В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой.
Художник очень любил изображать женщин, на его картинах они кокетливые, грациозные, мягкие, в общем идеальные.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. У Гойи начинается депрессия. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
В центре он поставил королеву с детьми. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Гойя написал только один ее портрет. Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Два года престарелый мастер прожил во Франции.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. 1814). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Его хитростью завлекли во Францию. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В 1799 году он был назначен на должность Первого придворного живописца, с окладом в 50 000 реалов и 500 дукатов на путешествия. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
Это очень известные картины живописца. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое – просто безумие. Портрет понравился и был благосклонно принят.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. В 1795 он становится директором её отделения живописи.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем.
То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. Он пишет «Проповедь св.
Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Холст, масло. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ. А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Он без особого сожаления оставляет мастерскую Мартинеса, который не стал удерживать юношу, поскольку, сразу разглядев в темпераментном, непоседливом ученике яркую искру таланта, он и сам давно рекомендовал ему отправиться для продолжения обучения в Мадрид.
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Вторая картина пользуется мировой известностью. Тем было освещено великое множество. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду.
В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Ей никогда не выбраться.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Воля к жизни пробудила жажду борьбы.
Кошмары стали реальностью. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Выставка вызывает особый интерес, так как творчество Гойи-портретиста никогда не было представлено отдельной выставкой. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. 1797). От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. 27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Его отец— Хосе Гойя— был баск.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Фантастический образ истолковывался по-разному. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В1783 и1784 годах он бывает вАренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короляинфанта дона Луиса, его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Штрихи его иглы острые, царапающие. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Картины Гойя рисовал для себя. Они были встречены с восторгом и энтузиазмом один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — абсолютное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Художник широко использует контрасты света и тени. Каждый безумствует по-своему.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Холст, масло. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи.
Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление.
Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Никто себя не знает».
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок.
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Франсиско оправился от болезни, но в 1820 году, когда ему было уже за 70, наступит рецидив. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной.
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана».
На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. 6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной».
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына».
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении. В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Исчезает очарование беззаботного праздника. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В экспозиции представлены около 700 работ художника из государственных и частных коллекций, некоторые из них никогда не выставлялись в Лондоне. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Девы Марии. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.
Но настал день и Гойя затосковал. огромен. Здесь героизм и трагедия целого народа. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Это 14 картин. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Картины с описанием будут представлены ниже. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Гойя остается совсем один. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Он писал пейзажи и натюрморты.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х). В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Франциска Великого в Мадриде. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Гойя). А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил.
В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные.
Эта картина – безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Холст, масло. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Наступает новый период творческой активности художника. Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Ф. Гойя.
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
И тогда Гойя предложил дописать его. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Некоторые наиболее ревностные церковники объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он может не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В них он нанес удар академической школе.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В начале1820 года Гойя тяжёло заболел. Под ее одеждой скрыт нож.
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Паломничество к св. Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году.
Паломничество к св. 268 347 см. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. К «черным картинам» мы еще вернемся. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо.
Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить. Воодушевленный ненавистью и презрением к врагу, он, взметнув руки в стороны, подставляет грудь под пули.
Начались годы странствий. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Его мерцание и сияние ослепляют, тревожат, будоражат, страшат, заставляют трепетать каждый нерв и вместе с тем несут в себе не только ощущение трагедии, но и подлинной героики. Свадьба состоялась в Мадриде. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Но протокол допроса не сохранился.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Бах – Сарабанда из Сюиты 2 си минор Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамках возможного и помогли художнику достичь подобных высот. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).
В лондонской Национальной галерее 7октября открылась выставка, посвящённая творчеству великого испанского художника Франсиско Гойи.
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году). Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты.
В Мадриде он побывал только в 1826 году, с тем чтобы добиться разрешения уйти на покой с сохранением жалованья и возможностью жить во Франции. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам.
Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один».
Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Гойя был напуган. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Всего Хосафа родила пять детей из которых выжил только один, Хавьер, который тоже стал художником. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей.
В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Но его картина была отвергнута.
В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Уединившись на вилле, Гойя работал. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Во время визита в Кадис к своему другу Себастьяну Мартинесу Гойя заболел и несколько месяцев находился на границе жизни и смерти.
Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
У Гойи не было любимого жанра. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». После смерти Карла III, его преемник, Карл IV, оставляет Гойю при должности официального королевского живописца, существенно увеличив ему жалованье.
На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
Здесь свет не рассеивает кошмары. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Жить ей осталось недолго.
Но в картине очень много воздуха и света. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Так он вызвал ненависть Жозефа. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. 97 х 190 см. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы.
В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. К празднику св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.