Самыми известными работами Бальдунга-Грина являются алтарь в соборе города Фрайбург-им-Брайсгау (Германия), для этого собора художник также сделал витражное окно на хорах.
лит., 1991. Печатать больше не будут». «Мастерство художника неразрывно граничит с его мировоззрением, определяется им новаторство возможно лишь там, где наличествует смелая революционная мысль, глубокая идейность и преданность художника своей родине и народу». гвардия, 1985.
Он превосходно знал быт и психологию матросской массы и умел говорить с ней её языком. Мечту Грин понимает как стремление духовно богатого человека к высшим истинно человеческим ценностям, противопоставляя их бездушию, жадности и животным удовольствиям. И именно в этом и заключается секрет гармонии, создание которой в своих произведениях под силу только настоящему художнику, творцу с большой буквы, человеку, тонко и чётко ощущающему окружающую его действительность и умеющему, что называется «уловить момент». Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку.
Литературовед и поэт-эмигрант Вадим Крейд в конце XX столетия так отозвался в нью-йоркском «Новом журнале» о последнем стихотворении: «Петроград осенью 1917 года А. Грина— стихи газетные имеющие в себе что-то от репортажа, но этим-то и ценные ибо они историчны в прямом смысле слова. — М. : Современник, 1989. В 1994 году эмигрировал в Америку, где в 1997 году открыл видео-фото студию «AGStudio Co» и продюсерский Центр «На Высокой Ноте»— «High Note Production», в рамках которого проводил Русско-Американский фестиваль искусств в Чикаго, организавал гастроли в Америке блюзмэна Юрия Наумова, Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Юрия Шевчука и «ДДТ», группы «Аукцыон», Павла Кашина, Насти Полевой и Егора Белкина.
дом «Коктебель», 1996. Амлинский Вл. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки. гвардия, 1985.
Новеллы. — М. : АСТ: Олимп, 2000. — М. : Сов.
А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо. Моряка из Грина не вышло, — он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Собр. Однако у Грина нет силы мысли, нет и реалистических черт этих писателей. В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала «Новый сатирикон» издал в качестве приложения к журналу свой сборник «Происшествие на улице Пса».
лит., 2002. Но позже мои друзья, учившиеся там же, пояснили, что герой повести был равным среди них, в то время они все были гениальны. И декадентов называют романтиками У Грина романтизм другого сорта. За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». — Т. 1. Ещё одной абсолютно удивительной особенностью «Аня Грин» является тот факт, что картина является совершенно целостной.
— Л. : Лениздат, 1972. Собр. В 1924 Грин переезжает в Феодосию.
и лит. -худож. Сурикова. В 15 лет Саша остался без матери, умершей от туберкулёза. Критик и писательница Ирина Васюченко в монографии «Жизнь и творчество Александра Грина» пишет, что Грин имел не только многочисленных предшественников, но также и наследников. Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно.
В их числе она указывает Владимира Набокова. — М. : Аванта, 1999. «Возвращённый ад» // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. «В большинстве своём произведения А. Грина— это поэтически и психологически утончённые сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о радости сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое проживание на земле и о том, что земля и море полны чудес— чудес любви, мысли и природы, — отрадных встреч, подвигов и легенд В романтике гриновского типа покоя нет, уюта нет, она происходит от нестерпимой жажды увидеть мир совершеннее, возвышеннее и потому душа художника столь болезненно реагирует на всё мрачное, скорбное, приниженное, обижающее гуманность»98.
Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали)78. Как и Горнфельд, он сопоставляет творческий метод Грина и Эдгара По. После революции, которую Грин пережил очень болезненно, что видно по его произведениям 1918-1919 годов, главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923), "Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога в никуда" (1930). В этом отношении конкурировать с ним никто из нас не мог. «Грин в своих фантастических новеллах создает такую игру художественных форм, где содержание передаётся также и движением словесных частей, свойствами затруднённого стиля». Стоит убрать с полотна малейшую деталь – и мы получим уже абсолютно другую реальность. — С. 32-39. Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А. С.
Ни единой детали. — М. : Мол. Вскоре Грин отходит от непосредственной политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор.
— М. : Дет. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море». Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу.
Его произведения издавались миллионными тиражами. Глядя на картину, нетрудно представить весь изображённый на ней сюжет в динамике, буквально физически ощутить и дуновение ветра и многообразие запахов, наполняющих нарисованное на пейзаже место, услышать многоголосие звуков Словом, с головой и без остатка погрузиться в мир этого полотна, увидеть сюжет «Аня Грин» самостоятельно, но глазами художницы, почувствовать то, что чувствовала, создавая полотно, она, но пропустить это через себя. — С. 369-545. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. В конце концов, И. В. Сергиевский всё же приходит к выводу о преодолении Александром Грином «авантюрного канона литературы буржуазного декаданса»117. Общепризнано, что Грин— романтик, «рыцарь мечты»80.
Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой17. Наказание отбывал в тюрьме и трех ссылках. — Феодосия – М. : Коктебель, 2005. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль. — М. : Мол. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина21.
Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика»58. — Л. : Дет. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. — М. : Дет.
Апофеоз Важдаева выразился в следующем утверждении: «А. Затем художественная московская школа при институте им. Рождественский48. В ссылке Грин написал «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». «Долговязый» оказался неоценимым подпольным работником.
Анализируя творчество Грина в сопоставлении с творчеством в чём-то сходных с Грином М. Булгакова, А. Платонова, К. Паустовского, Амлинский делает следующий вывод: «Неудача Грина заключается в необычайной сгущённости романтизма, которая дала обратный эффект, особенно в ранних рассказах»123. Глядя на «Аня Грин», мы можем почувствовать и настроение самой художницы, ощутить, что именно она чувствовала, создавая эту картину. В годы революции Грин отдал дань гражданской поэзии: «Колокола», «Спор», «Петроград осенью 1917 года»комм.
— Т. 1. Романтический дух произведений Клейменова вовлекает в его внутренний мир. В 1912 году приезжает в Петербург. — С. 90-130. В помощь ученику и учителю: // Грин А. С. Фанданго. В январе 1904 года министр внутренних дел В. К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А. Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским»27. Васюченко утверждает также, что Грину удалось предвосхитить творческие искания Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии19. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник77.
В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания» и распространение революционных идей, «которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя»25. Такая акция еще молодых художников была очень настороженно встречена старшим поколением: «Союз художников хотите расколоть», поговаривай они. Значит, в его условных сюжетах заключено нечто вечное»126. Вера поехала с ним им разрешили официально обвенчаться33.
НЕДОТРОГА: Первая полная публикация незавершённого романа / // Крымский альбом: Ист. -краевед. — С. 18-185. В этой повести А. С. Грин изображён под именем писателя Гарта. Полонский В. Александр Степанович Грин (1880-1932) // Энциклопедия для детей: Т. 9: Рус. — Т. 1. соч. : В 5 т. — М. : Худож.
Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Биограф Грина делает следующий вывод: Грин «в молодости писал стихи, в которых влияние символизма ощущается сильнее, чем в его прозе». После Одессы он вернулся на родину, в Вятку — опять к случайным заработкам.
Он говорил: «В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием». Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. писатель, 1973. Рассказы Алые паруса Бегущая по волнам. Впечатление останется смазанным, а ощущение – не полным. И знает, как сделать это таким образом, чтобы мы раз за разом переживали эти моменты вместе с ней, как свои собственные. — М. : АСТ: Олимп, 2000.
Влияние отца можно проследить в ранней работе художника Мадонна. — М. : Моск. Его сокурсник Андреас с Кипра много рассказывал об этом чудесном острове. Собр. Картина Дарьи Воробьёвой «Аня Грин», будучи истинным произведением искусства, не просто изображает нам то, что когда-то увидел художник, решив запечатлеть это на своём полотне. В Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в журнале «Новый мир»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика ищущего чудес и находящего их»57.
Из сказанного выше об идейных мотивах прозы Грина можно сформулировать краткие выводы: Грин— моралист97, талантливый защитник традиционных для русской литературы гуманистических нравственных идеалов94. Я его помнил по изостудии, Володя Батищев – по институту. Дореволюционная проза Грина // Грин А. С.
Ещё раз к аллюзиям Эдгара По у Грина Аркадий Горнфельд вернулся в 1917 году в рецензии на рассказ «Искатель приключений». Выполняя установки новой программы ВКП (б) по ужесточению идеологического курса страны и за утверждение нового «советского патриотизма», советский писатель В. М. Важдаев в статье «Проповедник космополитизма» в журнале «Новый мир» (1950) обратился к творчеству Александра Грина. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями. — С. 5-22. Андреев К. Летящий над волнами // Андреев К. Искатели приключений.
Существуя одновременно в реальном мире и в мире мечты, Грин ощущал себя «переводчиком между этими двумя мирами»83. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался — без радости, надежды и мечты.
1. Со временем отец будущего писателя женился вторично и мачеха привела в дом своего сына. Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр— роман «Бегущая по волнам», над которым работал полтора года. После смерти Сталина (1953) запрет на некоторых писателей был снят. Группы распадались, объединялись.
Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки. — С. 114-122. Грин Н. Воспоминания об Александре Грине. Критики отмечают, что Грин невероятно «кинематографичен»84. — С. 445-453. Сабинина И. Паладин мечты // Грин А. С.
— С. 5-36. Ковский В. «Настоящая внутренняя жизнь»: (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Реалисты и романтики. В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью»26. Но уже в стихах 1908—1909 года в его творчестве отчётливо проявились романтические мотивы: «Молодая смерть», «Бродяга», «Мотыка»89. Батерфляй», «Дама без камелий», а также в постановочной группе «Краснов-дизайн» в качестве декоратора.
Грин никогда не был безобидным мечтателем. Рассказы Алые паруса Бегущая по волнам. И первая серьезная самостоятельная монументальная работа после института – роспись во Дворце культуры поселка Теплоозерск, Хабаровского края «Праздничная феерия» – фантазия по мотивам произведений А. Грина. Следующим этапом после школы для большинства становился институт.
Музей будет только тогда, когда она умрёт»78. В более ранней автобиографии, написанной в 1913 году, Грин заявлял: «В детстве я усердно писал плохие стихи». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». За попытку побега он был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года. В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857—1895)11. Более того, сталинский публицист усматривал в создании «Гринландии» некую политическую подоплёку. В 1990 году окончил институт Театра, Музыки и Кинематографии им Н. К. Черкасова в Ленинграде и вернулся в Москву, где сотрудничал с режиссёром Романом Виктюком и сценографом Борисом Красновым, снимался в кино, работал в театре Романа Виктюка ассистентом режиссёра в работе над спектаклями: «Служанки», «М.
литература: Ч. 2: XX век. Союз не должен помогать таким писателям. «В сегодняшнем литературном процессе он заметен менее чем кто-нибудь из Мастеров его масштаба, в сегодняшней критике () имя его упоминается вскользь». — 95 с. : ил. Щеглов М. Корабли Александра Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он и прибыл в 1868 году10.
Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. По мнению А. Н. Варламова, факты говорят о том, что Грин «не принял советскую жизнь ещё яростнее, чем жизнь дореволюционную: он не выступал на собраниях, не присоединялся ни к каким литературным группировкам, не подписывал коллективных писем, платформ и обращений в ЦК партии, рукописи свои и письма писал по дореволюционной орфографии, а дни считал по старому календарю этот фантазёр и выдумщик— говоря словами писателя из недалёкого будущего— жил не по лжи»44. Л. Н. Войтоловский поддержал Горнфельда, говоря о рассказе «Остров Рено»: «Может быть, этот воздух не совсем тропический, но это новый особый воздух, которым дышит вся современность— тревожная, душная, напряжённая и бессильная Романтика романтике рознь.
Он принимает участие в первой групповой выставке пятнадцати «Мир, в котором мы живем». — С. 5-16. Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. Предполагаемые тётя и племянник печатались в одних и тех же иллюстрированных журналах, но так или иначе, вхождение Александра Грина в литературу было вполне самостоятельным13. Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Критик В. А. Ревич (1929—1997) в посмертно изданном очерке «Нереальная реальность» заявил, что обвинявшие Грина в «бегстве от действительности» были во многом правы— демонстративное игнорирование окружающих имперских или советских реалий было намеренным вызовом порокам этой действительности. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов. Корабли в Лиссе.
Там соученики впервые дали ему прозвище «Грин». По мнению Шагинян, «несчастье и беда Грина в том, что он развил и воплотил свою тему не на материале живой действительности, — тогда перед нами была бы подлинная романтика социализма, — а на материале условного мира сказки, целиком включённого в ассоциативную систему капиталистических отношений»115. БЕЛЛИНИ, ДЖЕНТИЛЕ (Bellini, Gentile) (родился около 1429, Венеция — умер 23. 02. 1507, Венеция) итальянский художник, член семьи венецианских живописцев эпохи Возрождения известен своими портретами и многофигурными картинами, передающими жизнь Венеции. В 1907 году в газете «Сегодня» появилось его первое стихотворение «Элегия» («Когда волнуется краснеющая Дума», на мотив лермонтовского стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»). «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Вс. Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. — 399 с. Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А. С. В это время Грин пишет в основном рассказы. Публикуется с 1906 года.
Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Как пишет Н. Орищук, пригодился факт писания Грином сатирических стихотворений. С большим трудом в 1929 году удалось издать и последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда». — М. : РОСМЭН, 2001. — М. : Худож. — С. 386-402. Паустовский К. Чёрное море // Паустовский К. Лавровый венок.
По возвращении Грин устало сказал Нине: «Амба нам. — Феодосия – М. : Изд.
На ней нет ничего лишнего. Александр Степанович Гриневский (Грин — его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии») бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал. Риторика Важдаева была слово в слово повторена в статье А. Тарасенкова «О национальных традициях и буржуазном космополитизме» в журнале «Знамя», вышедшей одновременно со статьёй Важдаева120.
На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. Он был воинствующим реакционером и космополитом». В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья, — на этот раз в Баку. Судьба Евгения Клейменова складывалась последовательно. — С. 346-350. Скороспелова Е. Страна Александра Грина // Грин А. С.
Это позволило советской критике сделать вывод о революционной настроенности поэта. Джентиле учил его отец Якопо, основоположник венецианской школы Ренессанса. Рос в благополучной внимательной семье, ходил в изостудию Дворца пионеров. На сходство рассказа Грина «Фанданго» и некоторых эпизодов романа Булгакова обращала внимание также литературовед Мариетта Чудакова127. Вл. Сандлера.
В 1889 году девятилетнего Сашу отдали в подготовительный класс местного реального училища. С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Картина Дарьи Воробьёвой «Аня Грин», выполненная в оригинальной авторской манере, в полной мере передаёт нам всю атмосферу места, послужившего натурой для этого полотна. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. В Севастополе вел социалистическую агитацию, за что был арестован и осужден.
альманах. Грина тянуло на волю и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Познавательная часть, материальная спецификация описания такому видению противопоказаны», — пишет он в книге «Романтический мир Александра Грина»125. рабочий, 1984. Так или иначе, несколько сатирических стихотворений Грина были опубликованы в 1969 году в большой серии «Библиотека поэта» в составе издания «Стихотворная сатира первой русской революции (1905—1907)»75. «Автор больше чем верит в могущество добрых начал жизни— он его знает»82.
Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). — С. 238-286. Антонов С. А. Грин. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой и супруги расстались45. Мы зачитывались тогда, восхищались уникальным талантом. — М., 1965. Для матросов он был ведь совсем свой человек, а это исключительно важно.
Иным был подход Корнелия Зелинского. Впоследствии атмосферу провинциальной Вятки Грин охарактеризовал как «болото предрассудков, лжи, ханжества и фальши». Он сродни романтизму Горького Он дышит верой в жизнь, жаждой здоровых и сильных ощущений»109. Гофману, Джеку Лондону, Хаггарду.
В «Алых парусах» автор, устами Грея, призывает «творить чудо» для другого человека «Новая душа будет у него и новая у тебя». Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923).
В отличие от многих шумных и самонадеянных современников Грин читается сегодня ничуть не хуже, чем в момент первой публикации. По её мнению, гриновская манера письма близка стилистике романа В. В. Набокова «Приглашение на казнь». Так завершилась его африканская эпопея. лит., 1987. Третье — рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий.
В то же время, Дарьи Воробьёвой удалось полностью закончить свою картину. соч. : В 6 т. — М. : Правда, 1965. В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. лит., 1966. — С. 239-328. Паустовский К. Александр Грин // Паустовский К. Золотая роза: Повесть.
соч. : В 6 т. — М. : Правда, 1965. — С. 223-230. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. СОКРОВИЩЕ АФРИКАНСКИХ ГОР: Романы.
— С. 219-231. Россельс Вл. По мнению Зелинского, А. Грин не просто мечтатель, а «воинственный мечтатель». Вадим Ковский считает, что «проза Грина нередко провоцирует поверхностный энтузиазм () Однако чаще всего Грин попросту обводит нас вокруг пальца, скрывая под маской авантюрно-приключенческого жанра и безошибочностью эмоционального удара высокую художественную мысль, сложную концепцию личности, разветвлённую систему связей с окружающей действительностью»124. В частности, критик-меньшевик Н. В. Вольский осуждал Грина за чрезмерный показ насилия107. — М. : Дет. В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия»34.
Он был влюблен в Грецию изучал греческий язык, танцы, даже учил нас азам сертаки. И как можно скорее»89. В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать»68. В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса— Батум— Одесса.
Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия.
Первая попытка издать в советское время (начало 1960-х) поэтический сборник Грина окончилась неудачей. И за всей этой суетой величаво дышало море. «На рассказах Грина можно проследить любопытное и постепенное превращение его стиля, в связи с эволюцией от реалиста к фантасту, от Куприна к Эдгару По»116.
— Симферополь: Таврия, 1979. — С. 212-214. Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. Родился в г. Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Гриневского. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли43. — С. 3-36. Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступл., примеч.
лит., 1990. А потом вернулся в порт: время поджимало. Спустя шесть месяцев (из которых три с половиной провёл в карцере) он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В «Блистающем мире» аналогичный призыв: «Введите в свою жизнь тот мир, блёстки которого уже даны вам щедрой, тайной рукой». После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё— комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с Н. С. Гумилёвым, В. А. Рождественским, О. Э. Мандельштамом, В. Кавериным.
— 511 с. — (Золотой треугольник). «Сокровище африканских гор»«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Это утверждение повторяет Л. И. Борисов, автор художественной биографии «Волшебник из Гель-Гью». Вся статья Важдаева— это открытый и недвусмысленный призыв к борьбе с космополитизмом, который воплощал собой, по утверждению Важдаева, А. С. Грин: «В этой связи нелишне приглядеться к своеобразному культу Александра Грина, третьестепенного писателя, автора фантастических романов и новелл, писателя, которого в течение многих лет упорно воспевала эстетическая критика». Так и умерла тридцати семи лет Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры.
Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу. «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море и каждый раз его избитого о камни, выбрасывало на берег— в ненавистную, обывательскую Вятку унылый, чопорный, глухой город»20. лит., 1985. Сейчас стабильно существуют два объединения – «Артыш» и «Чингисхан». В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин А. С.
Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным— достаточно сравнить весёлый рассказ «Капитан Дюк» и утончённую, психологически точную новеллу «Возвращённый ад» (1915)40. И воплотилось это в росписи в далеком восточном поселке. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение— феерию «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Вернулся домой, сразу заинтересовал нас, показав слайды росписи.
Евгений быстро влился в среду художников. В ней нет ни капли недосказанности. Позднее религиозные взгляды Грина стали меняться. После Октябрьской революции в журнале «Новый сатирикон» и в небольшой малотиражной газете «Чёртова перечница» один за другим появляются заметки и фельетоны Грина, осуждающие жестокость и бесчинства.