Приобщаясь к душе Бретани, Борис Григорьев работал с упоением: «Сейчас я очень воспрял духом, повеселел и буквально все меня принимают за сумасшедшего — я громко ору в полях, плачу от восторга и любви и работаю как безумец», — пишет художник в письме М. Горькому от 14. 07. 1926 года. Камышников Л. Неугомонная душа: На выставке художника Бориса Григорьева // Новое русское слово (Нью-Йорк). Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя. Борис Дмитриевич Григорьев (1886 – 1939) – блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя.
Отношение, как видим, разное, но оба художника сходились в одном: в признании бесспорного дарования Бориса Григорьева.
Я не извиняюсь за эти фразы. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений. Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой. Пятьдесят лет назад в Ницце, вдали от родины, в возрасте пятидесяти двух лет, умер русский художник и график Борис Дмитриевич Григорьев. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать.
Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933), жертвовал картины в пользу русских учащихся за границей.
А так — скончался у себя на вилле близ Ниццы. Характерны для Григорьева портреты изображающие человека-в-роли, человека-лицедея: портрет В. Э. Мейерхольда, (1916, Русский музей, Санкт-Петербург) И. Е. Репина (1915), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Ф. И. Шаляпина (1918) и других. Художник писал их на родине и в эмиграции. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают.
Он поместил в качестве эпиграфов к поэме отрывки из статей Алексея Толстого и Сергея Яблоновского, напечатанных в берлинском издании «Расеи» (1922), а также свое стихотворное посвящение «Ея пасынкам» из первого издания книги (1918). Миф о большом, но недооцененном художнике в его случае неразделимо смешивается с еще более популярным мифом, условно именуемым «1913 год» -о канувшем в Лету величии сокрушежой империи. Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные.
Говоря иначе. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. Тургенева (Берлин, 1923).
Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске. В течение последующих двадцати лет Григорьев будет подолгу жить во Франции и в США. Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922–1923), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Конёнкова (1935).
Я не извиняюсь за эти фразы. Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года. Его откровенно привлекал декоративный модерн мастеров петербургского «Мира искусства» и заразительная буколическая Россия Сергея Судейкина, но внутренний голос подталкивал его на поиски собственного стиля. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой «шедеврики» (выражение Григорьева) художника. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости (из письма поэту В. В. Каменскому).
Написал и опубликовал под псевдонимом Борис Гри роман «Юные лучи» (1912). Линия самое минимальное средство в руках художника. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Но особенно важно, что уже тогда Григорьев продемонстрировал свою «одержимость линией». В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери. Но в отличие от Малевича или Штернберга Григорьев всё-таки не вписался в большевистский культпроект (как и его товарищ по русскому кубизму Юрий Анненков).
Или всё-таки-«Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня». Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. Наряду с собственно портретами, на выставке представлен знаменитый автопортрет Бориса Григорьева под названием Lntanger («Иностранец» или «Чужой») (в книге К. Уманского «Новое русское искусство» картина обозначена как Ein Russisch («Русский»). Григорьева приглашают для устройства персональных выставок в галерееПаволоцкого (Париж), в Академии Карнеги США, в выставочных центрах Питсбурга, Филадельфии.
А. Блок).
Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/1920 член Сецессиона) и в русском отделе ХII международной биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (Берлин, февраль 1920). Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку.
Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. На фоне прочего иллюстративного материала рисунки Григорьева выделялись подчеркнуто гротескной трактовкой образов русских баб, мужиков, мальчишек, животных. Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой.
Пора бы и на родине об этом узнать. Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги. Григорьев создает цикл "Расея". В дальнейшем постоянно (до 1918) участвовал в выставках этого общества в Петрограде и Москве, а также в благотворительных выставках и аукционах, устраиваемых мирискусниками в военные годы.
Еще в 17 году он в замечательном ряде рисунков запечатлел образ мужицкой Расеи. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Объединяющая разные грани его таланта литературность – «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Привез ее в Ленинград реэмигрант, бывший актер петербургского театра «Кривое зеркало», выступавший под псевдонимом Икар. Что-то звериное в глазах людей и почти человеческие глаза животных. Горький считал эту работу лучшим своим портретом. В 1919 г. Григорьев уехал из России.
Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева. «Расею» и последовавшие за ней «Лики России» — все те же глинобитные и жестяные рыла «хамов» — ообрать для выставки, в общем, удалось: из Третьяковки, Русского, Псковского музея-заповедника, той же бывшей коллекции Ростроповича — Вишневской, ныне хранящейся во Дворце конгрессов в Стрельне.
«Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», — писал А. Бенуа. В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Положение его вполне устраивало. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости» (из письма поэту В. В. Каменскому). Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Художник в ушедшей России.
Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги. Вслед за «Расеей» художник в рамках театральной темы выполнил интересный цикл портретов русских актеров-эмигрантов, гастролировавших в Европе. Критик заметили невероятную легкость, стремительность и безупречную точность его линий. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра – в глубь русской деревни».
Но сквозь полупрезрительный взгляд на обывательский мирок сквозит та же тревога, что у Блока, у Добужинского (и всё так же, как и в начале XX века, заметает метелью петербургские глухие дворы — и умы и сердца). Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать.
Не то «что делать» и «кто виноват», не то «кому живётся весело, вольготно на Руси». Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея» изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника.
Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал. В меньшей степени известны его потрясающие портреты видных деятелей русской культуры и уж совсем в новинку многим покажется цикл «Intimit» (Интимность) или волшебный бретонский цикл или удивительно нежные образы жены и сына. Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает. Глинки в Москве. В 1917-м цикл получил своё концептуальное оформление и в конце 1917 – начале 1918 года вновь был представлен публике на московской и петроградской выставках «Мира искусства». В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин.
Его пути пересекают Францию и Италию, Грецию и Швейцарию. Русский музей и раньше показывал отдельные работы Бориса Григорьева в составе других выставок, представлявших русское искусство начала XX века: несколько его работ можно было увидеть на экспозициях «Время собирать» «Русский Париж» «Русская Америка. Некоторое время художник верил, что сможет вернуться на родину и окажется «принятым в ее объятия», верил, что сможет быть не пасынком, а сыном своей родной страны. Intimite (интимность, франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13).
«Последние новости», Париж, 21 июня 1921 г. ). нежели предполагали самые строгие его критики.
Разве не сказочно умирают города, уходя в XVII век и не сказочно возрождаются заводы Пахнет полынью — так как сказка» Дажеописание одного из героев Пильняка можно соотнести с персонажем картины Григорьева «Олонецкий дед»: «Лицо старика походило на избу, как соломенная крыша падали волосы, подслеповатые глаза смотрели на запад, как тысячи лот. Но где на выставке блеск юга (так тревоживший русского поэта), где «дни любви, пенье птиц», отблески которых есть и у Ван Гога и у Бунина. Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев».
В 1919 г. Григорьев уехал из России. Широко известен его цикл «Расея» (альбом изданный в 1918, включает в себя живопись и графику, а также тексты П. Е. Он имел за рубежом славу «артиста линии», «великого русского художника», благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. Это давало ему возможность самому открывать школы-студии во Франции, давать уроки рисунка и композиции в Америке и даже создавать академические художественные центры. Он вроде бы даже и на родину стремился, готов был вернуться — в «Расею»-то, но не особо, больше на словах: пожаловаться Маяковскому при встрече, расспросить о «советских» знакомых и делах.
Да и каким бы мог оказаться тогда финал. Это портретные или жанровые натурные зарисовки. В 1913 впервые показал свои работы на выставке общества «Мир искусства» в С. -Петербурге. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького.
Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. внешнее суждение о Григорьеве сильно затруднено распыленностью григорьевского наследия и это только во-первых.
В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете. Она будет посвящена МХАТу и Борису Григорьеву, работы которого помещены в ней. А в 1921 году появилось полотно «Лики России» (до недавнего времени оно находилось в собрании Ростроповича—Вишневской) и начался новый одноименный цикл, ставший продолжением цикла «Расея».
«Расея. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: Сейчас я первый мастер на свете. Он мечется по Европе в поисках новых и новых отправных точек для созидания. Первые работы цикла «Расея» были показаны им на выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве в том же году. Однако со временем его замысел претерпел изменения: художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг.
Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. В каждой черточке лица художник находит природное согласие, поразительную логику развития форм, отлитых в замкнутую маску.
А. Блок). «Что мне кажется правдою, — то и есть правда, я в это верю очень и никого не слушаюсь, не подсахариваю и нельщу — в этом весь я», — это строчки из письма художника Шаляпину. Борис Дмитриевич обратился к теме русской деревни летом 1916 года. Так передается художником загадка природы — феномен гениальности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: Сейчас я первый мастер на свете.
В 1909 г. Григорьев вступил в возглавляемую Н. Кульбиным «Студию импрессионистов» – сообщество художников, близких к футуризму. Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. Реально до жути».
Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ исполненных им на родине. Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Вот кого я ценю, но кто мне не нравится. Якобы недополучивший положенного ему успеха Григорьев (у которого первая персональная выставка в бюро Добычиной случилась в том самом 1913 году а первая популярность пришлась на смутные годы войны и революции) для подобного легендирования. В 1916-18 гг.
Сомневаясь и переживая, переделывая и повторяя, художник создает серию иллюстраций к «Братьям Карамазовым». 1920–1931», которой художник придавал программное значение. В действительности, Борис Григорьев с юности мечтал «появиться с новым произведением не как художник, а как писатель». Волконской в дар России. По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно».
Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон». В 1917 стал членом общества «Мир искусства». Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». Из отдельных парижских рисунков 1913 г. и переработанных парижских набросков Борисом Григорьевым был составлен большой цикл, названный «Intimit» («Интимность»), куда вошли также работы 1916-18 гг. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933).
Он выступал с полемическими статьями, писал стихи, прозу, воспоминания, а его обширная переписка с А. Н. Бенуа, А. М. Горьким, Н. Н. Евреиновым, Евг. В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы. И как же прав и одновременно не прав был знаменитый критик. Особенно запоминается выразительный рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез.
Борис Григорьев выступил в этом издании как автор иллюстраций и текста. Он будет преподавать в Академии изящных искусств в Чили и объездит почти всю Южную и Центральную Америку. «Сейчас я первый мастер на свете» — это о себе в письме Василию Каменскому, старинному приятелю, ни тени иронии. Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника.
Настоящим любовным открытием была для Григорьева работа над портретом С. В. А другой свидетель восхождения Григорьева на олимп мирового искусства, А. Левинсон, побывав на Осеннем салоне в Париже, перед полотном «Расея» выразился еще более ярко и остро: «Даже здесь на него нестерпимо давит наваждение большевистской России он прикован к ней, болен ею, воображение его отравлено ядовитыми ее газами. Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. Картонажный переплёт имитирующий рогожу, заставлял читателя вспомнить о деревенской «лапотной» России.
Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Он плодотворно работал как пейзажист и портретист переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках 1923, 1924).
Но художник не забудет Россию и еще вернется к своей «Расее». Осенью 1922 г. на гастроли за границу приехали актеры Московского художественного театра. «Я, брат, полубог и это понял, наконец, мир. Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров.
Вытянутая по горизонтали многофигурная картина «Земля народная» («Земля крестьянская», 1917) является композиционным полотном, в котором собраны воедино сюжеты и образы, уже отображенные художником в отдельных рисунках и холстах цикла. Самое главное, что у художника не хватает желания углубить свою задачу, отнестись к ней вдумчивее, есть тоже лишняя черта времени» («Речь», 28 октября 1916 г. ). Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости (из письма поэту В. В. Каменскому). Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь» 4. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е.
Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает. В дальнейшем в полном объёме цикл ни разу не был представлен ни в России, ни за границей. Красной нитью по книге проходят слова замечательного русского художника и графика Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939), приведённые в самом начале: «В живописи линия много способствует калористическим тонкостям, обнажает грань формы, сообщает ей особую чуткость и законченность. С 1913 г. Григорьев постоянно участвовал в выставках объединения Мир искусства. В 1917-18 гг. из серий «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки» и близкие им по тематике произведения изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций.
притом что, в отличие от времен Пунина или Бенуа. Однако в тексте поэмы «Расея» наивные надежды и ностальгические воспоминания уступили место теме пасынка, потерявшего мать-Россию, на месте которой проступили деформированные, уродливые черты мачехи. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Его путь, как и многих русских эмигрантов, пролёг через Берлин и Париж — на юг Франции, где он строил себе виллу (и где будет похоронен) и даже ещё дальше — в Южную Америку. Цикл представляет собой альбом, включающий в себя живописные и графические листы, а также тексты П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого Григорьева. И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях.
С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника). Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа. Я не извиняюсь за эти фразы.
Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения».
В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной «Лики мира», посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Фон листа — легко намеченный русский городской пейзаж с церковью, деревом и классическим портиком. Как пишет исследователь творчества Григорьева Т. А. Галеева, в этом цикле художника «интересовал современный российский человек, оказавшийся в ситуации трагических социальных коллизий, но сохранивший в основе своей прочные жизненные устои.
Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Весь этот пёстрый комплекс показывает нам, каким разным художником был Борис Григорьев и убеждает, что его наследие не сводится к пронзительным образам пред- и послереволюционной «Расеи». Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13).
Портрет весьма необычен. так и в Академии художеств. Их называли «головой Горгоны, «трубным гласом земли» а в 1930 году журнал «Красная нива» опубликовал эти репродукции как анонимные карикатуры на Россию. Как и в парижской серии, образы людей – крестьян, детей, стариков – создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой шедеврики (выражение Григорьева) художника. В 191718 гг.
(как надеялся и уповал сквозь пережитое страдание уже вспомянутый нами Андрей Белый). Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. рисовал для выпускаемых Бурцевым малотиражных журналов «Досуги», «Свободные часы», «Мой досуг», «Мой журнал для немногих» (в 1913 четыре отдельных выпуска этого журнала были целиком посвящены его творчеству). С. 327). Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. В экземплярах с римской нумерацией иллюстрации наклеены на обычную (не обойную) одноцветную желтоватую бумагу.
Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Моя любовь к нему приближается к истерии». «Реально не до иллюзии. Художник писал их на родине и в эмиграции. Отношение художника к модели сочувственно-ироническое.
Разве не сказочен голод и не сказочна смерть. Талантливый подлинный художник, но мучительный в высшей степени. В пронзительном полотне «Старуха-молочница» («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами. А. Блок).
Поэтическим эквивалентом серии живописных и графических работ, опубликованных в книгах «Расея» и «Лики России» в 1918-1924 гг., стала поэма «Расея» — наиболее значительное произведение Григорьева-литератора. Щербатов. В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво. Я не извиняюсь за эти фразы. Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен. Художник писал их на родине и в эмиграции. В сентябре 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив, попал в Финляндию и после недолгого карантина в Териоках (ныне Зеленогорск) уехал в Берлин.
Картина дышит нежностью и любовью. Сам Григорьев лучшей своей работой в портретном жанре называл портрет М. Горького. Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера.
В картинах много от иконографии: фронтальные фигуры, максимальное приближение к зрителю, статика предстояния (контакт «глаза в глаза» со зрителем), поясной срез фигур. Впрочем, футуристом он не стал. Они висели в большом светлом зале под гигантскими копиями фресок Рафаэля и производили, по словам А. Бенуа, впечатление «головы Горгоны», «многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса». Естественно, что такой накал живописного творчества в Париже не остался незамеченным.
В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. С. К. За рубежом Григорьев снова вернулся к этой теме, переиздав «Расею» на русском и немецком (1921, 1922) и дополнив её новым альбомом «Лики России» (на французском и английском 1923, 1924), в состав которого вошли и портреты актёров МХАТа.
Передал несколько работ в Русский культурно-исторический музей в Праге. В 1918 году в Петрограде, в издательстве Б. М. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Только надо чтобы никто не мог отказать в покупке. Вроде бы хорошо известные, однако и сейчас они оставляют сильное впечатление: что ни говори, но фирменный григорьевский гротеск, опробованный им до того в обоих «Сатириконах» старом и новом и в серии парижских зарисовок с кокотками и гарсонами — его прием нуждался в подобном «текущем моменте» До того Григорьев мог производить впечатление «злого» ловкого рисовальщика и циничного зрителя в «театре жизни».
В год начала Второй мировой — и снова символично. У вас только Каин во всем, а у Достоевского ведь был и Авель» (С. Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих». И все равно боль трагедии не отпускает Григорьева и он обращается к творчеству Ф. М. В 1922–1923 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России».
Их нет, хотя устроители выставки показывают нам разные стороны Григорьева — гротескного бытописателя и одновременно создателя монументальных живописных метафор. Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка). Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Эта работа хранится в настоящее время в частном собрании. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр.
Одной из самых ярких работ этого периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), которое обобщало цикл «Intimit» и репродуцировалось в качестве фронтисписа в одноименном альбоме. Весной 1920 поселился в Париже на rue de Sablons (11 район). Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге. Потрясающая работа «Бретонские волынщики» («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна.
М. И. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 192122), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Могилянский. Он дорог и близок мне как часть меня самого. Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной. В 1913 художник вошел в объединение «Мир искусства», на выставках которого активно экспонировались его работы, в основном большая серия парижских рисунков «Интимность», темой которой стали типажи непарадного Парижа.
до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается. В 1917-18 гг. Переехал с женой в С. -Петербург и в декабре 1907 поступил вольнослушателем в ИАХ, посещал классы А. А. Киселева, Д. Н. Кардовского и Н. Н. Дубовского. В Берлине вышли книги «Расея» (1922) в сопровождении очерков А. Н. Толстого, С. Яблоновского и В. Шайкевича и «Лики России» (1923 – 1924) на французском и английском языках с текстами Клода Фаррера и Клэр Шеридан, а также бретонский цикл в книге «Boui-boui au bord de la mer» (1924) с новеллами М. Осоргина и статьей С. Маковского «Карандаш Бориса Григорьева». Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В 1917-18 гг.
Вот почему она требует и культуры глаза и изобразительной воли». В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. Объединяющая разные грани его таланта литературность — «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Побывает в Аргентине, Перу, Бразилии, Уругвае. Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме.
Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей. Арестовали меня в октябре, значит в начале зимы, конечно, Кирилл и я погибли бы на этапе». Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира». Автор намеренно подчеркнул преемственность идейно-образной структуры изобразительного цикла «Расея» и своей поэмы. 1920 – 1931», которой художник придавал программное значение. К этому должно прибавить, что и социальная активность была ему чужда. Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. Умер он рано, 52-х лет — рак желудка, но на родине вряд ли протянул бы дольше.
Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой шедеврики (выражение Григорьева) художника. Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский.
Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица). "Intimite" ("интимность", франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Например, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными ироническими и блестящими», отметив при этом, что художник «до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается». Ясного вышла также книга (альбом) «Intimit», куда вошли навеянные парижскими впечатлениями рисунки, акварели и гуаши Б. Григорьева, а также статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова.
Эти образы он увез с собой в изгнание здесь томили они его неотвязно, ширясь, взвинчиваясь, вырастая и искажаясь с каждым днем, заслоняя от него все» («Последние новости», Париж, 22 ноября 1921 г. ). Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России. 1800 – 1917» статьи о нем нет). Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому). Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли.
Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде. По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое». Продаются и сейчас — уже за огромные деньги. Здесь эротический мотив сплетается с социальной проблематикой и театральными реалиями. Сам художник в письме поэту В. Каменскому называл себя «первым мастером на свете»: «Я не извиняюсь за эти фразы. Лишь иногда, в основном в лицах стариков, проглядывают мудрость и просветление.
Но это была точка зрения официоза и тем слаще казался запретный плод: как же, сам Милюков посвятил Григорьеву страницы полторы во втором, парижском, дополненном и распухшем издании «Очерков по истории русской культуры» где весьма точно описал суть вышеуказанного «казуса Григорьева» разбирая его opus magnum, живописно-графический цикл «Расея. Неслучайно Григорьев исполнял росписи для «Привала комедиантов» в Петербурге, а самого себя написал почти ницшеанским босяком (привет тут же находящемуся портрету Горького. ), парижским апашем. Они привезли спектакли по пьесам М. Горького «На дне», А. Чехова «Вишневый сад», А. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и инсценировку но роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu.
Например, образ худой девочки в черном платье «переведен» Григорьевым с приводившегося суть выше графического листа: взгляд этой рано повзрослевшей девочки, с рождения надломленной тяжестью жизни, преследовал художника. И бредёт понурый интеллигент под хмурыми хлябями петербургского неба, бормочет про себя. Масштабный цикл картин и рисунков «Расея», впервые показанный на выставках «Мира искусства» 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление. Лучшие работы цикла — «Олонецкий дед», «Старуха-молочница», «Девочка с бидоном», «Земля народная» (другое название «Крестьянская земля»), «Расея». В 1919 г. Григорьев уехал из России.
Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С. Центральной работой на выставке в Русском музее, несомненно, стала «Расея» — цикл работ созданных Григорьевым в 1916 -1917 годах, который писатель Евгений Замятин считал (наряду с поэмой Блока «Двенадцать») важнейшим эстетическим документом начала XX века Это большая серия портретов и жанровых сцен (всего 9 картин и 60 рисунков) из крестьянской жизни, которую Григорьев создавал, делая зарисовки в близлежащих деревнях: дети, женщины. Осенью 1917 г. на выставке в Академии художеств были показаны первые работы из серии «Расея», созданные Григорьевым сразу после февральской революции. Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева. Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла «Расея» стала галерея портретов русской интеллигенции. Согласно одной из них, Григорьев вынужден был уйти из Академии в силу своего несносного вздорного характера, согласно другой, его напугали волнения в Сантьяго.
В 1923 г. в Париже выйдет книга «Лики России». Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Перефразируя знаменитую фразу, о Григорьеве можно сказать: «Увидел Париж и стал художником». В этом цикле удачно сочетаются портретные и пейзажные мотивы как и в парижской серии, образы людей — крестьян, детей, стариков — создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в своей гротескной беспощадности, сообщают формам, по мнению А. А. Блока, почти циничную деконструктивность. Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода».
Он учился в СХПУ в Москве (190007) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (190713). А. Блок). Сравнивая в шутку художника с известным литератором Аполлоном Григорьевым, Горький замечал: «Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но – талантлив удивительно» 1. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный.
Ощущая приближение потрясшей Россию катастрофы, он писал угрюмые, корявые лица крестьян, «реальные до жути». Работы воспроизводились в русских периодических изданиях: «Иллюстрированная Россия», «Мир и искусство», «Жар-Птица» (все – Париж), «Color and Rhyme» (Нью-Йорк), «Перезвоны» (Рига). Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра — в глубь русской деревни».
Альбом был отпечатан в типографии «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». По возвращении в Париж (октябрь 1929) написал монументальное полотно «Лики мира» (2, 5 5, 2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях). На протяжении всего творческого пути Григорьев был признан и знаменит.
Рахманинова: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых». И всюду он — прежде всего рисовальщик, мастер острой линии, ломких, «угольчатых» форм. По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др. Юный художник увлекался модерном, в его раннем творчестве много от модерна и мирискусства. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг.
Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. В 2006 году петербургская «KGatery» тоже выставила Григорьева из частных собраний. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре).
Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов».
Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов – объединение молодых художников, творчески близких к футуристам. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения Мир искусства, на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) — интереснейший русский художник первой половины ХХ века, выдающийся художник и виртуозный график. Эти работы вызвали трепет и ужас — как на выставках «Мира искусства. В 1912 создал эскизы иллюстраций к «Дубровскому» А. С. Пушкина и «Вешним водам И. С. Тургенева, оформлял обложки для журнала «Новая жизнь». Нью-Йорк, 1955. Вот как писал об этом времени в романе «Голый год» Борис Пильняк: «Революцию творит народ революция началась как сказка.
У Григорьева, как и у Гоголя, — особая оптика, саркастически искажающая всё, что в ней отражается, у него тоже «складнЫе чудовища», как выразился Бердяев об антигероях Гоголя и персонажах Пикассо. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Книжное издание «Расеи» вышло летом 1918 года и стало первым из двух альбомов изданных в сотрудничестве с Владимиром Михайловичем Ясным, сыном купца издателя и владельца книжного магазина в Санкт-Петербурге Михаила Авраамовича Ясного (второй григорьевский альбом, «Intimite», увидел свет в октябре). Любой серьезный критик Григорьева -Пунин или Бенуа — обязательно спотыкался об это «но» в рассуждении о григорьевском таланте: «»Талант, безусловно, но. Однако лики далеко не святые.
Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Мастерство, с которым были выполнены это рисунки, никого не оставило равнодушным. Грубых лиц, вульгарных тел. Линденберг. Писал натюрморты.
Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Основа его художественного языка — гибкая, точная линия, то тонкая и изысканная, то переходящая в пятно. Эта работа занимает особое место в творчестве художника. С 1910 публиковал рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе». «Intimite» («интимность», франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922).
Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и — пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе. Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка.
В этом направлении лучшее и самое значительное, что он сделал, пожалуй, была большая серия композиций на тему братьев Карамазовых. Существуют два варианта его оформления. Он прост, лишен претензий. Не то — «Исчезни в пространстве исчезни, Россия, Россия моя. ». Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. На выставке можно увидеть около 150 произведений Бориса Григорьева из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). «Я не люблю политику и считаю это дельцем панельным», — слова одного из писем Григорьева.
В лучших вещах Григорьева этот гротеск превращается в метафору. Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. Разумеется, беглеца из Совдепии, как-то осенней ночью уплывшего с женой и четырехлетнм сыном через Финский заше в Тёриоки на лодке (одно слово — белоэмигрант известно. ) довольно длительное время здесь и правда, не чествовали. Борис Григорьев родился в 1886 году в Москве, учился в Строгановке и петербургском ВХУ и стал одним из авангардных выразителей предреволюционных лет с их скепсисом, эстетскими играми и в то же время — предчувствиями грядущих смут и вслушиванием в «музыку революции». Участвовал во 2-й и 3-й выставках Товарищества независимых (СПб., 1912, 1913).
Возможно, одной из решающих причин этого перелома в сознании художника стала встреча с выехавшим на Запад Евгением Замятиным, старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы — Елизаветы фон Браше (1883-1969). Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. В композиции преобладает резкая ломаная ритмика. В семье было пятеро детей. Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился.
В то же время Совет ИАХ постановил его «не числить в списках учеников» и не допустил к участию в конкурсной выставке. В 1909–1913 Григорьев много путешествовал и жил в Европе (в Париже, Австрии, Скандинавии). Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь». Сам Борис Григорьев говорил: «Сдвиг пропуск ироническая гипербола делают линию мудрой.
Вокруг фигуры мастера всегда клубилось множество слухов и легенд. Затем следует несколько пейзажных циклов с бретонскимигородами и пустынными, почти заброшенными сельскими далями. В этих ранних работах проявилась редкостная наблюдательность Григорьева, которая, по словам С. Маяковского, «заострена насмешкой, его вкус тяготеет к гротеску, к причудам обыденного, к фантазму пошлости». Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика.
Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя. На выставке эти два цикла — центральные вещи. В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке Кань-сюр-Мер близ Ниццы.
Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. Достоевского. Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих». В 1919 году на Первой государственной свободной выставке произведений искусства состоялась заключительная репрезентация цикла «Расея». либо к этим эмоциями приходят или подкрепляются ими. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза.
В 1922 году в Германии на русском и немецком языках вышло расширенное – в основном за счёт текстов О. Би, П. Баухана, А. Н. Бенуа и самого Григорьева — издание «Расеи», куда вошли и новые живописные работы художника, однако по своему духу оно гораздо дальше от крестьянской России, чем издание 1918 года. «Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются — это ложь, такой России нет и не было. »— охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой.