Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жоржа Брака.
Жорж Брак — французский художник, живописец и график, скульптор, сценограф и декоратор. Жорж Брак – французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма.
С 1916 года возвращается к опытам в живописи, смягчает свою авангардистскую манеру, обращается к мотиву человеческой фигуры, прибегает к декоративности. «Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios).
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет – это поэтика». В 1912 г. Брак совместно с Пикассо увлекся синтезированием объектов из разнородных элементов, что являлось полной противоположностью его прежним кубистическим опытам. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках.
Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907г. ). С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952).
Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Близки к аллегорической системе Vanitas также работы «Графин и рыбы» (1941, Национальный музей современного искусства, Париж), «Натюрморт с лестницей» (1943, частное собрание). С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт.
Именно в этом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. В 1950-х гг. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В почти монохромных кубистических композициях (Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж.
Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. е. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника.
В 1897 – 1899 годах посещал занятия в Академии изящных искусств в Гавре. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922–1927гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). С конца 1910-х годов Брак создает собственный вариант эстетики «возвращения к порядку» (то есть к более организованному, отчетливому фигуративному изображению). Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме».
Это явилось основой для появления в 1912г. Таковы композиции «Кандагар» (1951, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Миндоро II» (1954–1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Эридан III» (1956, Институт искусств, Детройт), «Сверхновые» (1959–1961, Галерея Тейт, Лондон), «Ондо» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Однако это – отнюдь не любование, апротест против уродливого и чуждого ему мира. В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых.
В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. Художник с легкостью создавал даже иллюзию колебания поверхности холста: «Туркез-III» (1963, Городской музей, Амстердам), «Зет» (1966, Музей современного искусства, Монреаль), «Калота МС» (1967, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн).
Типичными произведениями аналитического кубизма являются «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. Некоторое время спустя на манеру изображения Жоржа Брака оказали серьезное влияние работы Пикассо и Сезанна, карнавальное буйство красок уступило место достаточно аскетичной гамме спокойных серо-голубых и коричнево-охристых тонов. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949г.
Жорж Брак родился в пригороде Парижа Аржантейле. В 1903 – 1904 годах обучался живописи в Академии Юмбера в Париже. Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles».
Таковы композиции, созданные мастером на основе газетных обрывков, кадров из фильмов ирентгеновских снимков («Няня из фильма «Броненосец Потемкин», 1957, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Эскиз человеческой фигуры вдвижении», 1965, Городской музей, Амстердам). Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. А работа вместе с Пикассо, начиная с 1910 года, спровоцировала вступление Брака в период так называемого «синтетического кубизма» и эта тенденция сохраняется в его творчестве вплоть до окончания I мировой войны. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Умер Брак в Париже 31августа 1963 г. Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов.
«Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). Аппликациями Брак намечал пространство, после чего вводил туда предмет-знак, который вэтом пространстве будет жить. Все больше времени он проводит в уединении на атлантическом побережье в Нормандии. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя.
В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). Мастера начинают работать в тесном взаимодействии. Не менее известны также его изображения рыб (среди них особенно впечатляют «Черные рыбы», 1942). В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942г. ).
Фрэнсис Бэкон родился в Дублине. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Впрочем и в этих поздних полотнах Брак продолжает использовать приемы, свойственные синтетическому кубизму: применение коллажа и фактурных поверхностей, совмещение нескольких точек зрения, отчего одни предметы начинают «просвечивать» через другие. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). «Стакан и карты» (1913 г., частное собрание) (илл. Одним из первых кубистических полотен Брака считаются «Дома в Эстаке» (1908 г., Художественный музей, Берн) (илл.
Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». он увлекся искусством фовистов. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов.
Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. В то же время здесь уже нет излюбленных круглящихся линий все больше становится колючих, прямых, острых силуэтов («Хлеб», Центр Помпиду «Черные рыбы», Центр Помпиду «Кухонный стол», частное собрание). В их беседах кубизм сформировался как стиль и получил теоретическое обоснование. Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920).
Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Помимо этого в конце 20-х гг. В 1900г.
(Braque, Georges) (1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма. Так, стилевые особенности Ван Гога, вчастности его густой насыщенный мазок и неистовость общего настроения, запечатлела композиция «Эскиз портрета Ван Гога III». В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Эти натюрморты созданы с использованием сдержанной коричневой и зеленой цветовой гаммы. разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева.
Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Зимой 1905–1906гг.
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911г. ). стал переломным в творчестве живописца. Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе.
В 18 лет он поступил в Школу изящных искусств в Париже, где увлекся творчеством Матисса и присоединился к «фовистам» Им была создана серия произведений особой декоративной красоты, также отмечалась конструктивность композиции его работ, что явилось его отличительной чертой. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929г. ). Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Зимой 1905-1906 гг. В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Во время болезни художник много размышлял об искусстве. Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский художник и график, скульптор. он увлекся искусством фовистов.
Выполнил серии цветных литографий (Тетради Жоржа Брака, 1947), росписи церкви в Асси (1945), плафоны залов в Лувре (1953). Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909–1910г. ) и «Зеркало» (1910г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912г. ). Для натюрмортов 20-х годов характерны особая «джазовая» синкопированность ритмов и острота линий, которые сочетаются у Брака с пластичностью целого.
Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917г. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Каждое человеческое существо, по Бэкону, загоняется в эти страшные коробки против воли.
В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ). Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Полотна, выполненные после 1909 г. — «Скрипка и палитра» (1909 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Ныо-Йорк), «Скрипка и подсвечник» (1910 г., Музей современного искусства, Сан-Франциско) (илл.
девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Тема Второй мировой войны у Брака не прозвучала с такой мощью, как у Пикассо.
Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Период 1909–1911 годов прошел под знаком аналитического кубизма. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. 127), «Женский портрет» (1911 г., частное собрание) относятся к периоду аналитического кубизма и стилистически и тематически близки работам Пикассо.
он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». Творчество Брака не ограничивалось живописью и графикой. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. 126).
вНормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Ряд работ посвящен теме «художник и его модель».
128) и «Натюрморт на столе с «Джиллет»» (1913 г., Центр Помпиду) относятся уже к синтетическому кубизму. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925г. Эти полотна были отвергнуты как несоответствующие данному направлению, они были «недостаточно сюрреалистическими».
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет — это поэтика».
В 1912г. В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906). Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала.
В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в1906 году и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. он получил тяжелое ранение в голову. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.
Когда достигаешь этой гармонии, пребываешь в состоянии интеллектуального небытия. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). Бэкон очень любил жанр портрета.
С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Лишь в 1939 году появился трагический и даже пророческий натюрморт в манере Vanitas (Центр Помпиду), где на крышке стола изображены череп, крест и четки. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. В этом-то и состоит истинная поэзия». Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Родился 13 мая 1882 в Аржантей (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. В 1909 -1912 гг.
В последних работах пришёл к строго натуральному изображению природы. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. В 1911г.
Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Особое место в творчестве Бэкона занимает тема распятия. Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов.
В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг.
Он создает по большей части многопредметные композиции (серии «каминов», «круглых столиков» и т. д. ), где в пределах визуально целостного образа совмещаются разные грани и аспекты действительности и используются разнообразные выразительные средства.
Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере.
В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. При этом художник старался как можно точнее передать внутренние особенности своей модели. е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами.
В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. С 1905 писал пейзажи в духе фовизма в 1908 совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма.
В 1908г. Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961). Открытие бумажной аппликации в 1913г. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала.
Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Во время болезни художник много размышлял об искусстве. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство».
В 1960 году в творчестве Вазарелли закончился черно-белый период. Брак оказал влияние на многих современников, среди которых были Хосе Давид Альфаро Сикейрос и Вильгельм Лундстром. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). С 1920 года успешно работает как сценограф, скульптор и гравер (серия офортов к изданию 1931 года «Теогонии» Гесиода), обретает признание, много выставляется. После Второй мировой войны Брак создал цикл из восьми крупных панно «Мастерские» (1949 – 1956), ставших итоговыми для его творчества.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В конечном счете мастер показывал путь анализа предмета. Из семьи ремесленников. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). С 1910 года развивает изобретенную им технику коллажа.
С 1905 по 1907 год Брак входил в группировку фовистов. Родился Жорж Брак в простой семье маляра. Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. Начиная с 1908г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. К живописи Жорж Брак смог вернуться только спустя два года, когда восстановилось его здоровье. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). Они важны только в том случае, когда гармонически соотносятся друг с другом и со мной. разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева.
Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. Сложностью цветовой палитры отличаются такие работы, как «Гавань в Антверпене» (1906, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь), «Пейзаж в Эстаке» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Оливы близ Эстака» (1907, Национальный музей современного искусства, Париж).
Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества. Фрэнсиса Бэкона критики часто называли «великим инквизитором» и «живописцем агонии», однако художник всегда считал, что только констатирует факты изображая историю болезни современного человечества. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Под впечатлением работ Пикассо он решил заниматься живописью.
Все становится возможным, пригодным, а жизнь предстает как непрерывное откровение. Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908г. ). С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917–1918гг.
В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Если само сознание глубоко патологично, то искусство может лишь фиксировать эту патологию. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Именно вэтом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Брак же оставался адептом кубизма еще долгое время. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". После 1917 постепенно отошёл от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения (Чёрные рыбы, 1942, Национальный музей современного искусства, Париж).
В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». С 1947г. К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949—1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица — лейтмотив всего позднего творчества художника.
Людей привязывают кстульям или кроватям, где им предстоит в полном одиночестве корчиться от приступов панического страха, клаустрофобии и невыносимой боли («Свини-борец», 1967, Музей Хершхорн, Вашингтон «Фигура в движении», 1985, частное собрание). Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица.
Ведущим жанром в творчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово кубизм.
В пейзажах, написанных в 1909г. В 1927 году художник приехал в Париж, где жил два года. Кроме того, Бэкона очень увлекла художественная манера сюрреалистов. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере.
С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Художники показывали друг другу свои произведения и обсуждали их. Начинал как художник-декоратор. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ). Устрашающий и калечащий человеческое существо мир показан на полотне «Три урока арифметики у подножия креста», где обрубок человеческого тела с оскаленным ртом насажен на конструкцию, напоминающую циркуль.
Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. В 1900-1901 учился в Технической школе в Париже.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества. Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание).
С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны. С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Вэтом-то и коренится проблема: цвет воздействует одновременно с формой, но не имеет сней ничего общего».
Он создавал витражи, утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором (в числе наиболее известных его работ в театре — оформление «дягилевских» балетов в 20-е годы), а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений. В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Помимо этого в конце 20-х гг. В других портретах Бэкон намеренно делает фон и общее окружение портретируемого нейтральным для того, чтобы приковать внимание зрителя к целостному образу («Эскиз портрета Д. Эдвардса», 1988). Даже формат холстов, теперь слишком узкий и высокий либо низкий и длинный, будто предназначен для того, чтобы заполнить какой-либо простенок помещения или наддверное пространство.
Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Однако это скорее исключение. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910г. ).
Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. 1907г. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. В 1906г. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств).
Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Краски исторгают искаженные человеческие образы с мучительными лицами и патетическими жестами. Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. Эти полотна считаются венцом творчества мастера, его лучшими произведениями и бесценным наследием французской живописи. На заднем плане художник изображает зловещих палачей, одновременно напоминающих тайных соглядатаев, членов мафии или чиновников, которые бесстрастно протоколируют преступление, что равнозначно совершению приговора: «Три эскиза распятия» (1962, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Распятие» (1965, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Его отец был владельцем мастерской по декорированию интерьеров. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.
Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. В 1952-1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
И потому его работы, созданные в 20-е гг., больше напоминают настенные панно, чем станковые картины. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Детство и юность Брак провел в Гавре, там же по семейной традиции получил подготовку как мастер декоративной живописи. В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых».
Познакомившись с Пикассо, Брак обнаруживает близость их исканий. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952–1953гг. ).