Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений.
Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков.
Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». любителей крепко выпить.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. А. С. Приехав в Харлем, учился (ок.
Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Луки. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности.
Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Среди "неофитов" был и сам Хальс. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем.
В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Нам остается лишь гадать об этом. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Но бывали и исключения. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. складывается зрелое живописное мастерство художника. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой».
Халс быстро обретает популярность, получает множество выгодных заказов, велик его авторитет среди коллег — в 1644 году он становится главой харлемской гильдии св. Луки (Sint-Lucasgilde). А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам.
Каждый волосок и ямочка были проработаны и дышали жизнью. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Ею «разорван» плоский холст. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Не стоит отбрасывать это предположение. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию.
Преступление действительно было заказным. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Во время его рождения не было мира на его родине.
Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Этим достигнуто создание законченного образа.
Но потом его начинают забывать. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Работа Халса «Св. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок.
У них было одиннадцать детей. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Но в 1638 году он создал второй его портрет – с него на нас смотрит вальяжный Хетхейсен, откинувшийся на спинку кресла.
Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Луки.
Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Была ли она ведьмой. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В пользу "пивоваренной" версии происхождения "кавалера" говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Дальше нам остается лишь строить предположения. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. В 20-х гг. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. 1626 послужила одна из его дочерей. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников.
Скорее всего, они преувеличивали. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
Нам остается лишь делать предположения. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. В ней он и умирает.
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).
Художник провел за мольбертом более полувека. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Адриана.
На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Путь, который прошло творчество Хальса, показателен для истории голландской живописи – он отмечает основные вехи и существеннейшие черты ее эволюции.
Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема».
Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Картины почти не заказывают. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Художник героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Вероятно их было гораздо больше. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Вероятнее всего, это – офицер.
Но для нас большой разницы в этом нет. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Адриана (1627 и 1633) и св.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека).
Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Круг сразу придает законченность портрету.
Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. А еще через год он женится. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Композиция стала спокойной и строгой. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. 1621, Государственный музей, Амстердам). В Голландии работало множество живописцев. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и.
Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.
Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. 1650). Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых". На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. В конце 20-30-х гг.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. Дальше нам остается лишь строить предположения. Адриана. Правая, освещенная светом играет румянцем.
В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Уоллес). Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Халс много работает в жанре группового портрета. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного.
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Нищета брала за горло.
Просто Халс как реалист пишет то, что видит кроме того, застылая постановочность парадного портрета ему достаточно чужда. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Здесь родился младший брат Франса по имени Дирк. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Все в этой женщине просто и все прекрасно. Была ли она ведьмой. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Первое предположение напрашивается само собой. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Умер художник в 1666 году. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Халс Франс. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной.
В «Банкете офицеров роты Св. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Заказы на портреты и создавали благосостояние семьи художника.
Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. стр. ) – выразительный тому пример. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Но о нем лично известно немного. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков).
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.
Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного.
Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Каждый одинок, каждый существует сам по себе.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. В 1625 году Хальс написал своего друга, торговца полотном Хетхейсена, в полный рост, в аристократической позе. Первое предположение напрашивается само собой. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Он находится в частной коллекции. Учился у К. ван Мандера. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Особенно это утверждение относится к данному портрету.
Его поза естественна и непринужденна. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Обремененность большой семьей не мешала ему вести весьма веселое существование, легко расставаясь с деньгами и постоянно влезая в долги, несмотря на большие заработки в течение длительного времени. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Мужья заказывали портреты жен, жены — портреты мужей, счастливые родители — портреты детей, молодожены — супружеские портреты, гильдии — большие групповые портреты. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. Композиция стала спокойной и строгой.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию.
Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. С его именем связан расцвет национальной живописи. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". А. С.
юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Хальс был мастером детали, что и позволило ему стать столь популярным художником.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников.
Праздник отличался размахом и длительностью. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые).
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Но для нас большой разницы в этом нет.
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Нам остается лишь гадать об этом. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Георгия». Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. На губах играет легкая улыбка. Лука» и «Св.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Изменяется и колористический строй его живописи.
Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Правда, когда он умер, то был похоронен с почестями в церкви Синт-Бова.
Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными.