Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Он посещает Америку, Францию, Италию. Ноябрь 1941». Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Писал футбол. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Они были вместе более полугода, но расстались уже в мае 2012-го. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Складывается круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. Художник и сам говорил: «.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Другие члены ОСТа тоже отличались графичностью, сухим письмом в противовес рыхлой импрессионистической манере.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». В этом качестве она исполнила сольно две композиции – «Я буду лучше» и «Лейла». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Здесь ломать копья бессмысленно. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Художественный образ предельно величав и обобщен. Полетико. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В пять лет Вику отдали заниматься танцами в балет «Алмазы Якутии», вместе с которым она выступала до одиннадцати лет. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Картина «Окраина Москвы. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Но картина не была одинокой удачей. Мерно и стройно шагает отряд.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью.
Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Дома тревожно притихли.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Ноябрь. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Но враг не пройдет.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам.
И. Матвиенко, сл. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Ленинская премия (1964). С детства мечтала стать эстрадной певицей, но взрослые не воспринимали её желание всерьёз.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Накануне Дня всех влюбленных, 13 февраля 2015 года, музыкант сделал Виктории предложение руки и сердца.
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он не показывает непосредственно боя с противником. И все. В 17 лет приехала учиться в Москву, поступила в МАИ, но проучилась всего несколько месяцев, прежде чем попала на «Фабрику звёзд 5».
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Она поселилась рядом с Останкино, где вскоре начался кастинг для проекта «Фабрика звезд – 5», которым руководила сама Алла Пугачева. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). О. Ровная) по задумке режиссёра, был тесно связан с клипом группы Корни на хит «Хочешь я тебе спою». Именно спорт, как утверждает художник, помог ему найти свой собственный художественный язык. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
На этом, однако, все не кончилось: Дайнеко стойко прошла все испытания, которые выпадали на долю конкурсантов и стала победительницей «Фабрики звезд – 5». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). После окончания телепроекта с Викой начал серьёзную работу Игорь Матвиенко. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Их получилось около 300.
Родители девочки Петр и Евгения Дайнеко (работают программистами) отдали дочь в балет «Алмазы Якутии» Вика занималась танцами вплоть до 11-летнего возраста. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Таким видит город Дейнека Александр. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Дебютный клип певицы на песню «Лейла» (муз. 14 апреля влюбленные поженились. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Параллельно с этим Вика занималась английским языком.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Она делала успехи, вот таким образом её пригласили сначала в местную эстрадную группу «Отражение», а затем в группу под названием «Фаэтон». В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
2009–2011». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». После Февральской революции занятия в училище прекратились. Учился в Харьковском художественном училище.
Детство провела в Якутии, в городе Мирный. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Талантлив он был и в литературном творчестве. Родилась в посёлке Кировский Талды-Курганской области.
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Исследования, книги, выставки. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Член-учредитель ОСТ.
Ю. Бужилова) был снят в 2005 году в Таиланде. 3 октября 2015 года певица родила дочь. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. А когда в стране не осталось никакого другого разрешенного стиля, кроме соцреализма, Дейнека все равно продолжал работать. Регистрация брака прошла в Кутузовском ЗАГСе Москвы. Для получения образования Дайнеко должна была переехать в Москву. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Ее пригласили в местную эстрадную группу «Отражение», затем она перешла в группу «Фаэтон», организованную Дворцом культуры «Алмаз». Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Где остальные мозаики — неизвестно. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Параллельно с этим развитием, жизнь Вики часто обсуждалась в прессе— в 2006 году у певицы был роман с солистом группы «Корни» Павлом Артемьевым. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. С задачей он, впрочем, все равно справился. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. В школьные годы Вика начала выступать на различных музыкальных площадках Мирного, преимущественно перепевая чужие хиты. Много общего между ними и в решении пространства. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Строг и суров ритм картины. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Они занесены снегом.
Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. театре им. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. После свадьбы в СМИ все чаще стали появляться слухи о беременности Виктории. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. В картине практически нет никаких примет быта.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. И. Матвиенко, сл. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Она создана на основе акварели «Итальянская улица. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Талантливую девочку взяли в школьный ансамбль, однако там Вика задержалась ненадолго. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Но картина не была одинокой удачей. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Вс.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Фон дан скупой линией отдаленного города. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Но роман был недолгим, оставив после себя след— сюжет клипа на песню Дайнеко «Я просто сразу от тебя уйду» (муз. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Но зритель чувствует всю трудность и серьезность положения не только благодаря введенному Дейнекой мотиву раненых, но еще в большей степени благодаря нарастающему мужественному ритму марша уходящих на фронт бойцов и выражению строгой сосредоточенности и подтянутости, которые видны в их лицах.