Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику.
В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеровлюбителей.
Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. Но остались многочисленные ученики Хальса известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван ОстадеЧетыре его сына тоже стали художниками. В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы.
Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. А еще через год он женится.
Нет никакого сомнения, что такие кружева могли делать лишь самые искусные мастерицы и стоили они, вероятно, целое состояние. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Георгия». Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось.
В картине доминирует черный цвет. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Вероятнее всего, это – офицер.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Приехав в Харлем, учился (ок.
Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650–1660 е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности.
Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка.
Во время его рождения не было мира на его родине. А. С.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. В том же 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. 1626 послужила одна из его дочерей.
Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Многие второсортные художники зарабатывали на жизнь тем, что копировали на заказ работы Хальса – такие, например, как "Масленичное гулянье". С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Голландии работало множество живописцев. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Изменяется и колористический строй его живописи.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Шарлем – город, где он провел почти всю творческую жизнь, – в период становления голландской школы живописи стал одним из главных очагов развития не только портрета, но и пейзажа и натюрморта и бытового жанра. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Он завален заказами. Известно, что он родился в Антверпене, в семье ткача, где то между 1581–1585 годами.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки.
49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664). Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.
Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. 1650). Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. В картине доминирует черный цвет. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
На губах играет легкая улыбка. Скорее всего, они преувеличивали. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом.
От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. В чем своеобразие портретов Хальса. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Адриана (1627 и 1633) и св.
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Вероятно их было гораздо больше. В выборе сюжета он традиционен. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. («Регенты госпиталя св. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков.
Ему очень досаждали заказчики. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Но о нем лично известно немного. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Богатые нюансы цвета темного платья и светлого фона игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности.
Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков.
Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630), «Мальчик рыбак» (1630) и зловещее социальное дно, воплощенное в образе содержательницы трактира «Малле Баббе» (1630). Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
– Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. У них было одиннадцать детей. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Но субординация иногда нарушалась. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение, преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластические формы. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Но бывали и исключения. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю.
Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Каждая фигура свободно размещена в пространстве. стр. ) – выразительный тому пример. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Мало что известно и о произведениях, созданных художником до тридцати лет.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Круг сразу придает законченность портрету. Решающую роль в сложении национального искусства на ранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчество Франса Хальса, ее первого великого мастера. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Но потом его начинают забывать. На почетном месте под пышным балдахином расположились старшие офицеры во главе с полковником. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Доктор Клаус Гримм, обнаружив неоспоримое сходство манеры изображения головы и рук данного персонажа с опубликованными к тому времени картинами из Одессы, сделал химический анализ красочных пигментов.
Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Луки (Sint-Lucasgilde). Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Портретная галерея Халь-са 20-40-х годов разнообразна, но в то же время внутренне едина: это как бы некий собирательный образ голландца той эпохи. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет.
Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
С его именем связан расцвет национальной живописи. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
В картине доминирует черный цвет. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. В выборе сюжета он традиционен.
Репутация Хальса тоже была небезупречной. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Адриана.
Линник). Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Первое предположение напрашивается само собой. «Перед нами совсем иная индивидуальность, но снова во всей ее жизненной яркости и неповторимости, – отмечает Ю. И. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления. Люди связаны между собой, они обмениваются жестами и взглядами: один говорит с соседом, другой смотрит на друзей через стол.
Художник провел за мольбертом более полувека. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Кузнецов).
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. любителей крепко выпить. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Линник). По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Действительно, первую картину художника «Портрет архидьякона Харлемского собора Якобуса Заффиуса» трудно считать предвестником будущих шедевров мастера. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов.
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Его поза естественна и непринужденна. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Как ни один другой художник Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки.
Кузнецов. складывается зрелое живописное мастерство художника. Линник). Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.
От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Уоллес). Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Кузнецов. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
«Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи". Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека, которое было лейтмотивом его творчества предшествующих лет. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов.
Праздник отличался размахом и длительностью. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Этим достигнуто создание законченного образа.
Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Не меньшей популярностью пользовались созданные им портреты харлемских бюргеров, в которых безусловное сходство сочеталось с необычайной свободой живописной манеры, динамикой композиционных решений и колористической тонкостью цветовых оттенков. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Георгия», 1639).
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Хотя, возможно, талант его созрел сравнительно поздно. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Кузнецов).
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Последние работы художника пронизаны мрачным пессимизмом. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков, а представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы. Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. А. С.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. В 20-х гг. Камзолы из такой ткани во времена Хальса любили украшать эмблематической вышивкой, свидетельствующей, например, о том, что сердце обладателя этого камзола принадлежит той или иной даме. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). 40-е годы стали переломными в живописи Хальса.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Ухоженный мужчина с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Каждый, улучив минутку, требовал по дружбе написать его на первом плане и поблагородней.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. В конце 20-30-х гг.
Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Оно им схвачено и перенесено на полотно. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Луки. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Картина поражает своей застывшей атмосферой.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он находится в частной коллекции. В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Не стоит отбрасывать это предположение. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Нам остается лишь делать предположения. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Но для нас большой разницы в этом нет. Есть сведения, что в молодости он писал картины на религиозные и аллегорические темы.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном – регентов, в другом – регента госпиталя в Хаарлеме.
Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Учился у К. ван Мандера. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Видно, что заказчик – состоятельный и пышущий здоровьем человек – старается держаться величаво. Нам остается лишь гадать об этом. Была ли она ведьмой. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы.
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Художник прожил долгую жизнь и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества исчезновения его демократического духа.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Ею «разорван» плоский холст.
Нищета брала за горло. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Георгия, 1616, Музей Ф. Халса, Харлем) свойственны чёткая моделировка форм с помощью плотных мазков, тёплые тона.
Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. 1621, Государственный музей, Амстердам). К сожалению, сведений о жизни Франца Хальса дошло до нас немного.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Рассказывает А. В. Кузнецов).
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Картины почти не заказывают. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Лазарев: «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.
Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Лука» и «Св. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. В ней он и умирает.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Халс много работает в жанре группового портрета. В выборе сюжета он традиционен. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось).