Красота игармония фильма отражается нестолько вкартинах ЭльГреко, сколько вактерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, нуи, конечно же, вглазах художника.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. 1600). Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
1. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. l. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
i. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. В 1576 году художник отправился в Испанию. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. При этом он был человеком Ренессанса. В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко.
Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
По словам Дж. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Боги — те же призрачные существа, что и на других его полотнах, олицетворение обреченной Трои — образ раскинувшегося на горе Толедо. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. К концу жизни художник был практически разорен. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Слава Богу, что так.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, — видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Крит в те времена был владением Венеции.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Ильдефонсо4.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
1576) и др. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Современными учеными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе4. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Смерть. Был известен своей благотворительной деятельностью.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Город оказал на него огромное воздействие. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой.
Почему так произошло. Ониделают егочеловеком.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Как это возможно. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. Причины недовольства короля остались неизвестны.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Однако, это не совсем так. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Однако вряд ли это справедливо. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Художник применяет столь высокий горизонт, что земля поднимается отвесно, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. одухотворения и оцепенелости. f. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Находясь во Франции, однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом4. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Тому есть несколько причин.
Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть.
—Боль. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Но многие приемы абсолютно необычны. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Вживописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять ивоспринять. c.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». 1572). Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. e.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Страдания. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Не осталось унего иучеников. Родился на греческом острове Крит в 1541 г. О родителях, детстве художника достоверных сведений нет. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. данным – ок.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Что, вобщем-то, справедливо. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Его греческое имя— Доменико Теотокопули— было непроизносимым для испанцев, вот таким образом его звали Доменико Грек или просто Эль Греко.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос125. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Стефан и Св. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Французские искусствоведы Захария Аструк и Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его картинам. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Сейчас он находится вТоледо.
Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни.
Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени.
Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Но все неузнаваемо преображено художником.
Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Во-вторых из-за своих независимых взглядов он так ине стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.