Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Там, конечно, очень красиво. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43).
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной.
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Зима все – 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Образно можно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников.
Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Художественный образ предельно величав и обобщен. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Не торопясь прошествовал по-мужицки одетый бородатый Фаворский» Кстати именно графический факультет Владимира Фаворского выбрал Дейнека из всего разнообразия, преподававшегося в ту пору во ВХУТЕМАСе. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
И, на самом деле, правда. В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. В 1928-29 гг. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Но враг не пройдет. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Масштабный культурологический проект «Александр Дейнека. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Но картина не была одинокой удачей.
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). носивший название Безбожник у станка (т. к.
Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Я знал Дейнеку много лет и очень близко., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. И рисункам и картинам Дейнеки свойственна известная плоскостность, художник явно избегает иллюзии глубины.
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Художник и сам говорил: «. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935).
А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Но там Дейнеку подвергают ещё большей критике – за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие безыдейной спортивной тематики, за формализм и индивидуализм.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Вс. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30).
В 1924 г. он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми художниками – Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Живопись». Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. Мерно и стройно шагает отряд. Причина, наверное, в том, что пролетарское государство он всю жизнь любил сердцем, а не по принуждению. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Поначалу, в период оформления и кристаллизации соцреализма, фигуративное и идеологически правильное искусство Александра Дейнеки попало в нужную струю. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников, хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.
Набережная Сены, Париж. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера.
За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Но с другой стороны — это подтверждение того, что талант Дейнеки выдержал испытание временем, показатель истинной ценности его творчества для людей. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым.
Вс. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое.
Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933). Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). 2009–2011». Исследования, книги, выставки. В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. «Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Ноябрь. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других.
В рамках проекта вышли книги: «Дейнека. Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. Ноябрь 1941». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. В картине практически нет никаких примет быта. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. В 1931 году художник переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Графика» и «Дейнека. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос.
Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942). Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). В нем, правда, тоже пробыл недолго. Монахи в красном», написанной во время путешествия. Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг.
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Однако графическая, цветовая, композиционная напряженность его полотен нередко контрастировала с поэтической интонацией лучших работ художника. В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Он посещает Америку, Францию, Италию. В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Учился в Харьковском художественном училище. Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Все эти работы – от картины Мать до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Писал футбол. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Соплии слезы. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). И художник вновь справляется с вызовом.
Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Они занесены снегом. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Строг и суров ритм картины. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. В 1925 г. участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры.
Много общего между ними и в решении пространства. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Многие лица написаны художником с натуры. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Полетико. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
«Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Кажется, все предельно просто. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле.
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дома тревожно притихли.
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Где остальные мозаики — неизвестно. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Писал футбол. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. театре им. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. У финиша, 1927).
В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». В кафе, Париж.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25). После Февральской революции занятия в училище прекратились. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Ему он и посвящает свою вторую картину о войне.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Учился в Харьковском художественном училище. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. носивший название Безбожник у станка (т. к. Сравнение картины с эскизом наглядно показывает упорную работу художника над композицией, строгий отбор деталей. В моем творчестве была удача.
театре им. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. Полотна "Дейнеки кажутся монументальными панно, созданными для украшения интерьеров общественнных зданий. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
«Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада. Таким видит город Дейнека Александр. С задачей он, впрочем, все равно справился. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города».
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Исследования, книги, выставки.
Вот один из таких листов: «Вечер. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Ноябрь.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Первая значительная работа – "Окраина Москвы. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Их получилось около 300. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Но картина не была одинокой удачей.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. За последующие два десятка лет он создаёт множество шедевров ("У моря. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Складывается круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника. Новые живописные искания обнаруживаются и в других произведениях мастера этого времени, его искусство становится эмоциональнее, теплее, задушевнее. Он не показывает непосредственно боя с противником.
«Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Ноябрь 1941 года" (1941). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932).
И все. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Место и время действия даны предельно скупым намеком композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Но писать все же решил. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна.
Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Много общего между ними и в решении пространства. Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Партнёр проекта – Государственная Третьяковская галерея. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Он посещает Америку, Францию, Италию. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935).
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Но в данном случае это оправдано.
2009–2011», приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения художника, был инициирован Издательской программой «Интерроса» в 2008 году. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Дейнека родился в Курске. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Здесь художник применил интересный композиционный прием. Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Член-учредитель ОСТ. Художник и сам говорил: «. В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Картина «Окраина Москвы. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. И здесь это удалось ему в полной мере. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Фон дан скупой линией отдаленного города. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. А главное настроение – это скорость и простор. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер.
Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». Ленинская премия (1964). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города.