Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. О матери Леонардо почти ничего не известно. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Художник присутствовал при этом свидании. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Интересны только новые. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. 76х53 см. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Хотя брови действительно важны, так как они придают четкость изображению не только глаз, но и всего лица. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели.
Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ той эпохи, с другими картинами Леонардо, давали ей другие имена, если вдруг обнаруживалось портретное сходство. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Были допрошены сотни людей.
Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном — взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки, действуют на человека как взгляд удава на кролика. Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. За счет чего — объяснения пока нет. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Картину еще ожидало настоящее признание: сейчас это кажется немыслимым, но в те дни репродукции Моны Лизы только что обрели популярность. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Голова слегка повёрнута10.
А еще – техника. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Что вы видите перед собой. Время шло – картина не появлялась.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. «Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
К тому же он доверял профессионалам. «Джоконда» впала в полное забвение. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Где любовь, там и ревность.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Только чувство утраты рождает любовь. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. До него никто не видел в ней никакой тайны. Так к художнику все и относились. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. До него никто не видел в ней никакой тайны. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Леонард был арестован. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Доска (тополь), масло.
На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца – дочь миланского герцога Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская Чечилия Галлерани она же – Дама с горностаем Констанца дАвалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи Изабела Галанда Юноша в женском одеянии Автопортрет самого Леонардо да Винчи. Она – символ, означающий магическую силу изображения и силу работы с изображением, чтобы превзойти и игнорировать стиль, моду и даже неловкость ее многочисленных переписчиков-копировщиков. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. () Джоконда— не портрет. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, ее улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Увлечение Леонардо объясняется другим. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Но она ли на картине. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
Этот сдвиг функции восприятия как драматический механизм представляет идею о том, что в реальности не только одна правда и противопоставляет субъективную реальность совершенной истине. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Vincenzo Peruggia). Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Как известно, Леонардо был левшой. И Франциск – король-победитель.
Ее перевели в покои министров. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Дети смеялись. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». «Джоконда» – не портрет. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
А. С. Пушкина в Москве. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Потом разошлись по всему миру. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Так он и спал на картине больше двух лет.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Такое заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» при помощи специальной компьютерной программы. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Разразился страшный скандал. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Это были живые, это были человеческие глаза. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. После этого картина была надежно защищена пуленепробиваемым стеклом, хотя это не остановило женщину, попытавшуюся распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Горный пейзаж – символ горнего мира. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Только вот женщин там вы не найдете.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. 3. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). придумал загадочную улыбку Джоконды. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Назревала большая европейская война. Мона Лиза улыбается, но почему. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. 4. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Цель этого похищения не выяснена одназначно.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Так что для меня, как художника, моя работа – это я, но без моей работы, я никто» – Субодх Гупта.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». На раме он заметил отпечаток пальца. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. То есть разобраться в этом механизме. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Эта загадка практически решена.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Немецкие газеты платили той же монетой.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Где-то между 1503 и 1506-м. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках)., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Но затворницей Мона Лиза не была. Бельгиец Пьере был его секретарем. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Именно вот таким образом ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Нам не известно.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Не было ее и у реставраторов. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Мона Лиза» (1503-1519). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Папа разгневался. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Никто не знает, кто обрезал картину. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное.
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Vincenzo Peruggia).
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. «Джокондомания» охватила Америку.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. 7. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Женщины в то время, следуя моде выбривали брови и волосы на верхушке лба, высокий лоб считался невероятно красивым и дамы шли на такие хитрости. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Итак, перед нами образ Богородицы. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Мне показалась такая реакция странной. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». В 1502–1506 гг. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.