всему, в 1746-47 гг. Но разве мало мы могли бырассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко. Однакоэтот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Пестрыйпояс, которымподпоясан еесарафан и дорогиесережки в ушах, вероятно, барскийподарок. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
Иван Аргунов. В 1750 г. художникзавершаетпарадный «Портреткнязя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный кнему «Портреткнягини Е. А. Лобановой-Ростовской». Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное — удобным, по руке. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Рядом счеловеком лежаткарандаш, «медноерисовальноеперо» — рейсфедер— и два циркуля.
Вот таким образом и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в. В начале 1760-х годов коронационный портрет Екатерины II (ГРМ, 1762 г) пишет русский художник Иван Петрович Аргунов. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов – «служитель» графа П. Б.
Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. С. 189).
В 1760-х годах Иван Петрович создает целую галерею портретов этой семьи, совершенно реалистичных, стилизованных и лишенных идеализации. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны). В залахрисоваласьиногда охота иногда резвящиесяамуры, в гостиной— ландшафты. Хозяин домапохвалялсятем, что «оно, правда, не оченьхорошо писано, да писали своикрепостныехудожники». Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
Они расположенытак, что образуютмонограммуиз букв «ИПА». Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с "Записками иеромонахини Нектарии", его сестры Наталии Борисовны Шереметевой, в замужестве княгини Долгорукой, сосланной при Анне Иоанновне за Полярный круг. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки.
Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо.
В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной — ландшафты. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе.
Форма лепится иначе, чем у Антропова. Тот же принцип подхода к модели демонстрирует художник в парном к женскому портрете Петра Борисовича Шереметева изображенного с привычным жестом засунутой за борт камзола руки. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Но именно в это время появляется его 1 из самых известных произведений.
Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг.
Шереметева. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф.
Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В будущем Аргунов станет писать мягче и технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Исследовательница творчества Аргунова пишет: «Большой творческой удачей художника явился портрет калмыцкой девочки Аннушки или Анны Николаевны, как ее называли с раннего детства. А другая императрицаЕкатерина II, увидев свойпортрет, написанныйИваном Петровичем«наизусть», была приятноудивлена, говорила, что «в работеи идея хороша, также и в лицесходство есть», а потом пожелалакрепостномуживописцупозировать.
В изображении младшей – это виртуозное письмо алансонских кружев, дымчатосерая гамма которых поддерживается тысячами оттенков блеклорозового и находит разрешение в цвете розы в прическе. Вэто время живут и творят М. В. Ломоносов — «первый талант в России, ее честь», Н. Мы мало знаем о художнике и его жизни. Блестящиевоенные победы на суше и на море выдвинули Россию в ряд сильнейших мировыхдержав. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам».
Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Троюродная сестра императора Петра II. «Являетсялитература, является язык, достойный говорящего о себе народа, являютсяписатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, является народныйтеатр, журнал, в старой Москве основывается университет», в 1757 году создаетсяАкадемия трех знатнейших художеств. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу. Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). М., 1996.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику. Да и трудно было представить привлекательным этого совсем непривлекательного человека, личностно ничего собой не представлявшего. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
Автопортрет (. ). Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз.
Шереметева в Петербурге, пеотом в г. Москве. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза8230 Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку. Аргунов не был великим художником.
Это большие цветовые пятна. А ведьвыучки, какправило, небыло никакой, писали «пообразцам». Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Вольные казаки налетали на калмыцкие кочевья и похищали детей, которых потом привозили в Петербург, в подарок власть имущим.
АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Но смерть никого не чтит. За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Скоропадского.
Т. 1. Особое место в творческом наследии мастера занимают детские и юношеские портреты: И. П. Аргунов убедительно передаёт возрастные и психологические особенности юных моделей. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, совершенно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали8230 По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. С. 237–238). Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые "искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры". И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX.
А. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортретАргунова, когда Т. А. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».
Особенно хорош портрет княгини. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа. Шереметева. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Особенно хорош портрет княгини. Шереметеву «Миллионным домом». Но совсем недавно искусствовед Т. А. А ведь уже в 1750-е гг. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.
Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским). Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. СПб., 2004.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Лосенко, Головачевский, Саблуков, будущие академики живописи. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Вторая половина XVIII века — правление Елизаветы Петровны и Екатерины II— была временем переменчивым и хлопотливым. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» – рейсфедер – и два циркуля. Но вот что особенно замечательно.
Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Желая утвердитьдревность изнатностьсвоего рода, вельможи ипомещики вусадьбах идворцах создавалицелые портретныегалереи.
Сам Антропов в свое время открыл художественную школу в Петербурге из которой, помимо других живописцев, вышел художник общеевропейского значения – Дмитрий Левицкий. Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б.
Роскошный модный убор не заслоняет своей нарядностью впечатления от характера модели, своенравия и чванливости этой гордо сидящей дамы с портретом императрицы в бриллиантовой оправе на груди и веером в руке. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
После долгогоизучения этотпортрет сталисчитать автопортретомИвана Аргунова. Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет. В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б.
Стены ипотолки парадныхкомнат затягивалисьхолстом ирасписывалиськраской наклею. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. Но почему черенок кисти изогнут.
Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина). А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. В некоторых усадьбах были целые картинные галереи -- здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. из Останкинского дворца-музея. И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство8230 раскрывать в человеке его моральную чистоту».
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Но, обласканный царскими милостями еще при Анне Иоанновне, он стяжал "имение" свое "без уважения к родству и к правам естественным", "обогащаясь чужими достояниями и ничего не выделяя и все оставляя за собой". И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество.
Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Особенно хорош портрет княгини. Аргунов учился у Г. Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы. Он решительно отказывается следовать сентиментальным идеализированным образцам портретной живописи. В правой руке ондержит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. И еевеличество изволило сказать — для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть.
Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика.
Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев – фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского. Писал и императриц – Елизавету Петровну и Екатерину II. В портрете превалируют насыщенные, плотные теплые тона, большие цветовые пятна: темно-синего мундира, ярко-красного воротника и манжет, пурпурного плаща, плоскостно написанного коричнево-оливкового фона.
Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. Можно добавить, что молодой граф П. Б. Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова. Но почему черенок кисти изогнут.
В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определениепринадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее.
Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. Заказов со стороны он уже не брал. А ведь уже в 1750-е гг.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века.
А другая императрица Екатерина II, увидевсвой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потомпожелала крепостному живописцу позировать. "Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы. Окончательноже искусствоведыубедились втом, что передними автопортретАргунова, когдаТ. Особенно хорош портрет княгини.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия. Онирасположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Но почему череноккисти изогнут. Сегодня тымузыкант илихудожник, азавтра угождайбарину уже вкачестве истопникаили форейтора. А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной – ландшафты.
Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой.
Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Получила превосходное воспитание и образование. Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
признание за Францией совершенного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). Возводилисьи украшалисьблестящиецарские резиденции, усиливалсякрепостническийгнет именамиНовикова иРадищева начиналосьрусское свободомыслие. Это портреты графини В. А. Мода на калмычат была большой. Мода на калмычат была большой.
Шереметева. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Сочетанием ослепительной нарядности костюмов, представительности поз с очень правдивой, лишенной идеализации трактовкой лиц отличаются парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых. Особенно хорошпортрет княгини.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Аргунов принадлежал к талантливой семье художников и архитекторов. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Шереметева.
"Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет».
Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Он жил для суеты – и умер в чаду ее" (Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. Сам заваливал его работой.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Письма дамы, прожившей несколько лет в России, к ее приятельнице в Англию // Безвременье и временщики. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Но главным его призванием был портрет. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того – на арапчат. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия.