Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе», с Риччи и «Сретение Господне», с Тинторетто. Влечение к поэзии жизни, ее эмоциональному богатству отличает Фрагонара среди блестящих художников Франции XVIII века. Фрагонар Жан Оноре – это один из выдающихся художников эпохи рококо.
Картины Фрагонара конца 70-х гг. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Техника офорта ему тоже была подвластна. Художник смог передать своё представление о любви. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Перед нами характерная для живописца картина.
В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. В своей картине Фрагонар изобразил, как из тёмной чащи леса стремительно вырвались мужчина и молодая женщина и достигли, наконец, края бассейна источника. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже.
Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». И последнее, о чём необходимо сказать. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Одновременно он продолжает начатое еще в ранней юности усердное изучение мастеров XVII и начала ХVIII вв.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.
Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. интенсивно и многогранно художник пробует себя в различных жанрах, чтобы сохранить в будущем только органичные своему таланту. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Она оказывается в его жарких объятиях. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
В 80-е гг. В 70-е гг. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй».
Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. В 1772 г. Ф. занят декоровкой гостиной графини Дюбарри в 1773 г. он расписывает «отель» танцовщицы Гимар, но ссора с последней заставляет его бросить работу, которая была закончена его учеником Давидом. Прототипами обеих серий служили реальные лица.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Серия портретов (1761–1765), т. н. Кто знает, не материализовал ли мастер черты собственной натуры в собирательном «Портрете художника» исполненном в 1765–1772 годах. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Фрагонар вернулся в Париж, где писал пейзажи, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы Т. Тассо«Освобождённый Иерусалим» («Явление Армиды в заколдованном лесу», 1761).
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. R. Portalis «Fragonard, sa vie, son temps, son oeuvre», Paris, 1900. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Фрагонар, самый близкий к Буше художник, в то же время как бы предвещает мастеров эпохи Второй империи и это не только потому, что последние (и среди них удачнее всего Барон, Шан лен и Зичи) подражали художникам XVIII в., а потому, что здесь наблюдается и сходство по существу. Особенно они сближаются в своем отношении к Эросу, носящем оттенок какой-то чрезвычайной откровенности. В 1756 году Фрагонар отправился в Италию и путь его туда традиционно лежал через французские города Лион, Дижон, Ним, Марсель, Тулон, Антиб и далее через итальянские Геную, Парму, Модену, Верону, Венецию, Феррару, Болонью, Флоренцию и Сиену.
Дидро является автором знаменитых «Салонов», писем Ф. М. Гримму. По за игривостью сюжета, предназначенного на потребу светской публике, стоит иное. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. В это время в моду входит классицизм. Гравировали с Фрагонара Н. Ф. Реньо, Ж. Матье, М. Био, Н. Делонэ, Ж. Ф. Боварле, Миже, Понс и др.
О детстве художника известно очень мало. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Грёза. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. Шардену.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Но старый подлинный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Нет-нет и промелькнет гривуазная шутка, отдающая настроением отдельных кабинетов, нет-нет и сверкнет яркое, веселое живописное пятнышко, несомненно возбуждавшее святое негодование в строгих неоримлянах и неогреках, сплоченных вокруг своего вождя Давида и всюду сказывается великий сладострастник искусства не просто пишущий, а все время «смакующий» свою работу, все время радующийся собственной виртуозности и абсолютно игнорирующий трудности ремесла2.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
После возвращения из Италии Фрагонар сначала писал скучные классические композиции, которые не имели успеха.
Или звучат подобно духовым инструментам – громко, призывно. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Картина имела успех.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Он был одним из авторов «Энциклопедии или Толкового словаря наук искусств и ремесел» (1751-1772). Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Стремительная кисть художника следует движению чувства, взволнованному состоянию героев. Их становится невозможно отличить от картин Буше.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р.
Рисунки Фрагонара имеются или имелись в музеях Лувра, сэра Р. Уоллеса в Лондоне, Безансона, в собраниях П. Декурселя, г. С. Бардак, маркиза Бирона, С. П. Яремича, Анри-Мишель-Леви, Монтенер, Ж. Дусэ, Анри Панье, барона Порталиса, барона Эд. В 1779 г. Ф. выставил в «Salon de la Correspondance». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Это действительно прекрасная вещь. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. V. Joscz «Fragonard», Paris, 1901 P. de Nolhac «J.
Его отец занимался изготовлением перчаток. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Он будет писать увлеченно и свободно, темпераментным мазком и пленяющими звучностью и особой золотистой тональностью красками. Взлетают качели с нарядной да мой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765–1772), предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773–1776). Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. живописи — прежде всего голландской и фламандской.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Шардена. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.
Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. Юноша специально подстерегал её. В конце 70-х и в 80-е гг.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны.
Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Самая необузданность проявления во Фрагонаре живописного темперамента должна была запереть перед ним дворцовые двери.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
По возвращении во Францию в 1765 г., Ф. произведен в «назначенные» за картину «Каллироя или самопожертвование первосвященника Кореза», однако звание «академика» мастер так и не получил, а с 1767 г. даже прекратил принимать участие в официальном «Салоне», обиженный невнимательным к себе отношением художественной администрации. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Г-н Фрагонар, это чертовски пресно.
Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.
Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В картинах «Урок музыки» (ок. См. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.
Юсупова. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Он совсем юн и изящно манерен. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета.
В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Дени Дидро был французским философом-просветителем, писателем и драматургом, ученым и публистом. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». «Желанные мгновения», 1765–72).
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Вместе с Робером Фрагонар часто работал на пленэре, постигая искусство пейзажной живописи, а Сен-Нон материально поддерживал обоих молодых художников. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Главное, цель достигнута. Художник запечатлел излюбленный им мотив – торопливый поцелуй. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. эстетических переживаний. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Но в 1770—1780-е годы художник писал и сцены семейной идиллии, которые вызывали одобрение строгого критика.
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Он – летописец своего времени, тонкий психолог. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам».
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. В конце 60-х гг. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Учился у Ж. Б. С. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.
Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Круг замкнулся. В «Вечном городе» он сближается с Юбером Робером и с прибывшим в Италию в 1759 г. просвещенным аббатом Сен-Нон. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. На протяжении 22-х лет в этих письмах он давал обзоры академических художественных выставок, которые проходили в Квадратном салоне Лувра. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Миниатюрное полотно «У очага» пример того, как многолико было творчество мастера. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии.
Из старых мастеров особенно усердно Ф. изучает Бароччио, Солимену, Кортону и Тьеполо. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график.
В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Но работает там неохотно – его влечет рисование. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Запечатлено мгновение, минутная ситуации. Диапазон его чрезвычайно широк. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.
Фрагонар любил писать чувственные и игривые пасторали и любовные сцены («Счастливые возможности качелей», 1766 «Похищение Амуром рубашки», ок. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. et mod», 1907, I F. Naquet «Fragonard», Paris, 1890 A. Dayot et L. Vaillot «Loeuvre de Chardin et de Fragonard», Paris, 1907 W. Fred «Fragonard» в серии «Die Kunst», Berlin. 2 «Фраго», рядом с Шарденом, бесспорно величайший художник Франции XVIII в. и, кроме того, он один из самых волшебных рисовальщиков той эпохи, в которую красивый и изящный рисунок сделался почти общим достоянием. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Скончался Фрагонар 22 августа 1806 года и его смерть осталась незамеченной современниками.
де Ротшильд и т. д. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. В делах не везло, торговля шла плохо. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались.
Этот портрет написан в переходный период, когда Фрагонар уже отходил от типичных образов рококо. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Он изображён в облачении испанского идальго.
Фрагонар действительно любил фантазировать. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре.
Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Это без слов видно на представленной репродукции. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился.
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Его творческий темперамент поистине огромен.
Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. А. С. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Фрагонар одни из самых крупных французских портретистов XVIII столетия. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. 1767г.
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. В возрасте 18 лет Фрагонар уехал из Грасса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше, чей талант был признан при дворе Людовика ХУ и Королевской Академией живописи и скульптуры. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. В Италии художник попал под влияние Тьеполо.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. В гостиной собрались гости.
Л в красочной оркестровке полотен Фрагонар был непревзойденным мастером. Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. Ее линии прихотливы извилисты. В 1766 году богатый финансист барон Сен-Жюльен пожелал заказать Габриэлю Франсуа Дуайену полотно на пикантный сюжет с изображением своей возлюбленной. Посмотрим на несколько портретов. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Риторика их более чем прозрачна: любовь срывает все покровы и воспламеняет страсть, как амур, роняющий свой факел на обнаженные прелести спящей красавицы. Архитектурные мотивы придают композиции листов известную упорядоченность, но в манере исполнения чувствуется сильный темперамент живописца. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности.
Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». В 1752 г. Ф. получает первую академическую награду за картину «Иеровоам, поклоняющийся идолам» и отправляется на казенный счет в Рим.
Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок – всё это характерно для стиля рококо – искусства, призванного прежде всего радовать взгляд. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Фрагонар как бы обнажает свой живописный метод. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая».
В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Но это не лишает сцену правдивости. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Его творчество начала 60-х гг. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Фрагонар был на десять лет моложе Сент-Обена и эта разница в годах сказывается определенным образом в самом характере его творчества1. как сам художник с улыбкой приподнимает муштабелем подол ее платья, чтобы получше рассмотреть ножки.
— в особенности от Тьеполо. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.
Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Вот более позднее полотно – «Поцелуй украдкой».
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». И он был «un peu berger» весь его «цинизм» очень тонкого вкуса, очень благородного тона. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Подобно «малым голландцам» XVII века, Фрагонар создает необычайно живые характеры, словно выхваченные из гущи жизни.
Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -В. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Не было жанра – исключая, может быть, натюрморт, – в котором не работал художник. Фрагонара и Г. Робера.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Но главное — он наслаждается. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Это позже будет восхищать импрессионистов. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. художник лишается и заказчиков и славы. Осенью 1761г.
Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Однако и там и здесь он остается чудесным красочником, бесподобным живописцем. Фрагонар совершает путешествие в Неаполь и Венецию, знакомясь с памятниками античности и наследием великих колористов. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Но похожи они и вообще всем тем, что можно назвать своеобразной формой «романтизма». Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком свободно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе.
Сценка откровенно театральна. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Сперва ученик Ж. -Б. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». В их увлечении пышностью, сладостью и всякими вкусовыми «эксцессами» замечается какое-то отсутствие меры. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. В последний период он доводит законченность до последних пределов.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию.
В Сент-Обене еще очень отчетливо слышатся, наряду с нотами Буше, отголоски поэзии Ватто. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. В конце 70-х гг. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона.
Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Огромное количество картин Ж. О. ныне разбросано по музеям Лувра, Амьена, Гренобля, Лилля, Нанси, Орлеана, Марселя, Wallace в Лондоне и по частным коллекциям (в собрании Пирпонта Моргана — панно из Грасса).
В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».
Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озорница», где все от театра, маскарада. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Но как далек он от слащавого морализаторства.
В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. H. Fragonard, Paris, 1907 L. de Fourcaud «Ноnоre Fragonard» в «Revue de Part anc. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Оп. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Плодом этой поездки было издание : «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Он изображен в облачении испанского идальго.
Эти качества делают их частью окружающей природы. Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией.
Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. В садах виллы дЭсте в Тиволи и других итальянских вилл, куда Сен-Нон пригласил молодых художников, Фрагонар впервые создает подлинно оригинальные, отмеченные печатью величия произведения. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр).
Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Но она потребовала от художника большей изощренности глаза, нежели декоративные вещи. Спохватились лишь пару часов спустя.
Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Эта работа – исключение из правила. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. В 1780-е гг.
Сами названия портретов «Пение» (1709), «Любовная записка» (1773–1776), «Маленькая озорница» (1777–1779) – говорят о большой доле аллегоризма. В этот период он пишет мало и зачастую в соавторстве со своей ученицей Маргаритой Жерар, но не прекращает служения искусству. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Любой вещи присуще особое, фрагонаровское упоение жизнью. Умер Ф. в Париже от удара, в кафе Du Perron в Пале-Рояле, 22 августа 1806 г. Упомянутый сын Ф. Alexandre Evariste (1780, Грасс — 1850, Париж) принадлежал к выдающимся художникам времени Наполеона I и Реставрации.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке.
Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Шардена, а потом Франсуа Буше. Шарден обладал поистине драгоценным сочетанием качеств: зоркостью и широтой взгляда, твердостью руки, абсолютным, так сказать, вкусом и исключительной художественной честностью. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».
Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Целую галерею картин мастер исполнил и для герцога де Люина.
В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
Разорившись, семья переезжает в Париж. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо.
Рез кие, короткие удары кист сообщают живописи особую энергию. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Надо сказать, что в галантном жанре, как и в остальных областях своего искусства, Фрагонар порой уступал требованиям заказчиков и создавал чисто декоративные вещи. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Когда с согласия отца он начинает заниматься живописью, осуществляется заветное желание. Под влиянием творчества Рембрандта и Дж. Б. Тьеполо художник создал серию «Экспрессивные головы» – погрудные изображения старцев в фантастических одеждах. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. В первый период он пишет бодро иногда почти жестко, щеголяя энергией удара. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Бесподобный художник Фрагонар — однако не одно его южное происхождение, но и какие-то отражения общего состояния культуры наложили на его искусство оттенок экзотизма, почти что «растакуэрства» и тем самым его творчество резко отличается от подлинного аристократизма Буше.
На подобные произведения был большой спрос. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. В Эрмитаже мастер представлен двумя картинами («Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой») несколько картин Ф. находятся в галерее кн. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех.
Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
В 90-е гг. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось).