Шишкин взял с собой молодого художника Васильева на Валаам, где Фёдор Александрович работал более пяти месяцев. Мокрый луг Федора Васильева – полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников. Жизнь художника Федора Васильева сравнивают с падающей звездой, ярко сверкнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года.
К 1868 году Фёдор Васильев стал известным художником, дружил с Шишкиным и Крамским (в 1868 году сестра Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Фёдор Васильев прожил очень короткую жизнь, но по праву вошёл в историю русской и мировой живописи, как выдающийся художник-живописец. С этим волжским альбомом и явился Федор Васильев на очередной четверг Артели художников, к вождю и идеологу передвижников Ивану Крамскому. Окончена она была к сроку и 20 февраля в руках Крамского оказалось присланное Васильевым одно из лучших его произведений, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием Мокрый луг (1872).
Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Небо, занимающее больше половины изображения.
На Волге оказались накопленными, очевидно и профессиональное мастерство и духовный творческий потенциал, проявившийся уже там в такой многозначности написанных им произведений с явной ориентированностью на какие-то новые художественные задачи. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. – воскликнул он.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. И тогда все получится.
Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Эта и другие поездки сыграли огромную роль в становлении Васильева как художника, его талант развивается стремительно. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Соколову. (1868).
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан.
Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Но увы, он разделил общую участь многих петербуржцев: туберкулёз. Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. По вечерам посещал Рисовальную школу. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. В 1867 г. Васильев написал несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Барки» и «Волжские лагуны». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. В ней есть что-то сказочное.
В этом пробуждении нет радости. Картина Вид на Волге. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Третьяков. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.
Шишкиным. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. В картине очевидны украинские черты.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Барки» и «Волжские лагуны». В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Требовалось срочное лечение и смена климата. Крамским, И. И.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Но левый верхний угол слегка светлее. Камни.
Спокойное величие широкой реки поразило Васильева и именно это ощущение простора наполняет полотно. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Федору удивительно везло на хороших людей.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Ясно ощущается огромное включенное в картину пространство, переданное движением облаков сверху вниз. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Заброшенность видна в окружающей обстановке.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картину купил для своей галереи П. М. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы».
Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Большие кисти художник не признавал. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
Барки». Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. он был для нас превосходным учителем.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). Зимой 1870 г. художник сильно простудился и у него обнаружилось сильное заболевание легких, перешедшее в туберкулез, который и стал причиной ранней кончины Федора Александровича Васильева 24 сентября 1873 года. Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев.
Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, как раз напротив Жигулей. Васильев был признан профессиональным художником. На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря».
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Но для художника природа – прежде всего обитель людей.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Это было в конце мая.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Камни. Он работал много и вдумчиво. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Чем бы тут особенно огорчаться. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Напряженно звучит цвет его зелени. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Даже ей стало скользко. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. (1868). Срок близившегося конкурса в Петербурге в Обществе поощрения художников и необходимость участвовать в нем помогли, очевидно, конкретизировать возникшую идею и выбрать что-то более доступное ему из множества сохранившихся и волновавших его душу воспоминаний. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Вспоминая дни, проведенные на Волге, Репин писал: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Васильев Федор Александрович Васильев Федор Александрович, русский художник, пейзажист родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата. Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли – все это усиливает впечатление тоскливого однообразия.
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. в Лондоне. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской., М., 1937 Федоров-А. Такой родной всем нам пейзаж. Надеясь при его помощи и содействии уехать лечиться за границу, Васильев всячески старался напоминать о себе и по мере возможности принимать участие в конкурсах.
Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь.
Лит. : Ф. Васильев. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.
Какое время года отражено в полотне. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
в Лондоне. Барки» и «Волжские лагуны». Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
У Федора рано проявилась способность рисовать. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Детство провел в Петербурге. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. На крыше еще лежит снег. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Барки». В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Его полотна хранятся, в основном, в музеях.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Картина эта глубоко взволновала Крамского.
Густо наполненная краской кисть оставляет на холсте многообразные фактурно выявленные формы растительного мира. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Васильев много писал писем в Москву. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.
Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Жизнь талантливого художника оказалась короткой.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах и среди петербургской богемы. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Сближается с И. И. К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, – вспоминал Репин. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 Возвращение стада, Перед дождём, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. По какой причине, неизвестно. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие., М., 1977. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Поездка на Валаам была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Судя подошедшим до нас крымским пейзажам, душевному состоянию художника была близка природа горного Крыма, с ее строгим и возвышенным обликом.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В 1867 году он заканчивает обучение.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Картина «Вид на Волге.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Буйная южная природа не произвела на него впечатления. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
До Васильева и Саврасова русские пейзажисты изображали итальянские и швейцарские виды – родные места почитались серостью, недостойной воплощения. Но серьезного, систематического образования так и не получил. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Был близок с И. Н. Крамским. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Оформились его основные эстетические воззрения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Родители художника жили в невенчанном браке. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
В 1871 году Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.