Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию.
Особо могуче и мощно упоролся Босхом малоизвестный, к сожалению, голландский художник Arent van Bolten, живший через 80 лет после героя статьи. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний. с тем что сюжеты картин Босха вызваны галлюцинациями из-за отравления спорыньей, большинство художников и искусствоведов уже давно не спорят. Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника.
Точные факты из жизни художника известны только из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана жизнь семьи Акенов и жизнь самого Босха. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Босх – художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Бог видит «. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин.
Больные называют это сном наяву. Но и в обыденной жизни изображаемой Босхом, проглядывают неожиданные странности: черт держит зеркало, в которое смотрится модница в шуточной, казалось бы, сценке жуликам угрожает едва заметная в глубине картины виселица и пыточное колесо. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью».
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
А сзади него жизнь, покидаемая им. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Художник был членом религиозного Братства Богородицы одной из полулегальных еретических сект, широко распространившихся по Европе.
Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Пылали костры инквизиции. Что же думал про себя сам художник. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников.
Бестселлер эпохи Молот ведьм. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Ключ — также символ познания.
Все. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Сюжет религиозный. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Иоанна, бесследно исчезли. Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу.
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. Картина Босха показывает корабль. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. тварей на балу не мало. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Средневековую мистику и демонологию. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. И вот уже испанский золотой век окрашивается отблесками огней преисподней с триптихов Босха и вот уже Лопе де Вега слагает славословия художнику.
То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Это уже безнравственность и блуд. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания.
Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Этот факт исследователи считают основным, объясняющим то, что Босх не был обвинен в ереси за свои картины. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. На первый взгляд, ничего особенно примечательного в его жизни не было: искусство служило ему в первую очередь способом заработать себе на жизнь. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Отрезанная нога — символ ереси. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны).
Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Немногие точные факты биографии художника почерпнуты из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Достоверные факты скупы. Только природа остается чистой, бесконечной. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся).
В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека. Ему счастливо удалось избежать преследований за свои произведения, которые могли трактоваться как еретические. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.
Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Художники начинают искать творческие и идеологические импульсы не только в христианской идее, но и вне нее.
Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш.
В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Все это как будто списано с картин Босха.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Этот бурый цвет, сочные пейзажи, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего, эпохи расцвета и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником» – писал Л. Д. Любимов. Он – живое обличение глупости и безбожия. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Босх вырос в семье потомственных художников.
Очевидно их было крайне мало. Это единство закономерно и естественно.
Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Ни одна из этих работ не сохранилась. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Меня зовут Лубберт Дас».
Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»). Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Как воссоединится душа с телом. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Еще одна тайна связана с могилой художника. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Скажем, сову принято считать символом мудрости, но у Босха она встречается в контексте, например, коварства и греха.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего— в своих панорамных картинах идя вослед Босху, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Другой объелся до рвоты.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Безжалостность – вот что она значит для живописца.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Скончался Босх в 1516 году. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Он напоминает гигантскую строительную площадку. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Что же мы видим у Босха.
Внизу под ним буйствует Жадность. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. На мачте привязан жареный поросенок и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. В них Босх упоминается как один из самых состоятельных людей города. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси.
Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени. Ерун ван Акен родился около 1453г. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Картина глубоко символична — в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть.
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом.
То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие.
Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Но отшельник не смотрит на нее и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. По Писанию они все еще закрыты. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Лишь семь творений Босха подписаны.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Апокрифы. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
в Хертогенбосе (Брабант). Лишь семь творений Босха подписаны. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Творчество Босха загадочно. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Нет на картинах и дат. И даже Игорь Фёдорович, да.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». О нем вообще мало что известно.
Лица людей свирепые. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Чернокнижником и алхимиком. Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. К тому же времени относится и женитьба художника на его подруге детства Алейт Гойартс ван дер Меервене. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Лишь семь из них имеют подписи. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет». Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте.
Вот, собственно и всё. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.
День, месяц и год рождения Босха неизвестны. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Рядом сидит в кресле тучный монах. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Его техника называетсяалла прима. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Эти гениальные, особенно если вспомнить время их создания, произведения очень схожи с картинами заведомо душевнобольных, рисовавших через 500 лет после Босха. – так писал о ней Р. Б. Климов. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада.
И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Иоанна. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость. Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег.
Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. И правда, кем был Босх. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ).
И цвет картины выражает мысль Босха – серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. К концу XV — началу XVI века необходимым атрибутом в западном искусстве становится античная тематика. Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража-капеллы, также он принимал участие в оформлении танцев и шествий, что стало одной из самых значимых страниц его жизни – благодаря этому он стал известен еще при жизни. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Братство Богоматери — почитателей чудотворного образа Девы Марии, хранившегося в церкви Св.
Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха.
Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Картина Босха – не иллюстрация к ней. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Это вполне традиционно и понятно. Стрела — символ зла. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Его техника называется алла прима. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки).
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Детей в браке, по-видимому, не было. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Но разве тут дело в св. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.
Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Психиатры называют это состояние онейроидом.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Братство проповедовало культ Девы Марии. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Босх и реален и символичен. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Лишь 7 творений Босха подписаны. На черном фоне расположен под ним Ад. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.
Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Спорна центральная часть.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Босх – был личностью весьма интересной. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Там же и умер в 1516году. Ад – это Ад братьев Чепмен, шесть стеклянных боксов, в которых персонажи полотен Босха обретают трехмерность и облачаются в нацистскую униформу. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. в боковом пределе) братства.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Более или менее достоверно следующее.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. вХертогенбосе (Брабант).
Священное писание. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Перед странником лежит ненадежный мостик. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин.
Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. А это не что иное как символы смерти. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Возможно, такие апокалиптические предсказания астрологов стали для Босха побудительным мотивом в создании фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. Это было последнее произведение Босха.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Его техника называется алла прима. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Победителем-учеником. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Его техника называется алла прима. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Ад изображен в правой части триптиха. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий.
Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. И наиболее сложным.
В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Весьма нетипичный случай для художника.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Перед вами – репродукция картины Босха. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Это блудный сын, уходящий в отчий дом.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх).
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Так, лестница обозначает путь к познанию. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Лишь семь творений Босха подписаны. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Ерун ван Акен родился около 1453г. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи.
Его техника называется алла прима. 1478 года), стали художниками. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Можно предположить, что муж получил солидное приданое и не испытывал нужды в деньгах, что подтверждают финансовые документы из тех же архивов. Это – кощунственная для церкви мысль. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Жена художника была намного старше мужа и принадлежала к богатой семье.
Там, вероятно и родился около 1450 года. Проект по исследованию и сохранению наследия Босха был запущен еще шесть лет назад – к настоящему моменту здесь каталогизированы все работы художника и учеников его мастерской, обнаружены две неизвестные работы Босха, подлинность еще двух, напротив, опровергнута, отреставрированы два почти рассыпавшихся триптиха – Мученичество святой Либераты и Святые отшельники. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.