И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Прыжок с колокольни». Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин —религиозных, семейных, материальных, — чтобы противиться переменам. Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Где остальные мозаики – неизвестно. «Будущие летчики» — это еще одна, всем известная работа художника. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Дома тревожно притихли. Герой Социалистического Труда (1969). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Полетико. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Их получилось около 300. Учился в Харьковском художественном училище., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Ноябрь 1941 года (1941). И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). У финиша, 1927). Обращаем ваше внимание на то, что, помимо общеизвестных работ из собраний 42 музеев, в книге опубликованы и работы из отечественных и зарубежных частных собраний, авторство которых не вызвало сомнений. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938).
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Защищал родной город Курск от белых. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе.
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Где остальные мозаики — неизвестно.
Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Шли месяцы, близилось время окончания работы, а полотно по-прежнему оставалось девственно чистым. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом. На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Ноябрь 1941». Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
И все. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов (Дорога в Маунт-Вернон, Филадельфия, Вашингтон. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. С 1920-х гг. Строг и суров ритм картины.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Ноябрь 1941». Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В 1928-29 гг. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Обнаженные на картинах Дейнеки— это почти всегда сильные, крепкие, пышущие здоровьем юноши и девушки, похожие на античных богов или олимпийских героев. Исследования, книги, выставки. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год).
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Набережная Сены, Париж. У финиша, 1927). «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Художественный образ предельно величав и обобщен. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).
Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Лаконично, в суровом, мужественном тоне рассказывает картина об одном из эпизодов гражданской войны — защите родного Питера рабочими отрядами красногвардейцев от наступающей армии генерала Юденича. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). И художник вновь справляется с вызовом. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера и труд этот себя с лихвои оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. В связи с работой в журналах Дейнека много ездил по стране, набираясь натурных впечатлений. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Талантлив он был и в литературном творчестве. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа».
И вот однажды утром, когда он делал утреннюю гимнастику в боксерских трусах, к нему пришел проверяющий из комитета по устройству выставки и увидел кристально белый холст. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Здесь ломать копья бессмысленно. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Художник начал было оправдываться, что картину он, дескать, пишет не здесь, а в другом месте и что она почти готова, но проверяющий этому не поверил и доложил, что, так, мол и так: холст у Дейнеки чистый и сам он передо мной голый.
В зимнем пейзаже городской окраины, обезображенной стальными противотанковыми сооружениями, кажется, нет ничего необычного, но синевато-серый колорит картины передает напряженность, угрозу, которая затаилась в тишине мрачного зимнего утра. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Ленинская премия (1964). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.
В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. И художник вновь справляется с вызовом. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека.
Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т. п. ), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».
Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А. Полетико. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Но была и противная сторона. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
К концу 1930-х гг. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. 2009 – 2011».
Атлеты привычно выходят на первый план их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская».
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.
Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Они занесены снегом. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».
С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва).
За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Река Тускорь, 1945). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
После персональной выставки 1957 года к нему вернулась слава одного из лучших советских художников. Но враг не пройдет. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Не торопясь прошествовал по-мужицки одетый бородатый Фаворский» Кстати именно графический факультет Владимира Фаворского выбрал Дейнека из всего разнообразия, преподававшегося в ту пору во ВХУТЕМАСе. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). носивший название Безбожник у станка (т. к. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). 2009–2011».
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина. Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа — «Оборона Петрограда». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Происходит кристаллизация режима. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.
Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Сам художник позже говорил, что пытался передать душевную пустоту модели при всей ее холености и роскоши обстановки ее дома. Но не только негритянские джазовые концерты или танцы запечатлевал Дейнека он писал картины о бейсболе и горнолыжном спорте, дорожные пейзажи с автомобилями и рекламными вывесками, городские виды с небоскребами и даже портреты буржуазных дам. Их получилось около 300.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Член-учредитель ОСТ.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармеискии кросс» (1939-1940г. ).
Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый художник и график, скульптор и монументалист. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Но картина не была одинокой удачей. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Свои впечатления об авиации, достижения советских летчиков мастер стремился отразить в живописи.
Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Строганова.
Картина «Окраина Москвы. путь зигзагообразный, путь колебаний.
С задачей он, впрочем, все равно справился. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Плакат «Механизируем Донбасс» — сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца.
Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Изобразительный язык Дейнеки настолько впечатлял, что многие его картины, купленные с тех выставок, осели в западных собраниях. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берег и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин – религиозных, семейных, материальных, – чтобы противиться переменам.
Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства —спорт, авиация, образ советского человека. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). В 1924 году художник съездил в Донбасс. Красота Рима поразила его.
Таким образом идеология ОСТа полностью совпадала с творческими и политическими убеждениями Дейнеки, многие из которых, в свою очередь, послужили учреждению этого общества., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Исследования, книги, выставки. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).
С задачей он, впрочем, все равно справился. В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Исследования, книги, выставки.
Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка».
Дейнека действительно был большим мастером. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. «Весь путь ОСТ –. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Фон дан скупой линией отдаленного города. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. В картине практически нет никаких примет быта.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. В кафе, Париж. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг.
В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944).
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. 2008-2011», —прим. ред. ). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. 199х299 см. ), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране).
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. В конце 1927 – начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов». Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Из Парижа художник отправился в Италию.
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.
И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. В нем, правда, тоже пробыл недолго.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Он не показывает непосредственно боя с противником. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Мерно и стройно шагает отряд. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Но Севастополь в работах Дейнеки— это не экзотический и разнеженный курорт, а база военного флота и авиации.
Таким видит город Дейнека Александр. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Подстраивался ли Дейнека под требования чиновников от искусства или эволюция его стиля была естественной.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. В 1919-1920 годах Дейнека по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании – руководит художественной студией при Курском политуправлении и Окнами РОСТА в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.
Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
носивший название Безбожник у станка (т. к.