Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи изменчивой игрой света и тени. На картине художника Т. Гейнсборо Дама в голубом отсутствуют контрасты: как в акварели, краски от голубого и серого будто переливаются в розовый и белый, превращаясь в перламутр. Томас Гейнсборо -один из самых выдающихся художников Англии его вклад в мировую и английскую живопись неоценим. Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. «многие ученые, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам ван Дейка и Рубенса, придав ему значительность и силу характера», – отмечает Е. А.
Гейнсборо пробовал создавать офорты, сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника. Боровиковский В. Работы Гейнсборо в области крестьянского жанра явились в высшей степени интересным и многообещающим начинанием, но быстро развивавшаяся болезнь-—рак горла — оборвала его жизнь в момент, когда художник чувствовал себя полным творческих сил и новых замыслов. Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века. Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников.
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Умер знаменитый художник в августе 1788 года. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Справа от дороги стоят два осла. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки – Генри Хилла. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен».
Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия.
Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
Большинство из них остались незаконченными. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). В газетах появилось множество отзывов о его работах. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Позднее, когда имя Гейнсборо стало широко известно, многие из горожан, знавшие его лично издали воспоминания о его детских годах. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. Он был широко признан при жизни как портретист. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле.
Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788). Но с 1780 года его влияние усиливается.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753). На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане.
«Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Томас был девятым ребенком в семье. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную изысканную манеру рисования, которая приближается к рококо.
Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея).
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни.
Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Предполагают, что одним из учителей Гейнсборо был французский рисовальщик и гравер, преподаватель Академии Св.
По колориту это живописное произведение симфонично. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой.
Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Портреты Томаса овеяны легкостью изящностью и утонченностью.
Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII в., особенно с работами Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы.
В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия) – точная дата рождения его неизвестна. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный.
Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Там он и поселился. Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Контрастным звучанием черного и темно. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Но интерес к Гейнсборо — художнику дополнялся интересом к Гейнсборо — собеседнику и Гейнсборо — музыканту, Гейнсборо — шутнику и Гейнсборо — философу. Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. «Речной пейзаж с фигурами в лодке», 1768— 1770 гг. и др. ). Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей.
Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Здесь мальчик обучается у известного портретиста Френсиса Хаймена.
Это видно по портретам матери и отца, а также соседей помещиков — людей, хорошо ему знакомых. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Слишком горячо. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, – отмечает Ю. Г.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне».
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. По настроению к ним близки пейзажи Гейнсборо, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», оба 1748 г. ). Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса.
На этом полотне художник изобразил мужчину, стоящего в непринужденной позе около скамейки, на которой сидит девушка в голубом платье — его жена. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро.
Именно он больше всего способствует слиянию фигур с окружающей их средой и сообщает изображенному изменчивую трепетность жизни. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности. Лучше всего у него получаются портреты. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Так, он работал на известного гравера и издателя гравюр Бойделла.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. В 1774 г. художник переехал в столицу. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
Оригинальное здание сохранилось и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Он предпочитал пейзажи. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Предприимчивый самоучка в начале 1740-х годов посетил Лондон, где брал уроки у художников педагогов X. Гравело и Ф. Хеймана, пробуя себя одновременно и в скульптуре.
Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Мать звали Сюзанной. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». 1783, Кенвудхаус, Лондон). Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту.
В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Крещён 14 мая 1727 г. в городе Садбери (графство Суффолк) в семье обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Здесь он подружился с известными музыкантами и актёрами.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Высокий напудренный парик завершает образ. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы.
Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Шапиро. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост (Воз, 1786 У дверей фермы, 1778). Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Ок.
Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Он как и Томас родился в небогатой семье и был увезён столицу для учения примерно в том же возрасте и при тех же обстоятельствах. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Таков портрет его племянника, Дюпона.
Этим он и начинает заниматься. В 1745 году восемнадцатилетний художник поселяется в своей собственной мастерской. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет.
Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам.
Здесь, в школе именуемой Академией свято Мартина, шлифовал свое дарование юный Томас. Но недолго удержали его стены школы. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».
Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века, особенно работы Вейнантса (см. репродукции), чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины, а следующим был Рейсдал. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Он родился в Седбери (графство Саффолк).
И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Рисовать начал рано.
Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Мартина (художественной школе).
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Дата рождения неизвестна. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Утонченность и аристократичность облика дамы подчеркивается и шуршащим полупрозрачным шелком платья, сливающимся по цвету с нежной кожей и сдержанностью взгляда и гордо поднятой головой.
Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Весь облик дамы утонченно-благородный. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Голову венчает черная шляпа с перьями. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734—1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Она повернулась слегка влево. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Родители назвали ее Мэри. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Осанка подчеркивает величие актрисы.
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Причиной послужила все та же развеска картин. Он известен также своей графикой. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Там он жил до 1749 года. Ведь публика того времени была придирчива ко всему. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Больше всего его привлекали сельские буколики.
Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Герои обычно показаны в пути («Повозка», 1767 г. «Возвращение крестьян с рынка», 1767—1768 гг. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью.
Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. Примерами служат портрет Р. Эндрюса с женой (около 1749 г. ), «Мистер Браун с женой» (1754 – 1755 гг. ).
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Создавая очередной портрет, он стремился к тому, чтобы изобразить человека как можно естественнее, таким, каким он выглядел в жизни. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. И она знает это.
Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Позировавшей ему аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах и Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787) Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Умер 2 августа 1788 года от рака.
Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства.
Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца. Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати.
Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. В 1768 г. он был избран членом-учредителем Королевской академии. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Это были заказы от местных торговцев и сквайров.
Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал художник Антуан Ватто. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. В нем привлекает естественность и изящество, непринужденная грация и то спокойное достоинство, которое было свойственно актрисе и которое Гейнсборо удалось передать с удивительной точностью.
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. У неё изящный профиль. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Мастер обычно писал сразу всю композицию целиком, набрасывая ее прямо по подмалевку и был одним из немногих художников своего времени, который не обращался к услугам помощников при написании костюма и деталей антуража.
Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Художник поинтересовался в чём дело и оказалось, что он не написал у лошади уздечку, которую по сюжету не могли бы снять. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Это происходило не только потому, что он умел на них играть и коллекционировал в его представлении, гармоничные колористические сочетания выглядели так же хорошо, как звучание удачно настроенных инструментов. С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне.
Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Родился в семье торговца сукном. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица.
Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят.
«Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. В конце 1760-х – начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой.
Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. В результате появились портреты Абеля (около 1777 г. ), музыканта Фишера (около 1788 г. ) и др.
И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Под их влиянием изменился стиль художника.
Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой). Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. Контрастным звучанием черного и темно-красного цветов Гейнсборо дает зрителю почувствовать, что перед нами трагическая актриса, создательница образа леди Макбет. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Он противостоял условностям пасторалей наподобие слащавых идиллических картинок модного в то время художника Цукарелли, стремясь к изображению подлинной жизни и здесь у него появилось нечто новое и свое.
Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло. Надо было зарабатывать на жизнь и Томасу приходилось всячески изощряться. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Когда Томасу исполнилось 13 лет, он уезжает учиться в Лондон. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея).
Хорошенькая девушка пришла его проведать. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.
Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
Мог пользоваться губкой, обломком белил, зажатым сахарными щипчиками или просто пальцем растушевывать краску. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Интерес к нюансам человеческой психики, мгновенной смене настроений, междометиям в речи персонажей создавал на страницах его книг атмосферу быстротекущей жизни. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Техника его легка и виртуозна. Приблизительно в это время начал писать портреты. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета.
И вдруг он увидел человека крайне недовольного. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». В 1748 году он посетил Садбери вероятно, тогда же ему пришла в голову идея сочетать два жанра: пейзаж и портрет.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Здесь ярко выражено стремление автора к совершенствованию себя и английской живописи- теперь он вставляет в вид парка уже целые группы людей и в движении. картины природы, которые окружали его в детстве.
На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них человека. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией.
Художник стремится запечатлеть незаурядность натуры женщины, поражавшей современников своим ярким талантом. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты. Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.