Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Но затворницей Мона Лиза не была. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами.
Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Всякий раз, когда Энди Уорхол выбирал Мону Лизу в качестве объекта своих творений, он воспроизводил в характерной для него манере репродукции в не очень качественном виде. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Вокруг постоянно толпятся 9000 таких же хомячков-туристов, как и ты, вот таким образом подойти к картине ближе, чем метров на десять— нереально. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
«Джоконда» впала в полное забвение. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Были допрошены сотни людей. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась.
Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
«Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». И Франциск – король-победитель.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. 4. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
За счет чего — объяснения пока нет. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Но стоит отметить – каждый находит в Джоконде свой идеал – роковую женщину или скромную мать семейства. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Мона Лиза» (1503-1519).
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Причем, также неожиданно, как и исчезла.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Одно – это чудесное леонардовское сфумато.
Многие исследователи склоняются к мнению, что моделью для картины Леонардо стала реальная женщина – Лиза ГерардиниядельДжокондо, третья жена флорентийского торговца ФранческодельДжокондо. Голова слегка повёрнута10. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Только чувство утраты рождает любовь. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Vincenzo Peruggia).
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Принадлежит к позднему периоду его творчества. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Папа разгневался. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». раздел Техника). Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Разрешение портрета из катушек очень низкое, на первый взгляд кажется, что катушки расположены случайным образом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. То есть разобраться в этом механизме. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. () Джоконда— не портрет. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Разразился страшный скандал.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею.
В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Подлинник да Винчи.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм.
До охраны наконец дошло, что картину украли. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». придумал загадочную улыбку Джоконды.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Vincenzo Peruggia). Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Интересны только новые. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Не было ее и у реставраторов. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Только вот женщин там вы не найдете.
Вазари представляет Леонардо, как человека, который решительно ничего не может довести до конца. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
7. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Художник присутствовал при этом свидании. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Доска (тополь), масло.
Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Немецкие газеты платили той же монетой. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. И что же. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Время шло – картина не появлялась. О матери Леонардо почти ничего не известно. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
76х53 см.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти».
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Расследование опять в тупике. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. На раме он заметил отпечаток пальца. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Дети смеялись.
() Джоконда— не портрет. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Это были живые, это были человеческие глаза. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Назревала большая европейская война. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
А еще – техника. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Впрочем, последнее— полная херня. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.
Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. К тому же он доверял профессионалам. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Эта версия считается просто домыслом. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Увлечение Леонардо объясняется другим. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. «Джокондомания» охватила Америку. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Где-то между 1503 и 1506-м. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Итак, перед нами образ Богородицы. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Эта загадка практически решена. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Где любовь, там и ревность.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Леонард был арестован. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии.
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Нам не известно. Но она ли на картине. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Так к художнику все и относились. В понедельник, 21 августа, в день, когда Лувр закрыт, он незаметно проходит в музей вместе с остальными работниками. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Тем более что сегодня Мона Лиза – не только и не столько жемчужина мировой живописи, сколько фетиш массовой культуры.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Так он и спал на картине больше двух лет. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Что вы видите перед собой. Ее перевели в покои министров.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. А. С. Пушкина в Москве.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Как известно, Леонардо был левшой. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Джоконда» – не портрет.
А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Горный пейзаж – символ горнего мира. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Потом разошлись по всему миру. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Отчаявшись найти драгоценную пропажу, руководством Лувра было принято решение повесить на место пропавшей Джоконды её цветную репродукцию в чёрно рамке. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Искусство наделено властью выражать чувства и идеи оно заставляет нас понять то, что было не понятным. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Голова слегка повёрнута. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Никто не знает, кто обрезал картину. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. До него никто не видел в ней никакой тайны. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
3.
Как же выглядит сей шедевр IRL. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.