Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная.
Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком.
Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Впрочем, это тоже лишь предположение.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Его произведения ничего не воспевают. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году.
Здесь он создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884 обе Музей Орсе, Париж). 1882). Остальные выполнены пастелью.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека.
«Семейство Беллели». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен.
Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.
Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после Семьи Беллелли масштабным групповым портретом. Основой процветания города была торговля хлопком.
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Некоторые выставки он помогал организовывать. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. То есть, далеко не всё. Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы.
Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. В 1873году художник вернулся в Париж.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Его произведения ничего не воспевают.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. При использовании этого растворителя поверхность получалась сухая и нежная, словно яичная скорлупа. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874).
В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
В 1873г. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
В этом их сила и слабость. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Как писал об этом друг Дега писатель Эдмонд Дюранти, пламя современной жизни может осветить прошлое. «Голубые танцовщицы».
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Работа над полотном Скачки. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. Однако он не все принимает в их методе.
Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Рентгенограммы показывают, что первоначально на переднем плане картины были перила и две фигуры, которые стояли перед ними или опирались на них. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них.
Он жил один. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Воск, слегка подкрашенный имеет естественный цвет кожи. Хюттингер).
При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Так, работа под открытым небом не привлекает его: он делает на пленэре наброски, но картину предпочитает заканчивать в мастерской. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Его произведения ничего не воспевают. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Автопортрет (1854-1855). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках.
Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара.
Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю и как будто отключен от происходящего вокруг него. В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Дега явно симпатизировал своей тетушке. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Э. Дега «Абсент» (1876). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр. Мне нравится эта суровость».
Дега интересовала обычная жизнь людей.
Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве.
В этом их сила и слабость.
Хюттингер). Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Родился в состоятельной семье банкира де Га. В середине 1880-х гг. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Балет был его любимой темой.
К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Он также был известен как способный мимический актёр. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов.
На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Испытывавший интерес к таким разным художникам, как Рафаэль, Микеланджело, Корреджо и венецианцам – в особенности к Тициану и Паоло Веронезе, – Моро стремился максимально точно воспроизвести их краски, пренебрегая рисунком и композицией их произведений. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Он жил один. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж).
Композиция здесь значительно упрощена. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Наряду с влиянием Энгра в работах Дега ощутима связь с традициями французского Ренессанса.
1876-1878).
В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Она пишет: Жизнь с Дженнаро. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Дега написал немало портретов. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Место духовно близкого собрата, которое ранее принадлежало Моро, теперь занял Джеймс Тиссо. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Он также был известен как способный мимический актер.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. После того как картину выставили в По, на юге Франции, в 1878 году ее приобрел хранитель музея города По, где она находится и по сей день.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Остальные выполнены пастелью. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Молодая женщина сидит за столом, на котором стоят несколько подставок для шляп, аккуратно облокотившись на самый край. К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Основой процветания города была торговля хлопком. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Основой процветания города была торговля хлопком. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Хюттингер). Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Семья недавно переехала сюда из Неаполя.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Это тоже вполне логичное предположение, ведь эти женщины не интересовались искусством и не знали, кто такой Дега. Основой процветания города была торговля хлопком. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей.
Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Там он изучал рисование у трех профессоров.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Дега находился под сильным влиянием английской живописи с ее многочисленными изображениями лошадей. Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой.
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов.
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Он жил один.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр).
Они избегают друг друга. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Большие и маленькие пастбища, обрамленные полезащитными полосами влажные тропки, зеленые и темно-коричневые пруды. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В 1873 году художник вернулся в Париж. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Более того, Дега почти ничего не продал.
Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Одной из главных забот Дега в его ранние годы было овладеть соотношением фигуры и окружающего пространства. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Хюттингер). Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В них он использовал цвет свободно и хлестко. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Еще больший шум вызвала картина Женщины на террасе, кафе вечером, когда она была показана на третьей выставке импрессионистов в Париже в апреле 1877 года.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. На переднем плане прима-балерина раскланивается перед зрителями и огни рампы освещают ее лицо снизу. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Ее подруги разминаются, некоторые у станка, некоторые поправляют костюмы, а другие просто разговаривают.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Уважаемый посетитель. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. За столом женщина в сопровождении подруги очаровательным жестом и с вопросительной улыбкой примеряет шляпку.
Художнику не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы, он созерцает свою модель изучал ее суть и именно это позволяло ему обнажить самое сокровенное, что скрыто в человеке. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. художник вернулся в Париж.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Дега тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. В поздних полотнах движения становятся более резкими, форма передается более упрощенно и часто подчеркивается резким упругим контуром цвет сводится то к немногим интенсивным пятнам, то рассыпается искрами всевозможных оттенков. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Картина была тотчас же приобретена Лувром. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. 92 х 68 см.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886).
Статуэтка выполнена из натурального воска и одета в пачку с прилегающим лифом, трико и балетные туфельки. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Но главное место его наблюдений — Париж. Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением (Таз, 1886).
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
Он жил один. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков.
Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Он был старшим из пятерых детей. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза).
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Все здесь полно осмысленного движения.
Э. Дега. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Последний стал настоящим кумиром художника. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Мир проституток как раз и подходит на роль среды, в которой Дега мог быть неизвестным, но при этом использовать все выгоды своего материального положения. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Так появились его ранние произведения. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Холст, масло. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Мне нравится эта суровость». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Э. Дега «Мытьё» (1886). Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Основой процветания города была торговля хлопком. Для посетителей разложены газеты, закрепленные на деревянной планке, стаканчик со спичками. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Все здесь полно осмысленного движения. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Однако такой необычный прием построения композиции помогает привлечь внимание к молодой женщине, которая пришла в магазин, чтобы подобрать себе новую шляпку. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Редко он изображал исполнителей во время представления. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).