Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Нас с Вами сам черт веревочкой связал. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально».
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. я увидел, как надо писать». В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
В этом пробуждении нет радости. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Ваша жизнь – отзывается в моей. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
Он вёл себя так будто был, по меньшей мере, графом, вводя в заблуждение мало знавших его людей своим светским лоском и непринуждённостью в обращении. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
В 1863 году он начинает посещать классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. Уже в 1868 году художник исполнил вполне зрелые свои картины Деревенская улица, После грозы, Возвращение стада, в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Но левый верхний угол слегка светлее. В ней есть что-то сказочное. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Федор родился в Гатчине. Такой родной всем нам пейзаж. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Васильев был признан профессиональным художником. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
Такой родной всем нам пейзаж. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
При этом самая верхняя часть полотна — небо — освещена целиком. Барки» и «Волжские лагуны». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. в Лондоне.
Ради заработка подрабатывал на почтамте. Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Какое время года отражено в полотне.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Необходимость напряженной работы, отразившейся в картинах и письмах, вызывалась и обстоятельствами жизни, заставлявшими поддерживать связь с субсидировавшим его Обществом поощрения художников. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Но левый верхний угол слегка светлее. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты., М., 1977.
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Лит. : Ф. Васильев.
Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. Картину купил для своей галереи П. М. Третьяков.
Барки» и «Волжские лагуны». Требовалось срочное лечение и смена климата. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
На его отроческие плечи легла забота об овдовевшей матери, сестре-невесте и двух младших братишках. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным».
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
Соколову. Это было в конце мая. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Этой картиной, закрывшей «крымский» цикл Васильева, стала работа «В крымских горах».
Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен.
Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. в Лондоне. Был близок с И. Н. Крамским. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Оформились его основные эстетические воззрения. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
он был для нас превосходным учителем. В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг». К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине — как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека — ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни — аллегория «я» художника «раньше» и «сейчас», пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Увидев это полотно, Крамской был потрясен.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. В пейзажах юный Репин старался «рабски подражать» восхищавшему его Васильеву. в Лондоне. На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога изъезженная санями и телегами.
Все картины с этой выставки были раскуплены. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Наибольшее количество картин Васильева принадлежит коллекциям Государственной Третьяковской галереи (39 картин, согласно каталогу ГТГ3) и Государственного Русского музея (27 картин, согласно каталогу ГРМ4).
Все в картине полно движения, все живет и дышит, особенно небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и космической бесконечностью. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871).
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Взошла короткая, но изумительная заря абсолютно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи.
всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». в Лондоне. В картине очевидны украинские черты. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Kамни». Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму.
Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.
Тогда же у художника начал развиваться туберкулез. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Барки» и «Волжские лагуны». «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.
К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Картина Вид на Волге.
Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Наблюдая за работой Васильева, Шишкин вносил в свои этюды большую живописную мягкость и свободу. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. А Крамской сказал: «. – воскликнул он.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Какое время года отражено в полотне.
В этот период Васильев активно общается с И. Н. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Барки».
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева.
Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Чем бы тут особенно огорчаться.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Барки» и «Волжские лагуны». Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Как и в указанных каталогах, в настоящий список включены только живописные произведения Васильева (практически все они написаны маслом) и не включены карандашные рисунки, акварели и сепии.
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Крамским, И. И. Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина Болото в лесу. Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову.
В 1867 году он заканчивает обучение. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.
Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. На крыше еще лежит снег. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны – одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге клубятся тучи над отрогами гор. Одна за другой исполнялись им заказные картины для президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, не приносившие ему, однако, ни радостей творчества, ни особых удач.
Кроме того, Фёдор Васильев дружил, совместно работал и выезжал различные регионы России для написания картин, с такими живописцами, как Илья Репин и Евгений Макаров. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. По какой причине, неизвестно. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет.
Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Родители художника жили в невенчанном браке. В мае 1872 получил звание классного художника 1-й степени с условием сдать экзамены по наукам.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Федору удивительно везло на хороших людей. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Даже ей стало скользко.
Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема»., М., 1937 Федоров-А. Все картины с этой выставки были раскуплены. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией.
Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. зимой 1867 г. вместе с работами И. И.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Барки» и «Волжские лагуны». Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Васильев проявил себя как художник после Валаама, где проработал с И. И. Шишкиным несколько месяцев. В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. У Федора рано проявилась способность рисовать. С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ. Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872). Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Васильев много писал писем в Москву. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Думается, это было не так. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Шишкиным. Барки». Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Большие кисти художник не признавал. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Картина «Вид на Волге.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Он работал много и вдумчиво.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.
Лишь весенние месяцы 1871 г. довелось Васильеву провести в Петербурге, среди друзей-художников. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.