Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Плоскостное, почти монохромное решение полотна отсылает к рисунку изображение почти всех героев в профиль — к барельефам и архитектурным фризам. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. После Февральской революции занятия в училище прекратились. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В эпохе Возрождения Дейнеке очень импонировало то, как умело ее представители умели подчинять искусство архитектурным задачам. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Их получилось около 300. Таким видит город Дейнека Александр. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». И все. С задачей он, впрочем, все равно справился. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В нем, правда, тоже пробыл недолго.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Ноябрь 1941». Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Мерно и стройно шагает отряд. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Исследования, книги, выставки.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Строг и суров ритм картины. Но враг не пройдет.
Картина «Окраина Москвы. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Дома тревожно притихли. Где остальные мозаики — неизвестно.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Художественный образ предельно величав и обобщен.
Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Они занесены снегом.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Полетико. Топает милый увалень Сергей Эйзенштейн, сидит с фотоаппаратом в кругу соратников Родченко А вот и профессора.
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками— и на один эскиз ушел почти весь набор. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Фон дан скупой линией отдаленного города. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В картине практически нет никаких примет быта. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. 2009–2011».
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.