Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Родился в семье живописца и иконописца Л. И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство. В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ). Непринужденно пишет Боровиковский.
И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ). В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита.
Лампи. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа.
В парадном алом мундире с орденами св. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии.
B душе художника поселились усталость и равнодушие. Живописи учился под руководством отца. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие.
В начале 1780-х вышел в отставку в чине поручика. Арсеньева. Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ).
Боровиковский был левша, т. е. писал левой рукой. и А. С. На фамилии Екатерины II (1794—95) императрица представлена в платье домашнем во время прогулки в парке, что отличало резко эту работу от множества традиционных царских парадных портретов XVIII века. Работал он очень много. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров.
В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.
Однако конец карьеры был весьма плачевен. галерея Третьяковская) — вершина творчества Боровиковского. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. В это время он сблизился с масонами. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов).
Но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Наступила осень жизни. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». В 1774 году он стал ректором Московской духовной академии и был представлен императрице Екатерине II.
После воцарения Павла I он создает большой портрет императора в порфире. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Художник берет уроки в мастерской И. Б. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию.
Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». Художник создает лирическую поэму. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. Первые уроки живописи отца у получил. Брался и за парадные портреты и за «домашние сцены» и за иллюстрации к книгам и романам и за копии используя красивый багет для картин.
Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. В нем собирается культурный цвет столицы. Родился в семье в Миргороде казака. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым.
В нем нет кабинетного антуража. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат». Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова.
Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер. Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям.
К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. 1800), генерала Е. А. 1799 (Боровского) и других, —и глубокие психологические портреты, художника например Д. Левицкого, миниатюры интересные и содержательные типы народные — «Торжокская крестьянка Христинья» (1795) и Крестьянин «особенно, греющий руки у огня» («Аллегория 1790», Зимы-е). Александра Невского, св.
Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине.
Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Художник стремился парадности избегнуть, даже изображая представителей царской портрете. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Преобладающее место в его художественном наследии занимают камерные изображения «в натуру».
После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой, меньший – в Академии Художеств. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. Мир и согласие, нежная внутреннее, любовь самоусовершенствование, прекраснодушная чувствительность и мечтательность, крестьянки («И народолюбие чувствовать умеют. »), гармоническое слияние с вот — природой идеалы, рождавшиеся в обществе, воплощенные и укрупненные бы как писателями и художниками. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров.
В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.
Непринужденно пишет Боровиковский. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Характерны Лабазиной А. портреты с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (Дубовицкой), Н. 1803 (1809). По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной.
Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. На пути императрицы возводились всякого пышные рода сооружения и дворцы. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году.
Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств. Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии. Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много и наследие его обширно и разнообразно. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв., — но прекрасным.
Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.
Со 2-й половины 1790-х гг. Сияющую молодость написал Боровиковский. Арсеньева. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.
Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Боровиковский (Владимир Лукич) – художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. В образах больше определенности, чем у его современников — Левицкого и Рокотова. Для творчества Боровиковского характерны поиски новых образных решений. Последний художник века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи.
Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. Первым из них был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины Второй.
На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Скорее всего, это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), так как уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский) и именно в доме Львова. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы.
В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму.
«Портрет М. Лопухиной» (Гос. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств. Именно с икон начинал и сам Владимир. В конце девяностых годов он создает ряд официальных портретов. Он портретировал целые семейства — Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, Куракиных.
Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
«Портрет М. Лопухиной» (Гос. Сияющую молодость написал Боровиковский. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде.
Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Портретист.
Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б. Боровиковский создает особый тип малоформатного портрета, близкого миниатюре, но имеющего свои отличия, как в технике, так и в образном звучании. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице.
Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Это Долгорукого А. портреты, М. Долгорукой, А. Сталь и др. В Петербурге он сблизился с Львова Н. кружком: Г. Державиным, В. Капнистом и И. Хемницером. Среди них есть и парадные впечатляющие композиции — изображения Муртазы-Кулихана (бриллиантового), «1796 князя» А. Б. Куракина (ок.
В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Когда мы говорим о русской культуре XVIII рубежа и XIX веков, то вспоминаем «Бедную Карамзина» Н. Лизу и портреты В. Боровиковского, наиболее полно идеи выразившие и эстетику русского сентиментализма, во мног настроения определившие, вкусы и духовный облик образова русского ного общества. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Владимира, св. Анны и св.
Произведения обратили на себя внимание. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. С 1774 числился «сверх комплекта» в Миргородском полку. Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой».
Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. Круг моделей мастера разнообразен: это и дружеское окружение и представители знати, соединенные между собой родственными, светскими, служебными узами, наконец, царские дворы — большой и малый. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы.
В картине, представляющей крестьянина, согревающего руки, несомненно, отразились жизненные наблюдения мастера. Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Занимался Боровиковский и религиозной живописью в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Боровиковского в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина", "Антоний и Феодосий".
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Гармония создается всем строем портрета – линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко.
К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Пышность обстановки, звучность огромных цветовых пятен прекрасно дополняют характеристику образа. Этот образ, торжественно-хвалебный по замыслу, несет в себе черты объективности, заставляя вспомнить державинские поэмы, обличавшие вельмож за их сибаритство и высокомерие. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень.
С начала 90-х гг. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична.
Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии.
Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов исполненных в те же годы. В 1785 году удостоился сана архиепископа. В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям.
Просветленный взор устремлен вверх. Она предстала в обычном домашнем облике. В это создал он время такие значительные произведения, как поэтов портреты Г. Державина (1795), В. Капниста (1794), Васильева А. сенатора (1794), портреты сестер Львовых — «Дашенька и Лизынька» (1794), а также работу «Торжковская Христиния крестьянка» (1795). Она не жеманничает. Все жадно впитывает Боровиковский. По воспоминаниям современников, вся Москва собиралась на проповеди М. Десницкого, которые отличались ясным легким слогом, простотой изложения нравственно-философских сентенций.
Из этих работ лучшей является великомученица Екатерина, поражающая величественностью и монументальностью, чистотой и благородством образа. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). Там — портрет друга, высоко духовного человека. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797).
Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Львова. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. Такова Е. Н. Павел приблизил и обласкал Амвросия. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе.
Этот портрет представляется более интересным. Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку.
Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Стремясь передать внутренний мир человека, Боровиковский обратился к той области чувств, которая была связана с семейной идиллией. Ему охотно позировали известные, царедворцы политики, первые красавицы Петербурга, «церкви отцы» и бравые генералы.
Героини Боровиковского неизменно грациозны изящны, уравновешенны и спокойны. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Предводитель дворянства Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица.
Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. В 1787 Екатерина II направлялась через Крым в Украину.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Куракин предстает перед зрителем в ослепительном блеске парадного облачения, вся его грудь покрыта орденскими лентами и звездами. Ф. Петрушевский. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский.
Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета.
Филипповой. По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини.
По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. Вскоре она оказалась в чужих руках.
Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. Достойная старость. Куракина (1801). К сожалению, ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Анна Ивановна Безбородко была супругой Ильи Андреевича, родного брата канцлера А. А. Безбородко, крупнейшего государственного деятеля и дипломата Екатериненской эпохи.
В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через Миргород (Полтавской губернии), где предполагалось сделать остановку. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.
Но художник хорошо усвоил слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской.
Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Филипповой» (1790). походила на портреты князя». Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса.
В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина.
Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826) Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека.
Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства.
Такова Е. Н. Известное влияние на разработку Боровиковским этого сюжета могли оказать литературные и художественные источники.
Расцвет его таланта приходится на 1800—1790-е годы, когда были созданы лучшие его полотна. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Вышли в свет Письма русского путешественника и Бедная Лиза Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В. В. Капниста зазвучали лирические ноты. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Она здесь на первых ролях.
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. 3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. Он родился в семье священника Владимирской епархии, ранний период жизни был тесно связан с Москвой.
В руке она держит символ богини любви – яблоко. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть.
Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи.
Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма.
Молодая женщина нежна и мечтательна. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Оставаясь идеям верным русского сентиментализма с его культом «человеческих» простых чувств и близости с природой, художник героинь своих обычно изображал наедине с природой, мечтательную в погруженными задумчивость. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода.
Образ ее не лишен сентиментальности. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него.