Ганс Гольбейн Младший – живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников и является самым знаменитым представителем этой фамилии. Более совершенными, во всей полноте раскрывающими талант художника произведениями являются графические портреты Гольбейна, в которых он предстает истинным мастером изобразительного искусства. Звание придворного художника требовало от Гольбейна интенсивной работы в сфере прикладного искусства.
В начале века художник неоднократно выполняет заказы эльзасских монастырей, а в 1516 году он принял решение окончательно переехать в Эльзас и поселился в Изенгейме, где и умер спустя восемь лет в 1524 г. «Страсти Господни в серых тонах» считаются одним из главных творений великого художника немецкого Возрождения Ганса Гольбейна Старшего. И этот портрет относится к лучшим произведениям, написанным Гольбейном до того, как в 1536 году он стал придворным художником короля Генриха VIII. Но во времена Гольбейна, Дюрера, Вольгемута, Шонгауэра – художники считались ремесленниками.
Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jngere, 1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург— 1543, Лондон)— живописец, один из величайших немецких художников.
А. Н. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Композиция картины подчёркнуто проста. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Нац. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». Величие короля передается позой. Плаха или развод.
Когда он в 1516 году был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – его и его жены. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». В 1535 году он был обезглавлен. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
В 1543 году Ганс Гольбейн Младший умер в Лондоне от чумы. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок). Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств).
В презентации на слайде с картиной «Французские послы» я использовала триггеры, позволяющие увеличить фрагменты картины. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
150 портретов. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти.
Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. гал. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Эволюция мастерства Гольбейна. Эти образы являют собой отдельное произведение – мастерски выполненный с натуры портрет членов знаменитой семьи. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Это, безусловно, знак смерти. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. На лице нет намека на улыбку. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». В 1532г. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, ему пришлось много работать над декорированием внешних фасадов, делая из скромных частных домов великолепные дворцы, что украшены колоннами и фигурами. закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти». Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Сотрудничество между членами семьи Гольбейн было очень тесным и плодотворным. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века. Картины его – это гордость города. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Об этом свидетельствуют его работы. гал. гал. А. Н. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра).
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Начинает свою деятельность в Базеле Гольбейн иллюстрируя «Похвалу Глупости» Эразма. гал. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
«Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. 1539, Вашингтон. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Уффици во Флоренции), Том.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Он пишет портреты соотечественников, создаёт эскизы витражей, расписывает стены домов.
Над Анной нависли тучи. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю законченный портрет, находящийся в настоящее время в лондонской Национальной галерее. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Из Аугсбурга вместе с братом в 1515 году он приезжает в Базель. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью все формы здесь уплощены и сведены к узору. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Здесь, например, в воинственном римском папе, узнается Юлий II, едко осмеянный Эразмом в ряде произведений. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр). Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель.
Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). По возвращении своем осенью 1519г.
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. Справа изображены жены Мейера.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Они до такой степени несут отпечаток влияния отца художника Ганса Гольбейна Старшего, что по поводу авторства ряда работ исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. 25 сентября 1519 года Гольбейн вступил в городскую гильдию художников, а 3 июля следующего года получил официальное городское гражданство. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Эти росписи, к сожалению не сохранились.
Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. В 1519 году у Гольбейна уже собственная мастерская. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна.
В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Отношения с королем после этого оказались испорченными. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
В начале XVI века Базель, с его знаменитым университетом и типографиями, отличался особой атмосферой, благоприятствующей развитию гуманистических идей. В 1517-1519 годах Гольбейн работал вместе с отцом в Люцерне. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Блестящим примером нового стиля стало его полотно «Мертвый Христос» (1521-1522). Эти триггеры «включаются» щелчком по натюрмортам и изображению черепа (он на переднем плане в проекции, которая делает его абсолютно неузнаваемым).
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
«Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Христос Гольбейна – не небесное существо. Королю причина для развода весьма понравилась. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл.
Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Как правило, на них изображали близких людей. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Множеству предельно реалистично написанных деталей картины противопоставлен странный предмет на переднем плане полотна. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н.
Он был последним великим художником Немецкого Возрождения. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Это было 12 марта 1538 года. Мастерская Ганса стала семейной. Здесь он знакомится с известными гуманистами и становится другом Эразма Роттердамского.
Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац. гал. ). 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.
Все семейство поселилось в Базеле. К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей). «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. Художник не участвовал в религиозных противостояниях, равно принимая заказы и от католиков и от протестантов. В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера.
В правой стороны представлены адресованные купцу письма, в которых различная транскрипция имени подчеркивает международный характер его торговой деятельности. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.