Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
В 1963 году Дейнека стал Народным художником советского союза, в 1969 году художника наградили званием Герой Социалистического труда. Прямолинейный и правдивый, на своей парижской выставке Дейнека высказал все, что думает о творчестве современных французских художников. Сегодня 20 мая исполняется 116 лет со дня рождения советского художника, живописца, скульптора и графика — Александра Дейнека.
В феврале 1942 года вместе с художником Г. Нисским Дейнека отправился в район фронтовых действий. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Русский художник Александр Дейнека родился в Курске. Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор.
Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Александр Александрович Дейнека – действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В нем, правда, тоже пробыл недолго.
С 1920-х гг., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Художественный образ предельно величав и обобщен. Красота Рима поразила его. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. К концу 1930-х гг.
Особенно мощным при всей своей простоте и лаконичности вышел образ матери – настоящей советской Мадонны, нежной и любящей и в то же время сильной, способной защитить. В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Исследования, книги, выставки.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Дейнека действительно был большим мастером.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. С задачей он, впрочем, все равно справился. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Они занесены снегом. После Февральской революции занятия в училище прекратились. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Член-учредитель ОСТ.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917).
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
В эпохе Возрождения Дейнеке очень импонировало то, как умело ее представители умели подчинять искусство архитектурным задачам. В картине практически нет никаких примет быта. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка.
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг.
Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов».
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю – он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно. В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). «Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера и труд этот себя с лихвои оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов).
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Здесь ломать копья бессмысленно.
Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Полетико. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Полетико.
В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Много было и в советский период художников выдающихся и великих.
В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Герой Социалистического Труда (1969). Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки. Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых.
Их получилось около 300. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст.
В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. В 1928-29 гг.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). носивший название Безбожник у станка (т. к.
Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Строг и суров ритм картины., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
С задачей он, впрочем, все равно справился. В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.
Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Из Парижа художник отправился в Италию. Строганова. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Но была и противная сторона. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки.
Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Атлеты привычно выходят на первый план их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. У финиша, 1927). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармеискии кросс» (1939-1940г. ). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Где остальные мозаики – неизвестно. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
Вот один из многих ее образчиков: «Конечно, дело не в том, что Дейнека изображает фокстротирующих, а как он их изображает. Исследования, книги, выставки. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. С той поры Дейнека смело и весьма удачно экспериментировал с размещением своих героев на поверхности холста изображал их в неожиданных ракурсах, передавал динамику поз. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ.
Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Ноябрь 1941».
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Но картина не была одинокой удачей. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В кафе, Париж. 2009 – 2011». Через год, Дейнека основывает Общество станковистов.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
199х299 см. ), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). путь зигзагообразный, путь колебаний.
Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В конце 1927 – начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. 2009–2011». При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов.
Фон дан скупой линией отдаленного города. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Ноябрь 1941». Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности.
У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Увидев это, профессор А. М. Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками – и на один эскиз ушел почти весь набор. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Художник увлекается темой спорта.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Он не показывает непосредственно боя с противником.
«Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. В нем, правда, тоже пробыл недолго. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).
Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Талантлив он был и в литературном творчестве. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. И художник вновь справляется с вызовом. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Набережная Сены, Париж. Картина «Окраина Москвы. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. И все.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов.
Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр).
На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Происходит кристаллизация режима. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. носивший название Безбожник у станка (т. к. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ).
Дома тревожно притихли. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора. Ленинская премия (1964). Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Защищал родной город Курск от белых.
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Особенно интересен с исторической точки зрения запечатленный художником коммунальный быт 1920-х годов. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менееискренними. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т. п. ), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие».
Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Но враг не пройдет. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Научные и исторические статьи, атеистическая публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. «Весь путь ОСТ –.
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт —это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Прыжок с колокольни». роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва).
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием.
В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы – колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества.
Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Исследования, книги, выставки.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. Где остальные мозаики — неизвестно. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Мерно и стройно шагает отряд. Таким видит город Дейнека Александр. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.
2008-2011», —прим. ред. ). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Учился в Харьковском художественном училище. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Их получилось около 300. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.