Не менее примечательная судьба младшего брата художника Иоганна Фридриха Гроота. Родился в семье штугартского придворного живописца герцогов Вюртембергских, хранителя картинной галереи Людвигсбурга И. Х. Гроота, старший брат художника-анималиста И. Ф. Гроота, также работавшего в России. Фильм в двух частях посвящен главному придворному художнику eлизаветинской эпохи Г. Х. Грооту и искусству елизаветинского времени.
Иоган Фридрих Гроот, который, обрусев, взял имя Ивана Федоровича, был руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств и воспитал не одно поколение русских художников-анималистов.
Руководитель выставочного проекта – Ирина Васильевна Коротких. Екатерина отмечала, что «мужской костюм шел вполне только к одной императрице. Благодаря этим ухищрениям можно было исполнить изображения, сравнимые с портретами. В полотнах даны элементы пейзажа («темный лес или густое урочище или часть поля»), подобные театральному заднику.
Младший Гроот в Академии Художеств стал первым преподавателем живописи животных. Портрет генерала Левендаля с женой за чайным столом (1741) — самая ранняя известная работа Гроота-портретиста. В 1748 принят на придворную службу исполнил серии картин изображающих битую и живую дичь, для охотничьего домика «Монбижу» (т. н. До сих пор здесь практически полностью сохранилось техническое оборудование сцены. Левенвольдом в Ревель, оттуда – по его рекомендации – в Петербург.
В 1743 году он появился в Петербурге при дворе Елизаветы Петровны, где его искусство быстро вошло в моду и получил официальные должности «галлереи директора» и «придворного малера». Скончался Георг Христоф Гроот 17 октября 1749 года.
В «Росписании» произведений нет указаний на авторов, но некоторые из них описаны достаточно подробно: «1. 1743 годом датированы портрет вел. Сопровождая отца в хранительских «инспекциях», юноши могли видеть прекрасные творения западноевропейских мастеров, собранные в картинной галерее Людвигсбурга. Назовите учителей маленького Петра I. «Немецкие художники при Российском дворе» — название выставки в музее «Царицыно», приуроченной к 300-летнему юбилею со дня рождения братьев-погодков, художников Георга Христофа и Иоганна Фридриха Гроотов. Куракина (ок. В 1740-е годы совершенствовал мастерство в Венской академии живописи. 4.
Такая «шпалерная» развеска входила в моду того времени. Гроота. В 1738 обучался у А. Маниоки в Дрездене.
и библейские сюжеты для Большого дворца в Петергофе (1747) иконы для ц. Воскресения Христова Екатерининского дворца в Царском Селе (1749). Мастер виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине. Какие книги они приобретали. В Царском селе.
В художественной практике анималистам помогали чучела, а также специальные приспособления, не всегда гуманные. Однако этот пример наглядно демонстрирует иносказательную трактовку, которая вкладывалась даже в незатейливые с первого взгляда картинки. 16 Иван Кондратьевич Голеневский (1723 – после 1786), поэт и придворный певчий. В заводях обитали аисты, цапли и пеликаны. 28 декабря 1762 года Гроот удостоился звания академика за картину «Орел, терзающий тетерева».
А вот что писал зверописец о методе своей работы: «Я старался дабы изображение фигур с натурою сходно было». Зверописец остался не у дел. Немецкие художники при российском дворе». Кнаппе ничего нового в методику преподавания не внес, продолжал давать ученикам программы исключительно в духе Гроота. Пожалуй, единственным местным художником был Иоганн Христоф Гроот (1687–1764), ставший родоначальником династии живописцев, двое из которых связали свои творческие судьбы с Россией. В России, где в середине 18 века наблюдается переориентация художественного вкуса на искусство Франции, элементы рокайля уже возникали в живописи Л. Каравакка и И. Никитина, например в портретах царевны Натальи Алексеевны (не позднее 1716, ГРМ) и барона С. Строганова (1726, ГРМ), но не получили в дальнейшем самостоятельного развития.
Всего было написано 43 произведения, последние завершены в 1762 году. И. Х. Гроот получил должность «галереи инспектора» в 1737 году. Первую жену живописца звали Катарина Елизавета их брак был зарегистрирован в 1715 году. И. Х. Гроот и четыре его сына составили своеобразную династию живописцев5. Только спустя десять лет после основания класса, в начале 1773 года, ученики И. Ф. Гроота получили первую «программу»: «представить свод или стол, на котором лежит разная битая дичь». Второй брак — с Иоганной Сабиной Вайсерт фон Вайблинген — вдовец И. Х. Гроот заключил 11 сентября 1736 года не в Штутгарте, а в маленьком местечке Херлах.
1747–48, ГРМ). Однако Г. Х. Гроот задержался в столице Саксонии, видимо, ненадолго. На самом деле факты противоречат этому утверждению.
По справедливому замечанию О. С. Евангуловой, гроотовские «портреты малых форм сами по себе смотрятся как результат игровой затеи — низведения большого парадного изображения до маленького приятного украшения. Легкий двухэтажный павильон с куполом в центре и четырьмя боковыми корпусами был богато декорирован (балюстрады, статуи, золоченая резьба, вазоны) в духе барокко.
Художник также разместил живописные композиции в куполе, на парусах и плафоне. На ряде полотен мы наблюдаем простые сценки их повседневной жизни: «Бобры под березой» (1757), «Уголок болота» (1759, обе — ГМЗ «Царское Село»). Гроот приезжает в Петербург в 1743 году. Основная тема одического творчества Голеневского — «благоденствующая Россия» — сложилась под сильным влиянием М. В. Ломоносова с прямыми заимствованиями из него. В следующем, 1766 году удостоен звания советника, а в 1774-м — почетного вольного общника.
Однако известно его описание, данное Якобом Штелином: «Христоф Гроот, обладавший не очень выгодной внешностью, был невысокий, немного горбатый и кривоногий, прозван маленький Гроот»9. «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры» Г. Х. Гроота — изящная «вещица», предназначенная для личных апартаментов (Малый кабинет Екатерининского дворца) он был скрыт от нескромных глаз занавеской. Они исполнили множество работ на своей новой родине. Старший, Георг Христофор Гроот (1716-1749), прозванный "маленьким" за свой рост, состоял в гильдии живописцев в Праге. При написании подобных сюжетов французские художники у себя на родине блистательно использовали мотивы галантной эклоги, эротического подтекста, весь арсенал «небрежных шалостей французского остроумия» (А. С. Пушкин). В основном это были натюрморты и три декоративные «кабинетские картины», служившие для украшения интерьеров.
Шереметевой (1746, там же), гр. С 1739 работал в Праге, Данциге, Ревеле. Уроженцы города Штутгарта (земля Баден-Вюртемберг), они связали свою творческую жизнь с Россией. «мое сокровище, моя драгоценность») представлял собой изящный павильон.
3.
Он родился в Штутгарте, в семье местного придворного живописца, а завершал свое художественное образование в Дрездене. По-видимому, он и предложил свою кандидатуру в качестве руководителя класса «живописи зверей и птиц». Его отреставрированные натюрморты были переданы в Академию Художеств, где он стал первым педагогом класса "зверей и птиц" и еще долго служили образцами для обучения молодых живописцев. вольный общник (1774) петерб. Тем более что академическая карьера мастера в Петербурге развивалась стремительно. К ее возвращению из Москвы в Петербург «ученику Курапцову» «соскучившиеся» академики поручили исполнить занятную по содержанию картину: «на приятном ландшафте наседку, вышедшую из кустарника и являющуюся некоторому числу малых цыплят, к ней приспевающих с распростертыми крылышками, для изъявления своей питательнице, покровительнице и повелительнице их сокровенной радости о возвращении ея, а при том своей любви, благодарности и повиновения»46. «Гофмалер», славный блистательными по технике исполнения и тончайшему цветовому решению небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо, быстро уловил вкус госудырыни.
В традиции придворной культуры Вюртемберга, откуда родом был Г. Х. Гроот, входило наличие особых партикулярных кабинетов, которые расписывались «веселыми» мотивами. Елизаветинское время — наивысший расцвет стиля барокко. 10 октября 1741 года с Г. Х. Гроотом заключили официальный контракт.
На следующий год — «представить рябчика, висящего на доске и при оном несколько мелких птиц»44. В России с 1743 года, до этого работал в Вене. 2. Портрет-картина исполненная в стиле рококо, — одно из лучших созданий художника. В России с 1743 года, до этого работал в Вене.
Деятельность «гофмалера» и «гофмузикера» И. Х. Гроота при дворе Эберхарда Людвига была чрезвычайно разнообразна. Не исключено, что он мог исполнить портреты ее самой и наследника Иоанна Антоновича.
Выставка посвящена 300-летнему юбилею со дня рождения братьев-живописцев. Гротова галерея, 1748–1763) и сцены охоты для Большого дворца (1765) в Царском Селе. Кираса намекает на военное прошлое, осанка демонстрирует былую выправку, мудрый и печальный взгляд говорит о сложном внутреннем мире. Автором проекта был любимец государыни обер-архитектор Ф. Б. Растрелли.
Интересен также двойной свадебный портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Все эти «многих родов звери и птицы» стали героями картин И. Ф. Гроота. А чтобы демонстрировать эту красоту, постоянно устраивала приемы, маскарады, театральные представления и «куртаги». Гроот-старший прошел стажировку в Турине, что не было случайностью.
В произведении сосуществуют мечта и реальность, живое чувство и светские условности. Писал также картины на мифологич. Жизнь изображенного была полна событий. Они исполнили множество работ на своей новой родине. Выполненная в традициях северного барокко с его приверженностью натурализму, она характеризуется повышенным интересом к передаче антуража формы несколько тяжеловесны, но манера письма достаточно свободна.
Итак, для исполнения работ в Монбижу срочно понадобился специалист в этой области. Восточное крыло здания занимал театр, один из самых старых в Европе. 1742–44, ГРМ), «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны на коне», «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743, ГТГ), гр. В соответствии с названием Монбижу (от франц. В 1749 Иоганн Гроот «унаследовал» весомый титул придворного живописца, коий носил по 1761 год.
Иоганн Фридрих (Иван Фёдорович), обучался у отца, затем совершенствовался в Вене (1746). Г. Х. Гроот «обладал особой силой в писании портретов и в колорите, а также в изображении пышных одежд». Сюда из различных уголков России «с особым бережением» привозили северных оленей и редкостных зубров, лосей и кабанов, ланей.
В царскосельском парке и Зверинце И. Ф. Гроот зарисовывал «живность», которая обреталась в природных условиях на огражденной территории. В 1741 году он был приглашен гр. Сохранился рапорт от сентября 1754 года из госпиталя в медицинскую канцелярию о том, что «оный ученик в состояние ума не пришел, да и впредь упователно, что в абсолютное здоровье не придет»32.
В 1762 году художник написал последние три картины и тем самым завершил, наконец, «охотничью сюиту» в Царском Селе. Затем его путь лежал в Ревель, где в начале 1741 года Г. Х. Гроот написал двойной «Портрет генерала-губернатора Ревеля В. Левендаля с женой» (ГМЗ «Гатчина»). Сохранился положительный отзыв Ломоносова об оде Голеневского на смерть Елизаветы Петровны (1762). 18 февраля 1847 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о постройке «в Зверинце Ея Императорского Величества дворца в Сарском селе» специального павильона, предназначенного для отдыха после охоты.
Художник был принят на русскую службу в должности «гофмалера» с жалованьем 1500 рублей в год, «да сверх того квартира или вместо квартиры по пятидесяти рублей в месяц, да на дрова по тридцати рублей в год»11. Преподавал там же (1763–75) среди учеников– М. М. Аргунов. Mладший, Иоганн Фридрих Гроот (1717-1806), был преимущественно анималистом. В России Л. Каравак не позволял себе ничего фривольного, в его монументальном полотне превалируют чистота и возвышенная строгость в изображении детского тельца. 8.
При этом, добавлял Я. Штелин, «несмотря на прекрасную манеру в портретах, он не всегда достигал сходства»10. Участвовал в Полтавской битве и Прутском походе. Портретист демонстрирует при этом черты ее женской прелести: «Лицом приятну кажет радость, / И сахарной рукой льет сладость». Братья Грооты не отличались подобной тягой к перемене мест. И. Ф. Гроот обязался «показать свое искусство не сокрытно» и «время праздностию не терял и учеников обучал и их работы поправлял».
Безусловно, его приезд связан с работами в Монбижу. Это очень редкое изображение.
В 1765 году новоучрежденная Санкт-Петербургская Академия Художеств по случаю своей инаугурации приняла его (уже изрядно обрусевшего и получившего имя Ивана Фёдоровича) в свою среду со званием академика за картину «Орел, терзающий тетерева». Архивные документы свидетельствуют, что Г. Х. Гроот выполнял «изустные приказы» на подобного рода работы, при этом немецкого мастера предпочитали Ф. Б. Растрелли. 5. Георг Кристоф, сын и ученик Иоганна Кристофа Грота (ок. 1688–1764), придворного живописца и музыканта герцога Вюртембергского.
Роскошная резиденция вюртембергских герцогов была заложена в 1704 году и получила название в честь ее основателя. И на полотне кисти Гроота императрица продолжает играть и снова предстает в костюме — на этот раз в «костюме Евы». Маскарад был важной частью дворцовых развлечений, в которых ярко проявилась любовь государыни к игре, переодеваниям, непостоянству. князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (ГТГ, повторение — ГРМ) и Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком (ГТГ). Момент игры присутствует и в конных портретах Петра и Екатерины, повторяющих в общих чертах композиционную схему конного портрета Елизаветы. В письме Я. Штелина к граверу И. Штенглину от 21–22 июля 1741 года говорится: «Господин Гроот уже прибыл в Санкт-Петербург и собирается работать при здешнем дворе»8.
При своем высоком росте и некоторой дюжести она чудно хороша в мужском наряде. Композиция строится в легком грациозно-веселом ритме. Шереметева (1747, Музей в усадьбе Кусково), членов семьи кн. И, поскольку 43 из них находились в неотапливаемом охотничьем павильоне Монбижу в Царском Селе, художнику невольно пришлось освоить новую для себя профессию – реставратора. Эта работа, как и известный Портрет Елизаветы в черном домино, с маской в руке (1748, ГТГ, повторение — ГРМ) и парные конные портреты Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II (оба — ГРМ), концентрируют характерные рокайльные черты манеры Гроота. В последнем определенно проявилась тенденция к превращению портрета в сюжетную картину. В 1741 году он пригласил в добрый город Ревель в качестве «контрофагера» (сиречь реставратора картин) молодого немецкого художника Георга Христофа Гроота.
В 1743 году он появился в Петербурге при дворе Елизаветы Петровны, где его искусство быстро вошло в моду и получил официальные должности «галлереи директора» и «придворного малера». Посреди озер и прудов построили искусственные плотики для красавцев лебедей. Ему приходилось подчас подолгу ждать, когда его произведения «всемилостивейшей государыни апробации удостоятся». Произведение органично входит в систему костюмированного портрета стиля рококо.
Как настаивал сам И. Ф. Гроот, «все вышереченные картины писал моею рукой один, без ничьей помощи»28. В феврале 1765 года в Академию поступили картины из Царского Села, где из-за плохих условий хранения они пришли «в негодность». Время не сохранило нам изображения портретиста. Мастер виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине. Благодаря гравюре М. Махаева 1755 года можно представить не сохранившуюся постройку.
Это самый старый городской храм, возведенный в 1240 году на месте романской постройки2. Дизайнер – Эрик Игоревич Белоусов. 6. Э. Гриммель), гравюре (И. Известно, что над каждой картины Гроот работал подолгу, наблюдая животных в природе и зарисовывая их с натуры в мастерской (для чего ему предоставляли пойманных на охоте птиц и зверей). По большому счету начало предстоящему событию в Хлебном доме московского музея-заповедника «Царицыно» положил генерал-губернатор Эстляндии Ульрих Фридрих Вольдемар Левендаль.
Наличие в его художественном наследии портретов деятелей Данцига (медика И. А. Кульмуса, художника Я. Весселя) свидетельствует о том, что художник хоть и недолго, но работал в этом городе. Учился в Киево-Могилянской академии, за превосходный голос был принят в училищный хор. Среднего сына гофмалера нарекли Иоганн Фридрих. Какие «заморские» обычаи вошли в моду во второй половине XVII века и в связи с какими событиями. Вопросы1.
Во времена правления герцога Эберхарда Людвига (1676–1733) дворцовый комплекс был полностью отстроен и включал в себя обширную картинную галерею, нумизматические и медальерные кабинеты, охотничьи галереи, музыкальный салон, церковь, ряд парадных и «партикулярных» помещений. 22 февраля 1795 года Совет академии, учитывая, что выпускники класса «не могут продолжением своего художества себя пропитать», определил: «чего ради оной класс ныне отменить, учеников перевесть по благоусмотрению в другие классы, а господина советника академика Кнаппа уволить»50. Царь-реформатор понимал, что этот портрет и подобного рода произведения (например, античная статуя «девки-Венус», привезенная для украшения Летнего сада) принуждали русских людей освобождаться от средневековых предрассудков и приобщали их к требованиям и вкусу культуры Нового времени. Елизавета Петровна уподоблена античной Флоре — богине весны, цветов и плодов. Кнаппе, также сын Г. – художник-анималист Якоб Гроот (работал вместе с отцом).
На фоне декоративного парка представлена прекрасная всадница. В строительстве и убранстве людвигсбургской резиденции принимали участие многочисленные итальянские (И. Ф. Нетте, Д. Д. Фризони, братья Д. и К. Карлоне) и пражские мастера — приверженцы стиля «цветущего барокко». К примеру, в середине 1740-х годов у него постигал «живописную науку» впоследствии известный художник из шереметьевских крепостных Иван Аргунов (1729-1802). Количество полотен, размеры и формы рам для них были определены С. И. Чевакинским27. Среди русских учеников художника — И. П. Аргунов, К. Белявский и другие. Но умели жить «на высоте», что всюду (а тут Россия. ) не просто.
Первое время ученики нового живописного класса «зверей и птиц», переходя из возраста в возраст, осваивали особенности анималистического мастерства, копируя произведения учителя среди прочих. Исполнял парадные портреты в стиле нем. Практически весь 1775 год (с января по декабрь) императрица Екатерина II провела в «первопрестольной столице»45.
А уже 11 января 1716 года датирована запись о крещении первенца «гофмалера и гофмузикера» Гроота в городской церкви Штутгарта Штифтскирхе (Stiftskirche). Прежде всего, мастер наблюдал за поведением домашних птиц и животных. «Когда во время делания одной картины лучшая мысль в инвенции попадет, хотя она уже наполовину готова была, оную из нова зачать и переделать, дабы оную в наилутчее сколько возможно привести совершенство, чтоб они были чрезвычайной и отменной работы, а на такую работу и довольного время надобно»36. Редчайший случай в истории художественного образования — «под И. Ф. Гроота» в 1763 году в Петербургской «академии трех знатнейших художеств» был образован специальный класс. В отдельную группу можно выделить сюжеты, представляющие жизнь птичьих дворов в минуты покоя: «Куриное семейство» (1767, ГМЗ «Гатчина»), «Голубь, кормящий голубят» (1773), «Наседка с цыплятами» (1781, обе — ГМЗ «Петергоф»). И. Ф. Гроот скончался 6 февраля 1800 года.
Типологическая связь прослеживается не только во внешних атрибутах (костюм, маска), но и в содержательной стороне (дух таинственности и недосказанности). За это время он писал «охотные картины исправлял в Царском селе во зверинец живописные работы»30. Маленький чернокожий паж, сопровождающий Елизавету Петровну, всем своим видом выражает восхищение ее красотой и грацией. Перед зрителем пожилой седой человек с лицом испещренным морщинами. Охотничьи сцены органично вошли в пышный архитектурно-декоративный ансамбль. Недаром «Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком» имел большой успех у современников, повторялся самим живописцем и русскими учениками. В этом браке родился четвертый сын, Иоганн Якоб.
В декабре 1752 года он «впал в меланхолическую болезнь». Пока не обнаружены подписные произведения А. Шерстнева, однако очевидно, что многие из приписываемых Грооту картин были исполнены русским художником, которого учитель в 1750 году характеризовал как «доброго мастера в науке весьма понятного»31. Иоганн Фридрих «Иван Федорович» Гроот (1717–1800) был первым официально признанным русским анималистом (или «зверописцем») и руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств (до него писать зверей и птиц в академии никак специально не учили). В. А.
Левенвольдом в Ревель, оттуда – по его рекомендации – в Петербург. В коридоре на стенах от канцелярии до рисовальных классов были развешаны семь картин, от рисовальных классов до библиотеки — 23, а еще три картины висели в зале «по круглому двору»43. В 1748–1749 вместе с Г. Вебером написал иконы для церкви Вознесения в Царском Селе.
Гроот-старший приехал в Россию первым. Она поручила Иоганну Фридриху украшение охотничьего павильона «Монбижу» в центре Царскосельского Зверинца. Работал в основном как портретист, наиболее выразительны в его художественном наследии парадные полотна малых форм и так называемые «малые» портреты-картины. «Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком» представляет императрицу на коне, в мундире полковника Преображенского полка, патронессой которого она была.
Георг Христоф «Гофмалер» Гроот (1716–1749) прославился своими небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо. Одновременно Иоганну Фридриху поручается написание картин «всякого звания и всех родов птиц и зверей» для Монбижу Царского Села26. В мастерской Гроота-старшего сыновья поначалу растирали краски, натягивали холсты, а позднее по собранным в его коллекции образцам постигали основы перспективы, композиции и рисунка. Ярких зверописцев из русских мастеров так и не появилось.
В «Портрете императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры» Гроот отталкивается от раннего изображения Елизаветы в детстве кисти Л. Каравака (вторая половина 1710-х годов, ГРМ). Кто хотел открыть в России школы и университет уже в начале XVII века. Он и рекомендовал художника российской принцессе Анне в качестве придворного живописца7.
Принимал участие в оформлении Триумфальных ворот в Москве по случаю коронации Елизаветы Петровны (1742). Мода на украшение охотничьих павильонов в эпоху сентиментализма прошла.
Академик «по части живописи зверей иптиц» (1765), советник (1766), поч. На нее нельзя было довольно налюбоваться»18.
Второе — Христоф — в честь отца. Последнюю можно идентифицировать с полотном «Битая дичь» (1743, ГРМ) кисти И. Ф. Гроота. Не исключено, что рама была выполнена по проекту самого живописца. Эти забавные сценки отличаются занимательностью сюжета и легким налетом сентиментальности. Весной следующего года, 29 апреля, в той же церкви крестили второго сына живописца. И. С. Шилкин, который себя также «в науке живописного мастерства весьма искусным показал», проработал у Гроота меньше времени.
После реставрации «Гроотова» коллекция вошла составной частью в общее академическое собрание произведений искусства. Однако в цветовом отношении фарфор пестрее и ярче рокайльной живописи. Герман Бён, сын датского купца, служил в Италии, Венгрии, России. Приехал в Россию в 1743, по-видимому, по рекомендации своего брата (привёз ссобой пять «охотничьих картин» для «показания искусства своей кисти», в т. ч. Аллегорический сюжет позволял французскому мастеру изобразить обнаженное тело, тем самым «прививать» в русской живописи жанр «ню».
Приглашён в С. -Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Якоб Штелин справедливо характеризовал художника как «прекрасного анималиста, много лучше знаменитого Удри в Париже в изображении шерсти зверей и перьев птиц»37. Автор нескольких од (первая написана в 1745 г. ), посвященных, за исключением оды А. Г. Разумовскому (1751), царствующим особам, в том числе Елизавете Петровне (1751, 1754, 1762). Какие черты характера проявились у маленького Петра I. 9. За шипунами черной и белой окраски присматривали специальные «лебединщики»: кормили их и ухаживали за ними. Императрица прекрасно усвоила особую модель поведения — «куртуазность»: знатный человек ощущал себя участником маскарада играя в богов и героев античной мифологии. Выписанный генералом Левендалем как портретист, с 1741 года Гроот работал в Ревеле. В 1775 году Гроот, по так и не выясненным причинам, покинул академию.
К художнику можно отнести слова П. Петрова: «Искуснейший портретист своих субъектов и художник характеров, начиная от спокойной самоуверенности льва, сознающего свою силу, до последней степени робости и трусливости кролика, погруженных в постоянную задумчивость дворовых псов, шаловливых козочек, робких ретивых зайчиков, кротких быстроногих оленей и занятых пышным убором своим, надменных павлинов и пав»40. Впервые максимально полно будет представлено их творчество (основу экспозиции составят около 70 живописных произведений). Уже через неделю после заключения с художником контракта, 23 декабря 1748 года «рисовальные ученики» Шпалерной мануфактуры Иван Шилкин и Алексей Шерстнев были «определены к живописцу Грооту» для обучения «живописной зверской науке»29. В 1743 году И. Х. Гроот получил «из немецкой земли от отца» несколько «изрядных картин». Однако нами найден архивный документ, в котором зверописец пишет, что «прибыл в Санкт питербург» в 1747 году23. В царствование Елизаветы (1741 — 61) жизнь двора, во многом определяющая развитие искусства, становится непрерывным праздником: Елизавета была от природы одарена довольным разумом, но никакого просвещения не имела.
Картины Грота, по выражению историка искусства О. С. Евангуловой, «сами по себе смотрятся как результат игровой затеи — низведения большого парадного изображения до меленького приятного украшения эта метаморфоза таит в себе сведение государственного к частному, официального — к камерному, серьезного — к забавному». С 1 июня по 17 сентября 2017 года в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» будет экспонироваться выставка «Братья Грооты: портретист и зверописец.
Старший сын Георг Христоф продолжил дело отца, став портретистом Иоганн Фридрих — анималист Иоганн Николаус — миниатюрист и портретист а Иоганн Якоб расписывал фарфор на людвигсбургской «порцеланной» мануфактуре. С 1743 хранитель дворцовых картинных галерей. В 1743 году он появился в Петербурге при дворе Елизаветы Петровны, где его искусство быстро вошло в моду и получил официальные должности «галлереи директора» и «придворного малера». На переднем плане живые персонажи: юркая ящерка, огромный жук и порхающая бабочка.
Граф А. Г. Разумовский выписал Голеневского в Санкт-Петербург, в придворную капеллу (1744), где он прослужил певчим 26 лет. жанра в рус.
В интимном портрете Елизаветы сюжетная завязка задается карнавальным мотивом. К сожалению, ранняя смерть Г. Х. Гроота в сентябре 1749 года от чахотки разрушила его планы. С помощью множества цветовых нюансов и мягкого освещения художник добивается жизненности. Аргунов. Mладший, Иоганн Фридрих Гроот (1717-1806), был преимущественно анималистом. Старший, Георг Христофор Гроот (1716-1749), прозванный маленьким за свой рост, состоял в гильдии живописцев в Праге. Любившая «смехи и забавы» «прекрасная Елисавет» показана не воительницей, а участницей одного из маскарадов. 2.
Полотна служили образцами для учеников. А. Соколов, И. Штенглин) и миниатюре (Штенглин). Левенвольдом в Ревель, оттуда -- по его рекомендации -- в Петербург. характеристикой, – «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (1743, ГТГ ок. Иванов, К. Ф. Значительную часть его художественного наследия составляли портреты: парадные изображения семейства герцогов Вюртембергских и камерные — местных деятелей эпохи Просвещения (например, теолога Г. К. Ригера и ученого И. А. Геснера).
Так, после смерти М. де Хондекутера в описи его имущества значилась небольшая «виселица» — устройство, чтобы с помощью ремешков и веревок фиксировать живых птиц в нужном художнику положении. В русской живописи применение подобной основы практически не встречается. Сам И. Ф. Гроот подчеркивал самостоятельность своих сюжетов. Действительно, пухлые «сахарные» ручки Елизаветы Петровны написаны тонко, сплавленными мазками, что создает ощущение мраморности.
Первый рукописный инвентарь коллекции, составленный в 1721 году, насчитывал 931 номер. П. Б. рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализиров.
Объясняя медлительность в работе, он писал: «Я не маловал по какому оригиналу, но по моей инвенции, а над инвенцией подумать надобно ибо они более от счастливой мысли, нежели от соизволения зависят»35. Одна кабинетская картина белого убитого Фазана и гадину изображающая»22. Он написал весь цвет Елизаветинского двора. Замечательны и колористические достоинства работ Гроота, его нежные, тонкие краски, полупрозрачные, словно тающие, замкнутые в гамму зеленых, серых, розовых тонов. У него учился крепостной художник графов Шереметевых — И. П.
Снова крестным отцом выступил Г. К. Ригер, а крестной матерью на этот раз — «капельмейстерша» Мария Катарина Штерлин. В феврале 1749 года И. Ф. Гроот приступил к выполнению заказа. Произведения мастера размещались на втором этаже здания. К сожалению, так и осталось неизвестным, была ли написана эта аллегорическая композиция.
Левенвольдом в Ревель, оттуда -- по его рекомендации -- в Петербург. В 1741 году он был приглашен гр. В 1723 году родился младший сын — Иоганн Николаус. Выгодные материальные и бытовые условия заставляли немца дорожить своим местом. Где и когда она была издана.
«Битая дичь», 1743, ГРМ). Поскольку чаще всего картины «вечернюю зарю представляют», то они выполнены коричневато-серыми красками, достаточно темны по колориту. Георг Кристоф родился в Штутгарте.
В переводе на «домашнюю» валюту Георг Гроот получал 3300 гульденов годовых, что было баснословно много по сравнению с жалованьем его отца (300 гульденов) при дворе герцога Вюртембергского. Четыре картины с прилежностию писаные цветов и гадин представляющие. «Портрет генерала Г. -Е. Бёна» (1742, дворец-музей Кадриорг, Эстония) не только свидетельствует о «физиономической» наблюдательности художника, но и демонстрирует тонкое психологическое обобщение образа. Для обоих характерны «кукольность», «игрушечность» образов, прихотливая затейливость контуров, нарядность и декоративность. Интерьер, как и в других протестантских храмах, минималистический, без намека на роскошь. Вот таким образом Георг Христоф обязался «в службе на два года быть у своего дела со всяким прилежным радением как доброму и верному человеку надлежит»12.
В 1743 году он появился в Петербурге при дворе Елизаветы Петровны, где его искусство быстро вошло в моду и получил официальные должности «галлереи директора» и «придворного малера». При создании «Портрета императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры» (1748–1749, ГМЗ «Царское Село») Гроот использует медную пластину точно такого же размера, как и портрет Елизаветы Петровны с маской. В «России молодой» наиболее ярко и полно реализовались его способности. Портрет написан Гроотом за год до кончины Бёна. Заметим, что при дворе на тех же «кондициях» оставался и знаменитый Л. Каравак. Портретист подчеркивает изящный поворот маленькой головки, грациозный жест пухлой ручки, кокетливо демонстрирующей маску. Почти сразу был принят при дворе, много и с удовольствием рисовал, а когда узнает, что Елизавета Петровна планирует устроить в Царском Селе павильон, где бы висели только картины изображающие животных, рекомендует пригласить своего младшего брата.
А 7 июля 1765 года, в день инаугурации Императорской академии художеств, он получил почетный диплом академика одновременно с русскими живописцами: Ф. С. Рокотовым, Г. И. Козловым, И. С. Саблуковым и К. И. Головачевским42. Гроот создает в портрете особое, по-своему пикантное сочетание изящной головки и довольно тяжелых, словно «давящих» одежд. Внутри Монбижу располагался охотничий зал («яхт-камера»), все стены которого, от пола до потолка, предполагалось полностью завесить картинами, «до охоты касающимися». Почему не удалось это сделать. Там под началом отца или старшего брата (иногда не самого одаренного) постигали навыки живописного ремесла близкие родственники. Куратор проекта доктор искусствоведения Людмила Алексеевна Маркина, автор единственной монографии «Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие художники в России середины XVIII века». АХ. Из челобитной А. Шерстнева мы узнаем, что он был при Грооте в течение десяти лет.
Происходил из польского шляхетства. В Санкт-Петербурге. Рококо — в сущности, рафинированный вариант позднего барокко. В обряде также приняла участие супруга монетного мастера Мария Магдалина4.
Постепенно потребность в таком художественном материале в России сокращалась. В 1722 году женился на лифляндке, в 1726–1727 годах был генерал-губернатором Ревеля. У И. Ф. Гроота таковы, например, «Белый павлин»38, «Пеликан» (1753, ГМЗ «Царское Село»)39. Гроот оттачивает свою манеру в парадных портретах имеющих многочисленные повторения. иск-ве.