Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска. Повесить в своем жилище небольшую картину могли даже голландские крестьяне — настолько дешево стоили эти творения художников. Его правдивое, жизнеутверждающее искусство оказало большое влияние на многих голландских художников. Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника.
Голландские мастера были первопроходцами на том пути, по которому в дальнейшем пошли художники других европейских художественных школ. В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас изысканных вкусов и благородства. Великие голландские художники жили не только в 17 веке. Франс Хальс – великий голландский художник и крупнейший портретист, помогший ввести жанр свободного письма в отечественное искусство. Одна из картин голландского художника – Девушка с жемчужной сережкой 1665 года является настоящим шедевром.
Габриэль Метсю, голландский художник и рисовальщик, писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, натюрморты и портреты. Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству. Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт. Современники не ценили живописца, он всегда испытывал большую нужду. Но эти картины, простые по композиции, поражают цельностью, гармоничностью и лиризмом их образы привлекают естественностью и спокойной поэтичностью. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Радекер.
С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Он все чаще возвращается к изображению зимнего пейзажа с овцами. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
На все эти события откликнулась и голландская живопись. В картине «Пахарь» (1870-е гг. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Так, в течение 1840—1852 гг.
Заинтересованный в повышении своего мастерства, Рембрандт, который не был на стажировке в Италии, приобрел на аукционе доски-матрицы Геркулеса Сегерса, а матрицу «Побег Св. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. ван Оса, Мауве в тематике пошел по стопам своих предшественников. Поиски монументальных способов выражения дали значительные результаты в скульптуре. Возможно даже, что это не портрет реального лица, а некая аллегория.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Безоблачное светло-голубое небо излучает свет. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс. Среди работ голландских функционалистов наибольший интерес представляет жилищное строительство в Роттердаме, которое с 1918 по 1938 г. возглавлял Якобус Иоханнес Питер Ауд (1890—1963). В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. развивается и расцветает в полную силу творчество Чарли Тороп (1891—1955), дочери Яна Торопа, чей сильный и своеобразный талант сразу поставил ее в один ряд с крупнейшими живописцами Голландии.
Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. В годы войны, — работая сначала в Стапхорсте, а затем в Амстердаме, — Слейтерс создает одно из самых значительных своих произведений — большое полотно «Крестьяне Стапхорста» (1917 Гарлем, музей Франса Хальса), в котором бедность, печаль, нищета, грубая жалкая жизнь переданы художником с большой экспрессией, сильно, сурово и сдержанно. Последний собирал его офорты, а в годы учебы— копировал их.
Не менее значительно творчество Джона Радекера (1885—1956), в молодости пережившего сильное увлечение древневосточным искусством, которое впоследствии претворилось в выработанной им своеобразной манере, сочетающей монолитность объемов с изысканной декоративно-линейной обработкой. Он прожил короткую жизнь — всего 32 года, умерев от чумы. Подъем фашизма в Германии и нависшая в 30-х гг. Большую роль в этом творческом переломе сыграли несколько лет, проведенные художником в Англии, знакомство с произведениями прерафаэлитов, с утопическими эстетическими концепциями Д. Рескина и У. Морриса и особенно — творчество Обри Бердслея, воздействие которого сказывается в работах Торопа на протяжении многих лет, в частности в таких значительных произведениях, как графические листы «Три невесты» (1893) и «Рок» (1893), хранящиеся в музее Кроллер-Мюллер в Оттерло, «Сфинкс» (1892—1897 Гаага, Городской музей).
В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. На развитие голландского варианта экспрессионизма, естественно, оказал влияние немецкий экспрессионизм (в первую очередь экспрессионизм участников «Синего всадника» и «Штурма»), но еще более значительную роль в его оформлении сыграло искусство Ван-Гога, а также французский фовизм. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Это было одной из причин того, что границы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальное лицо. Строже и спокойнее становится его палитра. Выдающиеся богословы: Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Василий Великий. К. Д. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Картины Гоббемы отличаются простотой, натуральностью и тщательностью исполнения. Решающую роль в формировании индивидуального стиля художницы сыграло ее сближение с живописцами бергенской школы. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Современное реалистическое голландское искусство представляют такие имена, как Хильдо Крон, Питер Алма художники Кес Вервей, А. Катер и Я. ван Хервейнен скульпторы Ш. ван Палланд, О. Венкебах, А. Термоте графики П., Ситроен, А. Вердхоен, Ж. Бьерума-Остинг, В. Розендал.
Художник средствами живописи передает содержание мизансцены, являющей зрителю, можно сказать, театральную сцену с живыми и ясными диалогами. В эту группу входили: один из самых последовательных голландских экспрессионистов Герман Крейдер (1881—1935), мрачный колорит, тяжелые, примитивные, неподвижные формы и подспудная символика полотен которого производят самое угнетающее впечатление кубистические экспрессионисты Ло Фоконье и Лео Гестель, а также М. Вигман, П. Вигман, Д. Филярски и другие. В памяти населения остались наводнения 1825, 1831, 1855 гг. Здесь была удачно решена задача разделения транспортных и пешеходных потоков: созданы обширные зоны, предназначенные только для пешеходов. Этот пейзаж не лишен романтики. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля.
Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» пишет о Тенирсе следующее: «Оргия принимала все более и более фламандский характер. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса, то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Так, в картине «Коровы около болота» (там же) животные превратились в одно из цветовых пятен пейзажа.
Это одновременно и справедливо и неправильно. Столь живописно разбросанные по всей стране ветряные мельницы исполняют осушительные работы.
Все изображаемое в большей или меньшей степени согласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием. Так Остаде стал бытописателем голландцев. Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». 1914) создана в 1953 г. торговая улица Леенбаан, по обеим сторонам которой расположены сдаваемые в аренду одинаковые секции торговых помещений.
В последующих картинах — «На кладбище» (1856 Амстердам, Рейксмузей) и «После бури» (1858 там же) — художник передает драматические сюжеты, прибегая к чисто театральным эффектам.
Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене, а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Свои течения существовали в каждом жанре.
Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Фактически возможно бесконечное количество вариаций на эту тему, разработке которой Мондриан посвятил всю свою жизнь и хотя в последние годы творчества, проведенные сначала в Англии, затем в США, его композиции несколько усложняются («Площадь Согласия в Париже», 1938—1943, Нью-Йорк, галлерея Сидней Дженис «Победа буги-вуги», 1943—1944, Нью-Йорк, Музей современного искусства), достижение идеального, очищенного равновесия по-прежнему остается его целью.
Пейзажи мастера насыщены драматизмом и философскими раздумьями. Ученик голландского пейзажиста Андреаса Схельфхаута (1787—1870) и французского живописца Э. Изабе, Ионкинд использовал завоевания французского искусства для развития голландской пейзажной живописи. Важнейший этап в истории неопластицизма— это создание в 1917 г. журнала «Де Стейл» («Стиль»), в котором пропагандировались принципы и задачи неопластицизма и образование художественной группировки под тем же названием.
И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. Ее «Рынок в Алъкмаре» (1932—1933, частное собрание), где изображены крупным планом двое здоровенных загорелых крестьян с огромными, пышущими жаром апельсинами на лотках, воспринимается как символ земного изобилия и красоты, значительности и силы крестьянского труда. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Городской музей).
Меняетсяобразныйстрой картин. После войны творческая деятельность возобновилась с новой силой. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей". В последующих своих работах начала 20 в. Берлаге все дальше отходит от традиционных приемов, закладывая основы новой архитектуры в Голландии: проект «Бетховенхюйс» в Блумендале (1908), здание «Де Схипборх» в 3юд Ларене (1914), конторское здание («Голландский дом») в Лондоне (1914) и другие. Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Часто главным мотивом в таких пейзажах является старинная мельница.
1836). Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Для этого не хватало только двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы. Ученик Якоба Мариса, он пошел самостоятельным путем. Многие молодые голландские художники встали на путь абстрактного экспрессионизма (К. Обычно подобного рода сюжеты трактуются исследователями как аллегория распутной жизни, но в данном случае содержание произведения, вероятно, представляет аллегорию добродетели. ГМИИ).
Естественно они изображены за дружным застольем. Радекер). Голландская литература теряет в этот период свою самобытность. Это вызвало приток в города новых рабочих, которых необходимо было обеспечить жильем. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Помещения универмага снабжены кондиционированным воздухом и освещены равномерным не зависящим от времени дня и состояния погоды искусственным верхним светом. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Голландия была одним из основных центров западноевропейского функционализма, представители которого в этой стране были прежде всего связаны с роттердамской группой «Де Стейл».
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. Во время войны определились те два пути, по которым пошло голландское искусство в последующие годы. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. Сколь различен облик их участников: среди сатиров — дикие в своей страсти козлоногие существа, в окружении Дианы, которая сама излучает прелесть женской натуры, — ее божественно красивые спутницы. Разбушевавшаяся стихия не раз губила жителей, сравнивая с землей деревни, затопляя города.
В 20-е гг. 1898) и Якобуса Беренда Бакемы (р. Представителем импрессионизма в Голландии является Биллем Марис (1844— 1910).
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Основоположник кубизма. Одним из первых возродил лучшие традиции голландских пейзажистов 17 в. Иоганн Бартольд Ионкинд (1819—1891).
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Натюрморты с едой назывались «ontbijtjes» (с голландского — «завтрак»). В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
В Хук ван Холланде Ауд наряду с рациональной планировкой квартир сумел органично использовать железобетон для создания выразительного внешнего облика зданий (гладкие стены, горизонтальные окна, непрерывная лента глухого парапета балкона второго этажа, закругления углов), что сделало эту его работу одним из классических образцов функционализма. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Работа отчетливо демонстрирует генетическую связь живописи Яна Брейгеля с искусством отца. Вершиной голландского реализма итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта.
В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Обычно изображены пасмурные, туманные дни. В свою очередь его творчество оказало воздействие на развитие искусства Франции. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Продолжалось также активное освоение осушаемой территории залива Зедерзе. Развитие пейзажной живописи не случайно для Голландии. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости.
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Большую роль в развитии голландского искусства этой эпохи сыграла Гаагская Академия художеств, ведущим профессором в которой был Антон Мауве (1838—1888) он же возглавлял Пульхри-Студио, где велось преподавание рисунка и проводилась большая организационно-выставочная работа.
Искусство поздней готики сменяется в это время ранним Ренессансом. Ее произведения насыщены суровой монументальной экспрессией что бы она ни изображала — будь это портреты ее знакомых, сцены из окружающей жизни или «Натюрморт с бензиновыми баками» (Гаага, Городской музей), — все приобретает в ее произведениях монументальный характер, весомость, внутреннюю силу. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Процессу очищения мысли, ее «познанию самой себя» в искусстве адекватен процесс «денатурализации». Так, в раннем пейзаже «Коровы на водопое» (Гаага, Музей современного искусства) Биллем Марис во многом соприкасается с пейзажистами старшего поколения. ГМИИ).
Месдаг в своих маринах выявил своеобразие природы Голландии. Эскизная техника широкого, пастозного мазка намечает форму предметов.
Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Драматичен образ женщины у ложа умершего мужа («Одна на свете», 1878 Амстердам, Рейксмузей). Это были представители голландского маньеризма: гравер Хендрик Гольциус, Корнелис Харлемский, подражавший Микеланджело, Абрахам Блумарт, последователь Корреджо, Михиль Миревельт, хороший художник-портретист искусный, точный, лаконичный, немного холодный, современный для своего времени, но не являющийся национальным.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Так, относительно древнейшего из голл. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
том 11 коллекции «Великие музеи мира»). Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Используя различные оттенки, Мауве создает богатую гамму холодных тонов.
В дальнейшем Вермер обратился к традиционным для голландской живописи камерным композициям. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). В его морских пейзажах всегда много воздуха, который смягчает силуэты лодок. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности.
Он как бы развил дальше рационалистические тенденции этого направления истоки которых лежали в творчестве Берлаге. В 30-е гг. Он был первым крупным коллекционером современной живописи.
Он находит бесконечное количество оттенков белого и серого в цвете шерсти овец, серого неба и снежного покрова («Овцы зимою» 1880-е гг. 1897)— автор памятника жертвам войны в Национальном парке в Энсхеде (1946— 1949). 1832). Одна из последних и самых значительных работ Чарли Тороп — «Три поколения» (1941—1950 Роттердам, музей Бойманса-ван Бейнингена), где художница изображает себя лицом к зрителю, с кистью в руках, сзади — высеченную из камня огромную мудрую голову Яна Торопа и рядом, у окна — своего сына, тоже живописца, Эдгара Фернаута — три поколения, посвятивших себя высокому служению искусству. В области монументального искусства работали и другие, близкие к Торопу мастера: Антон дер Киндерен (1859—1925)—крупный мастер книжной графики и художник-монументалист, автор росписей в ратуше Херцогенбосха (1889— 1896) и витражей в Утрехтском университете (1894) Иохан Торн-Приккер (1868— 1933)— художник, график и мозаичист выдающийся график Роланд Холст (1868—1938)—художественный критик и эссеист, автор фресок в Амстердамской ратуше (1902) и витражей Утрехтского собора (1922).
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Наконец, как на особенность голл. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти.
В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Метсю несвойственно ощущение социальной несправедливости и трагизма жизни. Ученик анималиста П. -Ф. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение.
Решая чисто колористическую задачу, художник сужает круг своих тем. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. У Вермера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью.
Виллем Класс Хеда писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. К гронингенцам примыкали группы художников, работавших в Роттердаме и входивших в объединение «Де Брандинг» («Прибой») (1915—1925), ориентирующееся в целом на экспрессионизм Кандинского, Клее и Швитерса. Произведения Месдага написаны часто в желто-серой гамме красок, такой характерной для Северного моря («Марина», 1875 Гаага, Музей современного искусства). Его бомбардирская рота в сражениях при Гуммельсгофе (1702 г. ) и под Лесным (1707 г. ) ездила на лошадях. Достижения и ценности христианской цивилизации. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками. Однако идентифицировать персонаж на этом полотне до сих пор не удалось.
В произведениях Рубенса на тему охоты можно различить две фазы творчества. Алма, И. Бендин), другие обратились к традициям доброго старого голландского реализма (Д. Вот таким образом ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Но Виллем Бейтевег умер в возрасте 30 лет и в дальнейшем голландский офорт развивался без него.
Его особенно интересовали чувства, экспрессия и выражения лиц персонажей. Кроп, Дж. Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью.
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. голландцы знакомятся с искусством Ван-Гога, в Голландию быстро и интенсивно проникают последние веяния французской школы в 1906 г. едет в Париж Ян Слейтерс (еще раньше там оказывается Ван-Донген) и привозит с собой в Нидерланды увлечение фовизмом, охватившее большую часть голландских художников. Здесь по проекту архитекторов Иоханнеса Хендрика ван ден Брука (р. Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету— уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. др. Марины Месдага — плод длительного и глубокого изучения натуры.
В картине «Швеи» (1870-е гг. Луки», объединяющее голландских художников, раскалывается на две группы — «коричневых», пытающихся сохранить рушащиеся традиции и «голубых» — «люминистов», которые затем образуют самостоятельное объединение. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. 19 в. были годами обострившихся классовых противоречий, восстаний шахтеров в Бельгии (70—80-е гг. ), массовых выступлений рабочих в Амстердаме (1886). Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества.
Наибольший интерес представляет торговая часть нового центра Роттердама. Трагична его картина «Когда стареют» (1883 Гаага, Музей современного искусства), в которой художник с необычайным лаконизмом изобразил одинокую фигуру сгорбленной старухи, греющей дрожащие руки у потухшего очага. получает стиль модерн. Якоб Марис — художник широкого диапазона. Работая над ними по акварельным этюдам, художник вводит человека, рассказывает о его труде он делает картину более содержательной, подчеркивая в пейзаже национальные черты («Зима в Голландии», 1863 Париж, собрание Жерар).
По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. С началом XVIII в. наступает ее упадок, не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но так как в голл. Их очертания почти сливаются на горизонте с небом. Гроб и Легенда о костях св.
Ян Брейгель Старший (Старший, так как впоследствии в роду появился еще один Ян — соответственно, Младший) получил прозвище «Бархатный» ввиду особого колорита его живописи. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Ч. Тороп во многом близка к бергенскому экспрессионизму.
Кисть самого Тенирса могла бы дать о ней лишь смутное понятие». Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Эйк. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. Нескончаемо льющаяся вода ассоциируются с мыслью о неизменности бытия, вращающееся колесо — основной механизм мельницы — через аллюзию на «колесо Фортуны» вводит в круг рождаемых образов идею превратности судьбы. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. Нейланд, Каммерлинг-Оннес), третьи искали новый реалистический художественный язык (X. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Большой вклад в гаагскую школу внесли три брата Мариса. В одном из немногих своих произведений изображающих жизнь простого народа, Метсю воспроизвел уголок улицы. Картины Броувера отличаются живостью и изобретательностью замысла.
Выдающуюся роль в развитии жанровой живописи Голландии, в укреплении реалистического искусства 19 в. сыграл Иозеф Израэльс (1824—1911). Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Это исчезает в поздних портретах. На рубеже двух столетий развертывается творчество выдающихся голландских скульпторов — Иозефа Мендеса да Косты (1863—1939) и Ламберта Зейла (1866— 1947). ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Завершением длительной работы Ван-Гога над образами крестьян была композиция «Едоки картофеля» (1885 Ларен, собрание В. Ван-Гога). Объявленная Наполеоном блокада подорвала торговлю Голландии.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Это привело к созданию перед первой мировой войной своеобразного романтического архитектурного направления, так называемой амстердамской школы (одно из первых зданий—дом пароходного общества, 1913—1914, архитекторы Я. М. ван дер Мей, М. де Клерк и П. Крамер). Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Море у Месдага — это постоянно покоряемая человеком стихия. В XV-XVI вв. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Расцвет фламандской и бургундской миниатюры. Слово В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК НА ВЕЧЕРНЕФрансиско Гойя (1744 — 1828) — не только самый национальный художник Испании, с его именем граничит становление искусства Нового времени. Французский художник испанского происхождения. 1826), Тереза Шварце (р. И для него был важен любой компонент пейзажа: склонившаяся от порыва ветра ветка дерева, примятая травинка, грозовое облако, протоптанная тропинка.
1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. народа над угнетавшими его испанцами. Старший и наиболее талантливый из них, Якоб Марис (1837—1899) — ученик Антверпенской Академии художеств. По сравнению с искусством других западноевропейских стран реалистическая струя в Голландии всегда была особенно сильна, недаром голландские искусствоведы в качестве одной из характерных черт голландского искусства 20 в. называют неизменное «уважение к реальности», к окружающему миру. Аталанта только что пустила свою стрелу копье Мелеагра вонзается в зверя.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. В этом пейзаже осуществляются тенденции, близкие импрессионизму. Типичен его пейзаж «Мельницы ночью» (Гаага, Музей современного искусства). Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Особенно тяжелые годы она переживала в период захватнической политики Наполеона. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Везде у голландцев тот же рисунок – сдержанный, лаконичный, точный, естественный и наивный искусный, а не искусственный. В сохранявшей в 1914—1918 гг. 1850) и мн.
Винсент Ван Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Представленная картина — один из образцов его пейзажной живописи. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. В целом голландскую школу называют жанровой. В начале 50-х гг. Средневековый портрет. Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре.
Она и есть то, что, по словам Мондриана, «было скрыто в прошлом под именем божества», то, что движет природой и правит миром, го, что «заключено в каждой вещи» и что составляет предмет искусства. Вернувшись в Гаагу (1870) после длительного пребывания в Париже, он попал в среду художников, проблематика которых была ему близка. В живописи голландских «магических реалистов»—А. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Особенно богата новейшая голл. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
К 1905 -г. На дне его и сорока восьми осушенных озер выросли новые города и деревни. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. Этапную роль в этих поисках сыграло построенное по проекту Берлаге здание биржи в Амстердаме (высококачественная кирпичная кладка, очищение фасадов от декора, открытие изнутри металлических конструкций перекрытия). Но искусство прошлого, по Мондриану, было «бессознательным выражением этой гармонии путем познания и изображения материального мира», современный же человек, мозг которого благодаря технической революции освобожден для «чистого мышления», способен поставить вопрос о сознательных поисках этой идеальной гармонии. На его счету также работа комиссионером и различные переезды.
Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Пришло время меньше размышлять, внимательно посмотреть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Так же как в свое время П. Поттер, он пишет животных на фоне типичных голландских пейзажей.
Около вепря лежит мертвый человек. Ученик Амстердамской Академии художеств, Израэльс в ранний период (связанный с Амстердамом) пишет исторические композиции («Первый отказ принца Оранского исполнить приказ испанского короля», 1854 Амстердам, Штеделиксмузей) в академической манере. В течение веков голландцы отстаивали свою землю от сурового Северного моря. Тенирс собрал для правителя художественную коллекцию и стал ее хранителем.
VIII. В конце 40-х гг. Ко второй половине 20-х гг. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
1857). В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Получив художественное образование в Бельгии (в 1866 г. у пейзажиста В. Рулоефса), Месдаг окончательно сложился в годы жизни в Гааге, где он начиная с 1869 г. пишет морские пейзажи в Схевенингене. Он является создателем национального голландского пейзажа. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Она подолгу жила и работала в Бергене, переехав туда окончательно в 1921 г. и быстро выработала свой неповторимый, глубоко своеобразный художественный язык.
Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Таков выразительный образ старого рыбака, созданный им в Схевенингене («Отдыхающий рыбак», 1881—1882 Оттерло, собрание Креллер). Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог.
Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Затем следует заметить, что большинство голл. Младенец держит послание с текстом, так называемую бандероль: «Научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем». была настоящей плодородной почвой для живописцев.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. "Не могу выразить, как я счастлив, что снова стал рисовать. В ней отчетливо «просвечивает» античный миф о Каледонской охоте, той, в которой Мелеагр копьем убивает калидонского вепря (этот миф изложен у Филострата Младшего в главе 15 его «Картин»). Это цитаты из Библии и другие латинские сентенции. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Голландия и Фландрия XV – XVII вв.
Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Непроизвольно напрашивается сравнение с картиной Питера Брейгеля «Пейзаж с падением Икара» (около 1558, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), написанной за 50 лет до этого произведения. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Как и Мауве, он сыграл большую роль в художественной жизни Гааги. в голландском искусстве появляется новое направление, названное голландскими историками искусства «неореализмом», на деле оно представляет собой голландский вариант сюрреализма. Но далеко не один абстракционизм определяет лицо сегодняшнего голландского искусства. В жилищном строительстве Голландии этого периода были достигнуты серьезные успехи в разработке типов секционных, галлерейных и блокированных домов и в поисках рациональной планировки и оборудования квартиры (в частности, кухни), которые оказали большое влияние на жилое строительство в других странах Европы в 20—30-х гг.
На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. В пейзаже «Парусные лодки» (ок. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Героями его картин, как правило, являются простые люди, отсюда соответствующие сюжеты: сцены в таверне (порой с потасовками), подвыпившая братия, музыканты навеселе (целая галерея: скрипач, флейтист, волынщик, рылейщик, удивительно даже, сколько простолюдинов умело играть на музыкальных инструментах, а особенно на скрипке).
Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала.
При характеристике воды художник вводит лиловые тона со светлыми желтыми бликами. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. Таким же олицетворенным протестом против филистерского духа Голландии является жизнь и творчество Ван Гога.
Это обстоятельство уже само по себе делает опыт восстановления Роттердама весьма важным для развития градостроительства в капиталистических странах, где попытки коренной реконструкции переуплотненных центров крупных городов постоянно наталкиваются на непреодолимые препятствия в виде частной собственности на земельные участки. В том же плане были исполнены его пейзажи, написанные в условной коричневой гамме, упрощенные в характеристике натуры, с ярко выраженными монументальными тенденциями («Четыре мельницы», 1878 собрание Дей). В развитии голландской живописи это был критический момент. Стали формироваться региональные художественные школы. Особенно сильное воздействие на его творчество оказали Ван-Гог и французские фовисты, приверженность к которым он сохранил до конца своих дней.
Получили распространение посещения анатомических театров. Как я сумел». Такое построение придало изображению живость и естественность. Модерн в «чистом» виде не привился на голландской почве.
Если раньше мастерство исключительных талантов Жана де Бондоля, Жана Малуэля или братьев Лимбург взрастало на почве «интернационального стиля», то теперь франко-фламандские художники стали нидерландцами. нейтралитет Голландии расширялось промышленное производство. корифеям французской школы. У Рубенса ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала.
Давид Тенирс Младший (Младший, поскольку был назван так же, как его отец, Давид Тенирс Старший) превзошел своего родителя и, как считается, учителя. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Именно эти черты творчества с исключительной силой проявились в наиболее сложном и трагическом произведении «Еврейское кладбище». Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.
Головокружительная быстрота, с которой художественные направления в Европе сменяли друг друга и с которой голландское искусство впитывало и воспринимало их, метания из стороны в сторону, увлечение то одним, то другим «измом» несколько утихли в годы первой мировой войны. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Более поздние же работы разрабатывают композицию, характерную для фриза, то есть действие в них показано в горизонтальном ракурсе, параллельном плоскости картины. Израэльс создает поэтические образы молодых крестьянских девушек, занятых шитьем. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте. Он учился у Франса Халса, позже на его творческую манеру сильно повлиял Рембрандт, но особое воздействие оказал талантливый фламандский жанрист Адриан Браувер.
Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Новые тенденции в голландской живописи связаны с именем ученика В. Мариса — Хендрика Брейтнера (1857—1923). Он просто писал окружавшую его жизнь. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Кроме того и Мендес да Коста и Зейл много работали в области мелкой пластики (в бронзе и терракоте)—Зейл, с любовью и большой реалистической силой передавая различные сценки из окружающей жизни («Девочка с мячом», 1894 «Мать с ребенком», 1917 обе — Оттерло, музей Кроллер-Мюллер), Мендес да Коста в жанровой и портретной скульптуре («Продавщицы рыбы», 1898 «Обезьянка», 1900 обе — Оттерло, музей Кроллер-Мюллер «Женщина с зеркалом», 1902 «Спиноза», 1909 «Винцент Ван-Гог», 1908), — стремясь к большей обобщенности, к простым, четким округлым объемам, что выразилось также и в его крупных произведениях — памятнике генералу де Бегу в Хондерло (1915) и памятнике Хейер-ману в Амстердаме.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Лоррену и др. Став страстным приверженцем пленэра, он бродит по Парижу изображает уголки Монмартра, берега и мосты Сены, народные театры и чувствует себя настоящим французом.
Охраняя страну от вторжения моря, в течение веков голландцы воздвигали гигантские плотины. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. 1831). В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
«Рынок в Алъкмаре» перекликается со старой нидерландской традицией крестьянского жанра, он заставляет вспомнить окруженных овощами и битой птицей сильных, здоровых крестьян БеЙкелара и Артсена, он поражает своим монументальным великолепием, весомостью, зримостью, плотностью, яркостью всех изображенных вещей. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Дневной свет, проникающий из окна, освещая лица, оставляет в полутьме детали обстановки. Социальные проблемы стали предметом обсуждений в среде передовых писателей и художников. Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века.
Аппель, Э. Брандс, Констан, Корнейль, А. Роскенс и др. ), образовав в 1949 г. так называемую «Экспериментальную группу», участвовавшую в выставке молодых художников трех стран, получившей название «КоБрА» (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Получили распространение посещения анатомических театров. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам.
Самой сильной индивидуальностью в этой группе обладал художник и скульптор Хендрик Щабо (1894—1949), впоследствии автор ряда глубоко драматических пейзажей («Пожар Роттердама», 1940 Гаага, Городской музей). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Однако поиски необычных композиций и форм превратились у многих архитекторов в самоцель, что привело к появлению хотя и своеобразного, но во многом надуманного «стиля амстердамской школы», причем наиболее изобретательными в создании необычных композиций были ведущие архитекторы этой школы Михаэль де Клерк (1884—1923) и Петрус Крамер. Изображая человека в пейзаже, художник часто сближает пейзажную живопись с жанровой.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Я. Марис не всегда точно следует натуре. Эрвин Панофски даже говорил о «репатриации фламандского гения».
Он дает низкую линию горизонта и огромное пространство неба. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
В искусстве Голландии никогда не ослабевала реалистическая направленность. в Голландию хлынула волна абстракционизма, захватившая всю Западную Европу и Америку.
История этого течения, названного его создателями «неопластицизмом», не богата событиями. Необходимость уезжать во Францию отпала. В 1830 г. произошло отделение Бельгии от Голландии.
В Дрезденской галерее хранится девять работ художника. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Мондриан стремится найти и выразить живописными средствами то общее, го существенное, то непреходящее, что существует будто бы в основе «всех форм творения» и что, по мнению Мондриана, есть некий идеальный порядок, универсальная и идеальная гармония. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Есть много талантливых художников. Многие представители аристократии стали для него моделями. Кроме восстановления центрального района города в Роттердаме создано несколько новых жилых комплексов (Пендерехт, Александр-Польдер, Зюдвик и др. ), в которых использованы приемы смешанной застройки (различными типами жилых домов), выделены административно-торговые центры, транспорт вынесен за пределы кварталов и созданы зеленые зоны отдыха. Мейндерт Гоббема — последний из великих голландских художников-пейзажистов XVII века.
1900) и расписные витражи церкви в Остербеке (1916—1917). В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». Сознательное же выражение универсальной гармонии якобы возможно в искусстве через посредство простейших отвлеченных геометрических форм как наиболее очищенных от всего случайного и личного и наиболее соответствующих «абстрактно-математическому характеру современного мышления».
В своем автопортрете, созданном им вскоре после войны, в 1924 г. (Амстердам, Штеделиксмузей), художник предстает перед нами в момент вдохновения, страстного творческого порыва, запечатленного не менее страстной и Энергичной кистью. Адриан ван Остаде — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Построенные по его проектам жилые кварталы из секционных домов в самом Роттердаме и особенно состоящий из двухэтажных блокированных домов комплекс Хук ван Холланд (1924—1927) являются одними из первых в европейской архитектуре примеров современных по планировке и внешнему облику жилых домов.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником.
В годы второй мировой войны пострадали многие города Голландии. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. По словам одного из голландских искусствоведов, для произведений художников «Экспериментальной группы» характерны «спонтанность трактовки, автоматизм живописного почерка и колористический динамизм». В дальнейшем проблематика Брейтнера была связана с искусством 20 в. 80-е гг.
Крупнейшим его представителем в живописи был Ян Тороп (1858—1928), большой и своеобразный мастер, прошедший в свое время через импрессионизм и увлечение Эдуардом Мане, а с 90-х гг. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Краски словно излучают свет, цвет интенсивный.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Голландский экспрессионизм просуществовал сравнительно недолго. В более поздних работах солнечный свет становится как бы героем его картин. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет.
В стремлении Ионкинда создать национальный пейзаж убеждают и его слова: «Страна прекрасна по своему национальному духу: я говорю — национальному, так как мельницы, порты, аллеи, деревья — все это носит национальный характер, который, я полагаю, нигде нельзя найти». Творчество развивалось по определенным схемам. Виллинка, Р. Хинкеса, П. Коха — господствует настроение подавленности, страха, трагического ожидания, усиленное преувеличенной ясностью и ужасающей наглядностью, «осязательностью» изображения. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков.
Иоанна), написанного им для гарлемского собора.
также Питер Алма, К. Киккерт, Л. Схелфхаут, Я. Бендин, Дж. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Он поддался воздействию прерафаэлитов. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
Уже с первых лет творчества художника интересует проблема солнечного освещения. Родился 25 октября в Малаге (Испания). Картины первого периода, продолжавшегося до 1620, к которому относится представленная «Охота на кабана», характеризуются центростремительной и диагональной композиционной схемой, в них с обеих сторон действуют необузданные силы. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт. Это видно и в его ранних работах изображающих военные сцены и в более поздних (90-е гг. ) городских пейзажах больших размеров эти пейзажи отличаются четкой конструктивностью, контрастами световых эффектов. Мондриан создал десятки полотен, развивающих тему равновесия вертикалей и горизонталей, равновесия цветных прямоугольников, строго отмеряя при этом количество каждого цвета, равновесия, основанного не на симметрии, но выраженного посредством свободной координации геометрических форм («Композиция с красным, желтым и голубым», 1921, Гаага, Городской музей, «Композиция», 1922, Амстердам, Штеделиксмузей «Композиция с красным, желтым и голубым», 1929, собрание Карстен в Амстердаме и т. д. ). 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Прямыми наследниками Я. в. д.
Вихман, А. де Винтер, А. ван Зееген, Я. Бендин) выступает с манифестом «Абсолютная живопись», возвещающим о создании первых в Голландии беспредметных полотен. Второе отличительное свойство голл. Исполненные углем, пером, маслом, портреты крестьян поражают остротой психологической характеристики. Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская живопись)— один из этапов Северного Возрождения, эпоха в нидерландской и, в частности, фламандской живописи, охватывающая в истории европейского искусства приблизительно столетие, начиная со второй четверти XV века.
было осушено огромное Гарлемское озеро. Наибольший интерес из построек Дудока в Хильверсуме представляют школы, в которых очень рационально и по-новому для тех лет были решены планы — в соответствии с функциональными требованиями учебного процессса (удачное освещение классов, спортивные залы, широкие односторонние коридоры — рекреации и т. д. ), ратуша (1928—1930). Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер.
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Гаага, Музей современного искусства). На всем протяжении первой половины 19 в. в Голландии господствует переводная французская литература, на сцене ставятся французские пьесы. Наконец, в 1913 г. группа молодых голландских художников (Е.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Художники, работавшие в Гронингене, — Ян Вигерс (1893—1959) с его яркими Экспрессивными портретами и пейзажами, Хендрик Веркмаы (1882—1945) известный впоследствии своими экспериментами в технике печати, график и монументалист Иохан Дейкстра, Ян Алтинк и другие — образовали в 1918 г. группу «Де Плог» («Плуг»), близкую по своей программе к уже отошедшим к этому времени в прошлое немецким объединениям «Мост» и «Синий всадник». 1852) и Валли Мус (р. Некоторые его полотна могут вызвать мысли о карикатуре. Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Он чувствует интимную прелесть небольших уголков старых городов («Деревянный мост», ок. В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
В духе фовизма работают Гестедь и Мондриан, вскоре рождается голландский вариант фовизма — так называемый «люминизм» «Общество св. В 1640-х гг. В этом движении за национальную культуру большую роль сыграл голландский энциклопедист В. Бильдервейк (1756—1831).
1585-1666 гг. ). Пейзажи Я. Мариса глубоко лиричны. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Картина «У сводни» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены.
В годы пребывания в Бельгии (1878—1881) окончательно сложилось его мировоззрение, что и определило демократическую направленность его творчества в этот период. Вавилон великий (18:1-24)Впервые у нас прислугу посадил на лошадей еще Петр Великий. Однако в то же время он обнаруживал постоянную склонность к лаконичному гладкому цвету, к простоте, ясности и чистоте построения своих композиций («Красное облако», 1907 Гаага.
Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Полотна художника выполнены в однотонной живописной манере. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
Новый центр Роттердама — это административно-деловой и торговый район. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Вот таким образом голл. живопись пейзажистами, трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, то с тщательною оконченностью, то с широкою техникою импрессионистов, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Ему приписывают более 2000 собственных произведений, хотя, конечно, он был не столь плодовитым.
Работая на пленэре, Израэльс пишет пейзажи в светлой жизнерадостной гамме, раскрывая красоту родной природы («Дети на берегу моря», 1872 Амстердам, Рейксмузей). В 1640-1660-х гг. Солнечное освещение, проникая из-за облаков, оставляет в прозрачной тени неосвещенные части. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». круто повернувший к символизму.
В других источниках указывается количество 600. Это типичный голландский интерьер. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Мауве был признанным главой гаагской школы. Однако особенно широкое распространение в Голландии на рубеже 19 и 20 вв.
Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Еще большая слитность в пейзаже ощущается в картине «Овцы в лесу» (1870-е гг.
Его основоположник и вдохновитель Питер Корнелис Мондриан (1872—1944), виднейший (наряду с К. Малевичем) представитель геометрического направления в абстрактном искусстве, в начале творческого пути был связан с Яном Торопом и Слейтерсом, пережил увлеченно Ван-Гогом, стремясь к эмоциональному отражению окружающего вг своих работах («Красное дерево», 1909—1910 «Мельница на солнце», 1911 обе— Гаага, Городской музей). Человек на картинах больше не идеализировался. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи.
Ян Брейгель Старший писал в разных жанрах — пейзажи, натюрморты (преимущественно цветы и животные), мелкофигурные картины на библейские, мифологические и аллегорические темы. Голландия превратилась во французскую провинцию с правом представительства в сенате. В стороне от основной линии развития художников гаагской школы с ее глубоко реалистическими тенденциями, с поисками пути национального искусства развивалось творчество Матиса Мариса (1839—1917). Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Хильдо Кроп (р. Но в то же время Мауве в решении поставленной задачи близок французским художникам.
Сквозь просветы облаков проглядывает луна. В их украшении исправлении.
1837), Лодевейк Аполь (р. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Эрмитаже). Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Лишь в таких исключительных условиях, как почти полное разрушение большого района города, муниципалитету Роттердама удалось провести коренную реконструкцию центра города. Собранная им коллекция полотен барбизонцев легла в основу музея его имени в Гааге.
Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог. К работе по реконструкции и застройке городов были привлечены крупнейшие архитекторы и, хотя право частной собственности препятствовало осуществлению большинства проектов, ряд градостроительных работ был все же проведен в начале 20 в. Наибольший интерес представляет частичное осуществление градостроительных проектов, разработанных архитектором Хендриком Петрусом Берлаге (1856— 1934) для Амстердама (планировка и застройка района Зюд в 1902—1917 гг. ) и Гааги (проект 1908 г, ), в которых предлагалось использовать при застройке кварталов вместо традиционных типов жилищ секционные дома с квартирами в одном уровне. Человек должен был быть изображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобы он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль.
Так Винсент писал брату. в стране намечаются признаки перелома.
1824) и Христоффель Биссхоп (р. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. В группу «Де Стейл» входили кроме Мондриана, ван Дусбурга и ван дер Лека и архитекторы — в частности, крупнейший голландский архитектор и один из основоположников современного функционального строительства Я. П. Ауд и Г. Ритвельд — архитектор, художник-оформитель и художник-прикладник, одним из первых создавший экспериментальные образцы современной деревянной и стальной мебели. В картинах мастера нет преднамеренного осуждения героев через высмеивание. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Картины Ионкинда иные.