В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). 1915—1916— вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).
Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале ХХ века. Александра Экстер – талантливый художник, ее творчество многогранно, а художественный опыт бесценен, работы находятся во многих музеях мира и в частных собраниях.
Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита). Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. «В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. В 1908 вместе с Бурлюком и Кульбиным организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/1910 1910/1911), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/1914 Рига, 1910), «Московского салона» (М., 1911), «Бубновый валет» (1910–1917 член общества), « 4. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Эта постановка стала настоящим триумфом. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный.
Вторая же анфилада полностью посвящена театральной части творчества Экстер, разворачивающейся почти параллельно (в хронологическом смысле) станковой, причем трем главным постановкам в наследии художницы – названным выше спектаклям Камерного театра – отдано три специальных зала. Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых. Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе.
Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». Так, например, об оформленной Экстер «Саломее» А. Эфрос писал: «Саломея решалась как капитальная сюита протекающих красочных плоскостей. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников.
Александра Экстер стала одним из основателей художественного стиля «Ар деко». Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ». Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937).
В первую очередь в Париже в Салоне Независимых, а также на Интернациональной свободной выставке футуристов в 1914 году. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. То того нет, то другого.
В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм.
Примечательно, что этот же принцип перешел у нее затем и в сценографию.
Профессиональные контакты утрачивались и в конце 1920-х годов ей пришлось поселиться в скромном доме в парижском пригороде Фонтене-о-Роз. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году).
В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. Ее учениками были Б. С. Аронсон, Л. М. Козинцева, Л. Ф. Мандель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер. Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году.
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Рабинович, И. И.
Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Выросла в Киеве, где закончила гимназию Св. Ольги и Киевское художественное училище (педагог Н. Пимоненко). Течение действия выражалось в текучести декорационных элементов.
Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Так, он писал: «Поэтическая речь есть ковровая ткань имеющая множество текстильных основ. Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. После революции художница развила бурную общественную деятельность. преподавала в Академии современного искусства в Париже., но в. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). Центр у Экстер почти всегда выделен, он задает тон, определяет всю композицию, неважно, центростремительной или центробежной она воспринимается (ср., например, «Беспредметная композиция» (1917-1918) и «Движение плоскостей» (1917-1918).
Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Таиров и Экстер были пионерами». В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы. Ретроспективные выставки прошли в Москве (ГЦТМ, 1986 ГТГ, 1988 Музей современного искусства, 2010) и в Петербурге (2002, ГРМ).
Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Тогда их вообще никто не покупал. Дерзкие, динамичные плоскости определены формой и цветом, но цвет, созданный эластичным мазком, повсюду переполняет форму, выплескиваясь бесчисленными вариациями оттенков. Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май–июнь 1918).
Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Опыт был огромной смелости. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Украины), а затем в Киев.
Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство.
Родилась в Белостоке, её девичья фамилия – Григорович. В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ». С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Последний потряс ее до глубины души. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер».
В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ». В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии. « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери.
Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Оттуда они более не вернутся. Устроилась в Париже. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене.
Как можно заметить в самых разных ее работах, в основе этих построений лежал принцип «центрирования». К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. Костюмы к «Аэлите» прекрасны. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма.
В 1921- 22 гг. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. Возможность увидеть и опробовать приемы европейцев стала мощным творческим импульсом для русских авангардистов, утоляла их жажду чистого и ненасытного творческого заимствования.
Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции.
В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915.
Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль. Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. 1900–1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Яркость красок и сложность центробежных построений, устремленных зачастую по замысловатым наклонным направлениям, свидетельствуют о кипении творческой энергии, которая даже в этот период переживаемых личных трудностей оставалась неизменной. Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство.
Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), Нью-Йорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм.
Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Родилась в г. Белосток. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников.
В 1907 году Александра уехала в Париж. Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии. Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства.
В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали. А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917).
В 1914 оформила московские футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов». Проблемы пришли позже.
Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. Здесь ненавязчиво совмещены два принципа – тематический и хронологический. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических.
В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. Тоже и с бумагой и перед тем, как печатать книгу, приходится бегать по всему городу и ее (бумагу) искать —не говоря уже о том, что она стоит в 5-6 раз дороже. Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917). В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. Во время своего пребывания в Париже в 1910-1912 годах она обогатилась опытом кубизма и очень рано начала внедрять в собственном творчестве принципы футуристической динамики. Индивидуальность проявлялась только в одном – насколько он способен понять законы жизни, насколько он готов пожертвовать во имя этих законов как раз своей собственной индивидуальностью, перевоплотиться в «чистый пластический элемент». Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами.
Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». Так, А. Эфрос писал о ее декорациях к «Фамире Кифареду» : «Аполлоническая статика» держала центр торжественной лестницей. В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы. Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина.
Иногда Экстер создавала непосредственно стилизации, тонко обыгрывавшие первоисточник. Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. В 1925-30 гг. Художницей были также созданы и костюмы к первому в СССР фантастическому фильму «Аэлита» по одноименной повести Алексея Толстого. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию.
После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Я долго разыскивал работы Экстер. В 1892–1899 училась в женской гимназии св. Кроме того, в период с 1918 по 1921 год Экстер также занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов. Футуристы.
Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. Война помешала осуществлению этого проекта во Франции и прошло целых десять лет, прежде чем в 1925 году распахнула свои двери Международная выставка современных и промышленных искусств. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. (Ср., например, Кандинский: «.
С 1916 под влиянием К. С. Малевича создавала беспредметные картины. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием.
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Поселившись с 1912 в Петербурге, Экстер стала активной участницей художественной жизни города: вступила в Союз молодежи, в 1915 году демонстрировала свои работы на Первой футуристической выставке Трамвай В. Неоднократно бывая в Париже, она общалась с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже, Г. Аполлинером, была знакома с итальянскими футуристами А. Софиччи и Ф. Т. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо".
Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. В Москве сейчас, как и везде, очень плохо с питанием.
Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ». Довольно надоедливо. она преподавала в московском Вхутемасе. Переработка народных мотивов придала особую окраску декоративности произведений Экстер, когда под декоративностью понималось не только решение формальных задач (другими словами, принцип «искусство для искусства»), но и вплетенность искусства в жизненную среду. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
Родилась в Белостоке в 1882 году. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Она продолжила эти новаторства.
Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики. Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах.
Живу я ничего себе, много работаю. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена). Эскиз к постановке испанских танцев» (1918-1919). Костюмы и декорации Экстер особенно впечатляли своей трехмерностью, подчеркнутым пластицизмом и звучностью цвета. В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием: в 1918г. Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха.
Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме.
Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. Движение. А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году.
В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Отец Аси был белорусом, мать – гречанкой. Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер.
Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Зачем писать то, что видимо.
Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Однажды в 2008 году специально для того, чтобы самому посмотреть произведения авангарда, хранящиеся в музеях, на Урал приехал крупнейший французский исследователь искусствовед Жан-Клод Маркаде. «дионисийская динамика» определяла фланги скатами и кубами, взгромоздившимися на ребра". Не эмигрировали, нет, просто остались. «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей».
Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Открылся «Бубновый валет», не особенно интересный. Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. В 1918 после смерти мужа от холеры вернулась в Киев.
Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Её привлекал фовизм. Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры.
В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие.
Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга. Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым.
Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Относительно ее станкового творчества нужно сказать, что ее легкие экспромты всегда имели при этом четко, безошибочно выстроенную композицию. Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга.
Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов. Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. В 1921–1922 преподавала во ВХУТЕМАСе. В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). Костюмы Экстер – это и есть застывшие в линиях и красках человеческие ритмы».
Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение.
Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. – в Москве, во ВХУТЕМАСе. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).
Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер. Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха. Одну анфиладу почти полностью занимают станковые произведения от наиболее ранних до наиболее поздних и перед зрителем последовательно проходят натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, поздние работы, синтезирующие в себе различные мотивы, а также вклиниваются как напрашивающаяся параллель рукописные книги, оформленные Экстер и ее театральные фантазии (эскизы к неосуществленным спектаклям, схемы декораций для различных зрелищных заведений, – театра, цирка, оперетты и пр. ). Так, в «Quatrains» О. Хайяма (1936) за основу взята персидская миниатюра, «Мистерия крови» А. Франса (1941) исполнена по мотивам западноевропейских рукописей позднего средневековья, в «Оде к Вакху» Горация (1937) переработаны приемы и стилистика античной живописи. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку.
В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914. здесь разгулялось». художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством.
В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки.
Нивинский, А. Г. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). При этом работы художницы экспонируются и за границей. Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Что делается в Москве.
К оформленным ею постановкам, вошедшим в историю как русской, так и мировой сцены, относятся прежде всего: «Фамира Кифаред» (по И. Анненскому, 1916), «Саломея» (по О. Уайльду, 1917) и «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, 1921), осуществленные в Камерном театре под руководством А. Таирова. В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. « Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ». Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей.
О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Свои занятия традиционно начинала с Пуссена – гения композиции. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Движутся вообще, движется сами им внутри себя.
Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. На нынешней выставке это особенно наглядно демонстрируют ее рукописные книги. Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций».
Тем самым Экстер осуществляла по-своему мечту многих художников этого времени, занятых вопросами границ искусства и театрализации жизни, – мечту ощутить себя внутри картинного мира или почувствовать себя окруженным картинным пространством. Она прочнейший ковер. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х).
Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Тышлер. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление.
1918–1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван-Димен (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва–Париж–Берлин, 1923). При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter.
Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды. Создавалось впечатление, что кконцу авангардистской эпопеи её живопись окончательно отошла навторой план. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения».
Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Поставили в Камерном Театре «Виндзорскую проказницу» с декорациями ЛентуловаХудожник, сценограф и «Фамиру Кифаред» с декорациями ЭкстерХудожница-авангардистка, сценограф. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). В Париже Экстер преподавала в Академии современного искусства Фернана Леже и в собственных студиях. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). На родину художница больше не вернется. Создала костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924 г., режиссер – Я. Протазанов). С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями.
Таким образом, в эскизах костюмов Экстер происходит «опредмечивание» абстрактных форм благодаря характеру и сущности персонажа. В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе. Она была широко образована и знания становились одной из тем игры в ее работах. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года.
Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. В 1945 умер Г. Некрасов. Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см.
Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Подолгу бывала в Париже, где несколько лет снимала мастерскую. Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников. Жил он под Нью-Йорком. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
Ее детство и юность прошли в Киеве – городе, открытом для контактов с Западом, культурном центре имевшем тесные связи с Краковом и Дрезденом, Мюнхеном, Ееной и Парижем. Ее учениками были И. М. Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России. В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль.
И в этом случае на картине она изобразила самою себя». Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). 1931).
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ). Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки».
А. Экстер была участницей почти всех авангардных художественных выставок в России, в том числе в 1908 году вместе с Д. Бурлюком организовала в Киеве авангардную выставку «Звено», а в 1914 г. совместно с А. Богомазовым – выставку Кольцо. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус". Лисимом. В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ».
В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом. Занималась театральными и прикладными работами, в 1925-30 гг. Как театральный художник работала в Московском Камерном театре у полтавчанина Александра Таирова над костюмами и декорациями, а также в Киеве в Балетной студии Брониславы Нижинской (1918-1921). В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса. Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века.
Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Экстер жила Париже, приезжала в Киев, часто вывала в Москве, объехала Европу, побывала в Италии, Швейцарии, где знакомилась с художниками. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер.
Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ». Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910–1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905–1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912–1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой.
Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Трудно поверить, что произведения такой удивительной свежести ифантазии были выполнены вразгар войны одинокой ибольной художницей, находившейся награни нищеты, очём свидетельствуют её письма кхудожнику Симону Лиссиму. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ».
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. В 1885 семья переехала в г. Смела (ныне Черкесская обл.
Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Декоративные и яркие по цвету работы характеризуют ее работы периода увлечения кубизмом и футуризмом. Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов.
Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-я Футуристическая выставка картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/1917) и др. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям. Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра».
За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». И хотя до Студии многие из них уже получили образование их талант и мастерство обрели «форму» только благодаря Экстер – ее ощущению и пониманию нового искусства, ее совершенному вкусу и безошибочной интуиции. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». В России долгое время считалось, что произведения, созданные Экстер, как и многими другими авангардистами, на «загнивающем западе», не представляют интереса.
В 1908–1914 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма).
От других авангардистов Экстер отличало еще и чувство укорененности в культуре. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. В 1924–1925 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне.
её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России.
В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ). Он отказался, а двадцать лет спустя призвался мне, что это решение было одним из самых неудачных, какие он в жизни принимал. За границей Александра Экстер продолжает работать. Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями.
Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. После учебы в местном художественном училище молодая девушка, очарование и талант которой способствовали продвижению по социальной лестнице, мечтала об одном: продолжить образование в Париже. На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности.
Отныне художница работала восновном втеатре. Вес» (1916 не издан). В 1924 году Александре Экстер удалось выехать в творческую командировку в Италию, где она приняла решение на родину не возвращаться.
Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ». Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения». Это был период нового взлёта её живописи. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности».
В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Таким образом, ее имя окончательно вписалось в историю современного искусства наряду с Малевичем, Лисицким, Родченко или Мондрианом. Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет.
Раскрасить в зеленый, синий, красный цвет Фамиру, в кубизм Нерона, в футуризм «Три сестры», Бориса Годунова в симультанизм — смело, что и говорить. После этой выставки у Экстер сложились особые отношения с Малевичем, который летом приглашал ее в свою московскую мастерскую, где вдали от посторонних глаз рождались первые супрематические полотна. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции.
По замыслу Нижинской ее балетные постановки целенаправленно исключали «индивидуальность танцовщика». Так далеко театр еще никогда не забирался. А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч.
В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом. Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкина. я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить»).
Это был русский еврей, сын киевского банкира. Маринетти. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления.
Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой.
Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе.
с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhorn Museum, 1980). В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
Родилась всемье акцизного чиновника. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М.
Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ». Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. Приехал он и в Нижний Тагил. Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении.
Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене). Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду.
Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес.
Она задумывает свои костюмы почти всегда динамически. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Экстер никогда не делила искусство на старое и новое, видя во всем закономерную эволюцию. Скончалась в 1949 году. Последнее довольно отрадно.
В 1924 году оформляла советский павильон в Венеции, затем в Париже, где осталась навсегда. Первая выставка артели – "Современное декоративное искусство Юга России" – прошла в 1915 году, на ней в числе вышитых орнаментов были представлены и некоторые супрематические работы Малевича. Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены".
В 1903 году Александра, носившая к тому моменту фамилию Григорович, вышла замуж за Николая Экстера. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи».
В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. 1917–1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. «Композиция» (начало 1920-х) и «Эскиз мужского костюма к «Ромео и Джульетте» (1921) или «Балерина. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Москва) вРоссии. Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве.
В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». В качестве дизайнера по костюмам Александра Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922 – 1923). Александра Экстер известна также и как художник многочисленных балетных миниатюр для английских гастролей труппы Брониславы Нижинской 1925 года. Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Да мало интересного, книг выходит мало и народу мало. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества.
Отныне он не достоин изображения. Постепенно приводя своих студентов к Сезанну, часто повторяла: «Сезанн – это сегодняшний Пуссен». Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Александра Экстер известна не только как одно из главных действующих лиц авангарда, участница практически всех значимых модернистских выставок, но и как театральный художник, реформировавший современный театр.
Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль.
Лучисты. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Укорененность Экстер в культуре проявилась также в использовании любимых ею с детства мотивов украинского народного искусства (родом художница была из Украины). Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ».
Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве.
Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи.