Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Оноре Викторен Домье – великий французский художник. Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Однако нужда заставила его служить то посыльным у адвоката, то приказчиком в книжной лавке и Домье едва ли скоро выбился бы на дорогу искусства, если бы не одно обстоятельство, позволившее связать баловство художника с заработком ремесленника, — спрос на литографский труд.
Домье вряд ли скоро выбился бы на дорогу искусства, если бы не одно обстоятельство, позволившее связать «баловство художника» с заработком ремесленника – спрос на литографский труд. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Искусство Домье — искусство художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика. У Домье был друг — одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. С 1822 года Домье урывками занимается у художника А. Ленуара иногда работает с натуры в студии Сюиса.
Листы Домье трагично выразительны. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна.
Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Все здесь крепко, просто, значительно.
Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. его рук.
Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы.
– С радостью, – ответил художник. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Литографский способ воспроизведения, позволявший более быструю и дешевую мультипликацию, нежели гравюра, стал орудием политической прессы.
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Литография давала много четких отпечатков и её быстро освоила полиграфическая промышленность.
Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. – Радуйтесь. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
и, наконец, полным именем и фамилией. Так, характерно, что когда известный барон Хоссман начал перестраивать Париж и разрушать узенькие улички и старые дома, чтобы уничтожить очаги восстаний и создать столичный, широкий Париж, Домье сочувствовал не этому столичному прогрессу, а. беднякам, которым приходилось со всем их скарбом перекочевывать в другие кварталы и даже самим старым, поседевшим в дыму восстаний, домам. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство – мешок не совсем засохших красок.
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Крестьянин-труженик становится героем его произведений. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.
С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. С 1848 года внимание Домье все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев.
Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Эти технологические нововведения в печати также способствовали резкому увеличению газет и периодики.
Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Эти враги — Луи Филипп и его министры. Всю жизнь художник терпел лишения. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов). Но — увы. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие.
Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. Колорит картины внутренне сосредоточенный интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. – спросил Домье.
Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. то дерева. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
– И как его зовут. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость.
С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Домье.
Краски положены сочным плотным слоем. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Точно также как технологические усовершенствования в печати позволили совершить громадный скачок в книгопечатании, литография позволила Домье быстро печатать оттиски гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье.
Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Можно было раздуть целую бурю из этого. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание).
Это был знаменитый Гаргантюа. Домье не любил многие новшества. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Условимся, однако, как понимать эту живописность. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.
Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера.
Открытое столкновение Курбе с официальными кругами произошло в 1855 г., когда, отвергнутый Салоном, он устроил выставку своих произведений в бараке, построенном невдалеке от Всемирной выставки. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. воспроизводимую гравюру В партере).
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Ему уже было не 26 лет, как тогда, когда он мог на другой же день после бойни на улице Транспонен откликнуться на это событие замечательным произведением. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Именно в этот период — 50—60 гг. Домье не любил многие новшества.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Калитина. – Она выполнена, по всей вероятности, позднее и производит, по сравнению с Парижской прачкой, несколько иное впечатление. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Оба отказались. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа.
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
«Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг.
Конечно, нет. В противоположность большинству крупнейших графиков, Домье не был, разумеется, простым раскрашивателем рисунка, когда он сменял карандаш на масляную или акварельную кисть. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
При кажущейся простоте композиция строго продумана. 2. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
Не дремало, однако и правительство. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Отсюда эта изумительная пластичность рисуночных образов Домье, словно осязаемых нами во всех своих гранях.
Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. А вы. Н. Н.
Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. Это — телесная неповоротливость и уродство, вызванные сидячим образом жизни, нелепой вредной одеждой и галантереей, — уродство городской наготы, над которой Домье с беспощадной иронией смеется в сериях своих Купальщиков и Купальщиц изображая последних в чепчиках и под зонтами, как пародию на резвящихся в море античных богов и героев Каков культурный уровень этого общества. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами и полукругов, образуемых на одеянии клоуна. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св.
Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ). На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В этой жанровой картине художник, по существу, дает свое представление о жизненном назначении человека, о его связи с природой, его долге перед потомками.
6. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве.
Какой. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Эти газеты формировали рынок художественной литературы, который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Домье обрадовался. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Домье не довольствуется первыми достижениями.
4. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге). 3.
Горячий пропагандист реалистического демократического искусства, замечательный организатор, Курбе всей своей деятельностью отвечал требованиям современных ему прогрессивных критиков, обращавшихся с призывом: «Мы требуем от художника в первую очередь современности, так как мы хотим, чтобы он оказывал влияние на общество, направлял его по пути прогресса. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.
Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Он сам был живым участником борьбы. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров.
Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
Как рисовальщик на камне, он не имеет себе равных ни до, ни после себя, как Дюрер и Хокусаи — в области ксилографии или Рембрандт и Гойа — в офорте и акватинте. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице.
Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Каждый из участников события написан с натуры.
– Зачем. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. Абсолютно напрасно почтенный доктор Курт Бартельс, автор одной из книг о Домье, полагает, что здесь отразилось недовольство художника чернью, его предостережение по адресу республики, которой угрожает опасность слева.
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Так — дважды — он написал картину Восстание, показав душу улицы в бурном движении толпы, сведенном, как к фокусу, к стремительному жесту призывающей вперед девушки.
У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.
В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Зачем еще кому-то об этом знать. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место.
Он сочетает острую зарисовку умершего в тюрьме заключенного и полный сарказма гротеск в изображении его тюремщиков — Луи-Филиппа и министра юстиции. Домье. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. 5.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. 4. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Домье же свой отказ никак не пояснил.
К живописи Домье рвался всегда. Он – мечтатель. Я считаю, нужно ему помочь. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
В тени распласталась женщина. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. всем его глубочайшем значении.
Четким силуэтом выделяется его фигура на фоне светлого неба и сурового, простого, как он сам, пейзажа. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч.
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Под этим именем Домье создал особый бессмертный тип, синтетически воплощающий все отвратительные черты так называемого Общества 10 декабря, т. е. всей той банды авантюристов, бывших людей, аристократов и босяков, отставных военных или неудавшихся журналистов, которые готовили монархический переворот. Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную.
«Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Он даже прибирался у него бесплатно.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа.
Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей.
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Листы Домье трагично выразительны. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). В другом месте Домье нарисовал мощного рабочего-типографа, твердо вставшего с сжатыми кулаками на защиту печати от ее врагов. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Домье изображает своих героев в большинстве случаев попарно, во время встреч и прогулок, дающих повод к диалогам. Домье — блестящий рисовальщик. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. В моменты вынужденных политических затиший Домье поворачивал острие своего карандаша в сторону быта так было во второй половине 30-х гг., после запрещения Карикатуры. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность.
Домье показал Ратапуаля двояко. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Каков его политический быт.
Каково мироощущение этого буржуа. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет.
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Чаша его переживаний переполнилась до краев.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. 1848, Прага, Национальная галерея).
одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр).
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. 1863, Париж, Музей Орсэ). Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник.
Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни».
Домье не был иллюстратором — он был активным творцом. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар.
И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. Домье не довольствуется первыми достижениями. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Престарелый художник устал.
Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Известность художника выходит далеко за пределы Франции.
Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. 7.
Домье был поистине скульптором иронии.