В 1774 году он стал ректором Московской духовной академии и был представлен императрице Екатерине II. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года.
Характерны Лабазиной А. портреты с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (Дубовицкой), Н. 1803 (1809). Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него.
Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. С начала 90-х гг. Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Львова. «Портрет М. Лопухиной» (Гос.
Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Она предстала в обычном домашнем облике. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского.
Боровиковский. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Любознательный юноша посещал лекции в Московском университете, прослушал курс в Московской Духовной академии. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. Оставаясь идеям верным русского сентиментализма с его культом «человеческих» простых чувств и близости с природой, художник героинь своих обычно изображал наедине с природой, мечтательную в погруженными задумчивость. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.
К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Среди них есть и парадные впечатляющие композиции — изображения Муртазы-Кулихана (бриллиантового), «1796 князя» А. Б. Куракина (ок. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению.
Сияющую молодость написал Боровиковский. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году.
Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Молодая женщина нежна и мечтательна. Героини Боровиковского неизменно грациозны изящны, уравновешенны и спокойны. После смерти Екатерины Великой Амвросий среди немногих сумел остаться в фаворе при новом правителе.
Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. Художник стремился парадности избегнуть, даже изображая представителей царской портрете.
Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
Анны и св. Просветленный взор устремлен вверх. Расцвет его таланта приходится на 1800—1790-е годы, когда были созданы лучшие его полотна. Ему охотно позировали известные, царедворцы политики, первые красавицы Петербурга, «церкви отцы» и бравые генералы.
В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). В парадном алом мундире с орденами св. Художник создает весьма необычный образ духовного лица.
Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Одним из самых ранних произведений, написанных Боровиковским в Петербурге, является «Портрет О. К. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). B душе художника поселились усталость и равнодушие. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б.
Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. В нем нет кабинетного антуража. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. «Портрет М. Лопухиной» (Гос.
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.
Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. В образах больше определенности, чем у его современников — Левицкого и Рокотова. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм.
Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Когда мы говорим о русской культуре XVIII рубежа и XIX веков, то вспоминаем «Бедную Карамзина» Н. Лизу и портреты В. Боровиковского, наиболее полно идеи выразившие и эстетику русского сентиментализма, во мног настроения определившие, вкусы и духовный облик образова русского ного общества. Владимира, св.
Филипповой. Там — портрет друга, высоко духовного человека. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Он портретировал целые семейства — Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, Куракиных. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Портретист. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии.
Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Для творчества Боровиковского характерны поиски новых образных решений. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост.
В конце девяностых годов он создает ряд официальных портретов. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. Павел приблизил и обласкал Амвросия.
1800), генерала Е. А. 1799 (Боровского) и других, —и глубокие психологические портреты, художника например Д. Левицкого, миниатюры интересные и содержательные типы народные — «Торжокская крестьянка Христинья» (1795) и Крестьянин «особенно, греющий руки у огня» («Аллегория 1790», Зимы-е). Образ ее не лишен сентиментальности. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям.
В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ). Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Художник берет уроки в мастерской И. Б.
Однако конец карьеры был весьма плачевен. Такова Е. Н. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы.
Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке».
В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. При этом художник берет за основу не абстрактный, близкий к античному идеалу образ, а обращается к конкретному, народному типу русского крестьянина. Этот портрет представляется более интересным. Куракина (1801). Все жадно впитывает Боровиковский.
Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). На фамилии Екатерины II (1794—95) императрица представлена в платье домашнем во время прогулки в парке, что отличало резко эту работу от множества традиционных царских парадных портретов XVIII века. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. После воцарения Павла I он создает большой портрет императора в порфире.
Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. 3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. В Петербурге он сблизился с Львова Н. кружком: Г. Державиным, В. Капнистом и И. Хемницером.
Наступила осень жизни. Работал он очень много. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы.
До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди – иконописцев с конца 1788 – в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И. Б. Лампи. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
В это создал он время такие значительные произведения, как поэтов портреты Г. Державина (1795), В. Капниста (1794), Васильева А. сенатора (1794), портреты сестер Львовых — «Дашенька и Лизынька» (1794), а также работу «Торжковская Христиния крестьянка» (1795). Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Образ зимы, ассоциирующийся со старостью, был также воплощен и А. Х. Востоковым в одном из его стихотворений. С 1774 числился «сверх комплекта» в Миргородском полку. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина.
Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. В руке она держит символ богини любви – яблоко.
Живописи учился под руководством отца. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы.
В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму.
Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. и А. С. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. В нем собирается культурный цвет столицы.
Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Достойная старость. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. В это время он сблизился с масонами.
Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Первые уроки живописи отца у получил.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом. Родился в семье живописца и иконописца Л. И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Со 2-й половины 1790-х гг.
Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.
Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. В начале 1780-х вышел в отставку в чине поручика.
Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой.
Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. галерея Третьяковская) — вершина творчества Боровиковского. Она не жеманничает. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств.
Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем».
И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ). Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Филипповой» (1790).
Не сойдясь в цене с великим собирателем, в 1885 году владелец потребовал возвратить картину в город Николаев. В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. В 1785 году удостоился сана архиепископа. Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям.
Вскоре она оказалась в чужих руках. На пути императрицы возводились всякого пышные рода сооружения и дворцы. Непринужденно пишет Боровиковский. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. В 1787 Екатерина II направлялась через Крым в Украину. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Александра Невского, св.
Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость.
В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь». Весной 1884 года произведение, оцененное в шесть тысяч рублей, было отправлено в Москву.
Расцвет его искусства был недолгим – чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв., – но прекраснымОн создал множество прекрасных портретов своих cовременников. Родился в семье в Миргороде казака. Арсеньева.
в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Если сравнить грузинского католикоса с Михаилом Десницким, то можно говорить о разных подходах к модели. Именно с икон начинал и сам Владимир.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. походила на портреты князя». Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Она здесь на первых ролях.
Художник создает лирическую поэму. Брался и за парадные портреты и за «домашние сцены» и за иллюстрации к книгам и романам и за копии используя красивый багет для картин. В Петербурге он поселился в Львова Н. доме — выдающегося архитектора, поэта и музыканта времени своего. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении.
В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку.
М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Преобладающее место в его художественном наследии занимают камерные изображения «в натуру». Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Произведения обратили на себя внимание. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина.
При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Первым из них был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины Второй. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства.
Мир и согласие, нежная внутреннее, любовь самоусовершенствование, прекраснодушная чувствительность и мечтательность, крестьянки («И народолюбие чувствовать умеют. »), гармоническое слияние с вот — природой идеалы, рождавшиеся в обществе, воплощенные и укрупненные бы как писателями и художниками. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Лампи. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. Это Долгорукого А. портреты, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Нет, пожалуй, элегию Марии Ивановне Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.