В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Любители живописи ныне редко вспоминают о творчестве русского художника-передвижника, академика живописи и Председателя «Общества имени Куинджи» Николая Петровича Богданова-Бельского. Среди художников-передвижников конца XIX — начала XX века видное место принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому.
Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия — 19 февраля 1945, Берлин, Германия) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи. Богданов Николай Григорьевич – жанрист, художник 1-й степени, родился в Петербурге в 1850 г., окончил курс в петербургском коммерческом училище и в 1870 г. поступил в Академию Художеств, от которой получил за пейзажные этюды 2-ю серебреную медаль в 1874 г. и 1-ю серебряную медаль в 1877 г. В спортивном комплексе «Олимпийский» в дни проведения Первенства мира по фехтованию среди юниоров и кадетов развёрнута выставка работ талантливого русского художника-живописца Александра Николаевича Богданова. Богданов Евгений Владимирович родился в 1946 году, живет и работает в Москве, художник-дизайнер выставок и музейной среды.
В 1918 году Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля совместно с другими художниками, организовали в Твери Передвижную художественную выставку. для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа. В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.
Дореволюционная деревня на картинах Богданова-Бельского совсем иная, чем у других художников того времени — В. М. Максимова, К. А. Савицкого, Г. Г. Мясоедова. На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника. Сегодня, 6/19 февраля 2015 года исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси. Николай Петрович Богданов-Бельский (820декабря1868, д. Шитики, Смоленская губерния— 19 февраля 1945 года, Берлин)— русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.
Имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского оказалось в забытьи, хотя многие его картины стали хрестоматийными. Николай Петрович Богданов-Бельский вошел в историю русской живописи как тонкий художник, открывший интересный и своеобразный мир деревенской детворы, жадно стремящейся к знаниям. На пятидесятилетие творческой деятельности в 1934 году Богданов-Бельский был награжден латышским Орденом трех Звезд третьей степени, а в 1938 году семидесятилетие художника отмечено персональной выставкой.
Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Картину высоко оценил знаменитый критик В. В. Его картины «Устный счет», «У дверей школы», «Вести с фронта», «Воскресные чтения в сельской школе», портреты государя Николая II и императрицы Марии Федоровны, Святейшего Сербского Патриарха Варнавы, графини Шереметьевой, артиста Московского Художественного театра А. Р. Это автобиографическая картина.
Именно так поступил Иван Петрович Богданов, который учился в МУЖВЗ (1878—1889) у замечательных живописцев и педагогов В. Е. с. 241. ), в монографии «ХХ Век. Пономарёву, тренировал в ГИТИСе, почётный член судейской коллегии Чемпионата Мира (Москва, 1966). В 1907 году по приглашению художника А. В.
Спрос на его произведения стабильно высок. Продается много работ. Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке. Богданов-Бельский предоставил более десяти своих картин. Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). Аракчеева.
Уехать за границу Богданова-Бельского уговорила жена. Беневольским. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы. Его кинуло в жар.
В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Богданова имеются также акварели 1920-1930-х годов и рисунки с автографами знаменитых актёров (1960-1970-е годы). Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе (Училище — прим. За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». Маковский.
Богданова не было. Но это не совсем так, чему есть свидетельства и самого автора. Ему равно интересны любые персоны и психотипы – и гениев и злодеев. Богданова родился Андрей Богданов.
В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Главная тема творчестваА. Н. Нашедшим его он заявил, что хочет стать отшельником. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка играющего на балалайке, – картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. Картина художника «Будущий инок» представлена в экспозиции. Это прибавляет сил.
1. А сани мчали в неизвестность неотвратимо.
Также из произведений этого периода широкую известность получили картины «Виртуоз», «Деревенские друзья» (1912-1913), «Девочка среди берез» (1919), «Новые хозяева» (1913), «Подношение». Картину купил известный в России коллекционер Сапожников. Причин корректировать свое умение и взгляды на жизнь и живопись у И. П. В эти минуты душа парит, а память уносит в далекое детство. Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина.
Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет крестьянский (например, крестьянский художник). Повторение картины было выполнено для П. М. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника. Разве не бывает так. » И картину потеряли.
В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Живопись России. В Удомельском крае Богдановым-Бельским были написаны картины «Девочка с фонарем» (1908), «Дети» (1910), «Девочка среди берез» (1919) и другие.
На этой выставке была выставлена и знаменитая картина Богданова-Бельского «В церкви», написанная художником в 1939 году в Псково-Печерском монастыре, который после революции оказался на территории Эстонии. Художник подходит к окну. Пурвит.
В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего Богданова-Бельского в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре получать начальное художественное образование, где мальчик проучился до 1983 года. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914). Он увлеченно работает. Бялыницкий-Бируля, А. В. В первый год обучения в возрасте 16 лет Богданов-Бельский принял участие в выставке с картиной «Еловый лес», которая получила высокую оценку И. И.
Ряд произведений — в музеях, галереях и частных коллекциях (Швеция, Англия, Франция, Бельгия, Германия, Италия, Испания, Латвия и Вьетнам). Персональная выставка прошла в залахМОССХ на Беговой (1990). Его работы были вывезены в разные страны. За чтением газеты» (1905), «Новые хозяева» (1913) передают нам быт предреволюционной России, народные думы и чаяния лучше любых исторических фактов и цифр. Вымученная новизна ради новизны смешна и убога. » — любил говорить художник (что и поныне особенно актуально).
с. 12-13) и в других публикациях. Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». Поленов, В. Е. Работы А. Н. Те мальчишки, что толпятся возле учителя на картине «Устный счет. Богданова — образы современников.
Он работал очень напряженно и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель. Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Поленова. Но главными героями его картин остаются крестьянские ребятишки. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца.
Не родную ли татевскую Троицкую церковь и детишек из школы Рачинского изобразил здесь художник, возвращаясь в давний, милый сердцу мир. В Островно художник дружил со священником Д. М. Целый ряд работ с выставки приобретается. Так закончилась жизнь художника Н. П. Богданова-Бельского.
Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем в Латвию. Богданов был выдающимся рапиристом: 10-кратный Чемпион Москвы (1928-1938). На выставке в Городском художественном музее в Риге художник представил около 80 работ, посвященных Латгалии: «На плоту», «Деревенские мальчики», «Ребятишки на заборе», «В лодке», «На весеннем солнышке», «Лесная глушь», «Летний день» Один из критиков писал об этой выставке: «Кажется, будто вся земля, как цветами испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью». Почти каждое лето Н. П.
Ю. Пурвит. Зачем, куда и что я везу с собой. Ему хотелось учиться. Успех не оставляет художника и сегодня. Семья очень нуждалась и мальчик пас скот, чтобы как-то помочь.
Так, местонахождение большинства из них на сегодняшний день остается неизвестным. Рачинского. Богданов сохранил свое традиционное письмо (У костра, 1927), хотя и у него появились картины на темы недавней или современной ему истории (После студенческой забастовки, Везут в ссылку, Ленин и рабочий, все — 1920-е).
Мы называем имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945) и рядом с ним неизменно встает образ его покровителя и учителя С. А. Мордовина, А. Н. В творческом наследииА. Н. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. И не случайно. Художник родился 8 декабря 1868 года в селе Шитиках Бельского уезда Смоленской губернии.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Богданова участвовали на выставках «Московские художники — 20-30-е годы», «50-летие Победы», ассоциации «Художники Российского Дворянского Собрания». Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году.
Левитан, К. А. За многие годы творческой работы круг их был огромен. Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. В письме Репину о своих мотивах отъезда за границу художник пишет: «Из того, что я написал за эти четыре года (1917-1921), ничего не было выставлено в России. В доме Александра Николаевича Богданова царила удивительная творческая атмосфера, которую питали дружба хозяина дома с Порфирием Никитичем Крыловым («Кукрыниксы») их беседы об искусстве, общение с Еленой Дмитриевной Поленовой, дочерью выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Все согрето любовью и талантом художника. Стасовым. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина. Нашли его лишь только через две недели. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Шаляпин и немецкие генералы и Гитлер.
Писал бытовые композиции: С добычи (1883), За расчетом (1890), Новичок (1893), Подруги (1896), Бесприютные (1897), Богомольцы (1900), За васильками (1902), Крестьянин на пашне (1906), В саду (1906), По грибы (1907). автора) кутерьма. » «Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Чуть более года длится обучение. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. В 1928 году он занял второе место на Спартакиаде народов СССР, а в 1935 году третье место на Международном турнире в Турции (фехтование, борьба, бокс, футбол).
Не оттого ли в череде портретируемых у Богданова-Бельского оказались и С. А. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля.
Перов, И. Н. Богданов-Бельский проводил в восточной части Латвии – Латгалии, в имении М. Вощиной, дочери писателя А. Жемчужникова, где были созданы целый цикл картин «Дети Латгалии», пейзажи Латвии и натюрморты. После посещения выставки М. В. Нестеров в письме своим родным пишет: «но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует» Отныне художник начинает жить на свои средства. Но об этом отдельный рассказ.
Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Такой же «мирской чашей» видится мне и творчество Богданова-Бельского. И за этим сюжетом он отправился в Татево. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель.
Потом он учился в образцовой народной школе в селе Татеве. Репин, И. И.
Последняя воля – Николай Богданов-Бельский. Всё это не могло не повлиять на выбор будущей профессии Андреем Богдановым. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Это его многочисленные модели и заказчики. В качестве дипломной работы Богданов-Бельский представил картину «Будущий инок». Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки. Живописные работы «Новая сказка» (1891), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1896), «Проба голосов» (1899), «Дети за пианино» (1918) открывают нам искренние, чистые детские образы – будущее России, в которое верилось художнику.
В 1941 году в Москве, в семье художника А. Н. В 1884 году Богданов-Бельский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Крамской, И. Е. В народной школе С. А. Ряд портретов подарен Советскому Фонду Культуры (июнь 1991 г. ), Астраханской государственной картинной галерее (1995, 2011 гг. ), музеям Я. Райниса (Рига, 1992 г. ) и Боевой Славы на Поклонной Горе (2003 г. ). Он продает газеты на рижской улице.
Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств. «Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин». Суриков, В. Е. В 1910 г. Богданов-Бельский написал картину «Именины учительницы», которая была на выставках в Риме (1911 г. ) и Мюнхене. Но и тема трагичной русской истории не оставляла художника, в 1924 году в Риге им написана картина «Бывший защитник Родины».
19 ноября 1914 года художник стал действительным членом Императорской Академии художеств. В эту пору ему было 19 лет. Его дипломной работой стал «Портрет чемпионки мира по фехтованию Галины Гороховой» имевший огромный успех и положивший начало серии работ, посвящённой спортивной тематике. География творческих поездок Андрея Александровича Богданова обширна: горный Алтай, манящий своей красотой и самобытностью природных ландшафтов, волшебный и патетический Ленинград, Золотое кольцо, удивительный мир Средней Азии и, конечно же, любимое Подмосковье и родная Москва, ставшие истоками творчества, радости и самой жизни. Рачинского.
В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Рачинский и великий князь Дмитрий Павлович и А. М. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Наследие» (Москва, 2007.
Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. Пишет он пейзажи, натюрморты и сюжетные произведения. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Шишкин, В. И.
Его взгляд из прошлого пытлив. Но это все будет потом. В окрестностях Удомли часто работали художники И. И. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью.
Множество репродукций его картин украсили страницы периодической печати. А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Уезжая, большую часть своих вещей и картин художник оставил на хранение местным жителям.
Впрочем, удавались ему и портреты и пейзажи (Портрет художника В. И. Огромный успех русские художники имели и на крупнейшей выставке в Праге в 1928 году. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. И вот экзамен. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии.
Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех. Стасов. Успех не оставляет художника и сегодня. Начальное образование будущий художник получил в Шопотовском двуклассном училище.
Рачинского» (1895), станут фронтовиками и партизанами в Великую Отечественную войну, а сын одного из них станет героем Афганской войны. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Портретист, действительный член Академии художеств Н. П.
Третьяков и К. Т. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь.
Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Январь 1891 года. Затем художник перебрался в усадьбу Гарусово на озере Удомля, которая принадлежала М. М. «Будущего инока» погрузили в сани. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В МУЖВЗ его преподавателями были уже известные художники И. М Прянишников, В. Д.
С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя. » Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем и какое-то смущение, горечь жгли сердце. В Киеве идет Передвижная выставка. Тем более что сердце всякого человека, как правило, является полем битвы добра и зла. Окончил Училище художник в 1889 году. Доброта, чистота восприятия мира искренность — эти качества в детях заложены природой. Стоя у мольберта, художник чувствует, что работа продвигается успешно.
Аракчееву, дальнему родственнику графа А. А. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси. ПроизведенияАлександра Богданова приобретены ГТГ, МК РСФСР, МОССХ, Комбинатом живописного искусства имени Вучетича, Шушенской, Винницкой, Вологодской, Кемеровской, Краснодарской и государственными областными картинными галереями, Сочинским выставочным залом, Пермской государственной картинной галереей, Музеем Обороны Москвы и «The Museum of Russian Art» («TMORA» США). В 1894 — 1895 гг.
Сурикова в мастерской В. Г. Чем-то чистым, вечным, торжественным веет от перезвона колоколов. В 1950-1960-е годыА. Н. Многие работы с выставки «ушли» в личные коллекции.
Александр Николаевич Богданов награждён дипломами и грамотамиМОССХ РСФСР и СХ СССР. Лошадь тронула. Как правило, портреты эти разошлись по частным коллекциям, а в музеях и в репродукциях остались картины, отразившие эпоху и особый «почерк» живописца.
Это был безусловный успех. Все началось раньше. Статьи о живописце помещены во «Всеобщем Лексиконе художников», т. 12 (Лейпциг-Мюнхен, 1996.
И в Риге творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Оно неизвестно и многим художникам, в чем я не раз убеждался в последнее время. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Горький и Ф. И.
Ведь новые идеи уже ждут своего воплощения. Истоки его — в поездках за границу и знакомстве с искусством тех стран, где он учился. Маковский.
И. П. В 1890 году полотно участвовало в выставке передвижников. Великий художник Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского. В один из приездов в Петербург он, как обычно, снимает комнату на Невском.
Наступил день отъезда. Само произведение было приобретено Солдатенковым за 300 рублей. Здесь Николай Петрович написал интерьер «Лето», картину «Деревня Устье».
Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Цыплакова. Стасова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне. Представителями передвижников были В. Г. Другие, получив прекрасную подготовку в училище, становились на путь самостоятельного творчества.
И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества уВ. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника. Коровин, И. Э Грабарь, В. К.
В. И. Кроме этого писал этюды с деревенских детей. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маковского и И. М. Значительный период творчества Богданова-Бельского был связан с Удомельским краем (Тверская область), где он проводил летнее время с 1907 года – на даче Аракчеевых в Удомле, в усадьбе Ушаковых на озере Островно, а в военный 1920 год жил на даче художников «Чайка», спасаясь от голода огородничеством и охотой. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Моравов.
Это произошло 19 февраля 1945 года. Артёма и другие работы находятся в самых известных музеях мира. Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), подготовившее большое число ставших известными художников, оставалось до конца XIX века средним учебным заведением. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Нет усталости в работе.
По всему миру с успехом проходили его выставки. Здесь его знают, ждут и ценят его талант друзья-художники. В 1903 г. Богданов-Бельский получает звание академика. Третьякова и В. В.
На первую советскую выставку в Америке в 1924 году Н. П. Реалистичные картины Богданова-Бельского «Переселенцы», «Проводы новобранца» (1898), «На пароме», «Вести с войны. Многие выпускники МУЖВЗ продолжали обучение в Академии художеств в Петербурге.
У современника Богданова-Бельского писателя Михаила Пришвина есть прекрасный образ – «мирская чаша». Тем интереснее знакомство с ним. Андрей Александрович получил блестящее художественное образование в МГХИ им. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922). Левитана и В. Д.
Спрос на его произведения стабильно высок. Ибо учился незаконнорожденный сын бедной бобылки (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882 – 1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884 – 1889), в Академии художеств у И. Репина. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми.
Успеть бы закончить начатую работу. В школе народного учителя С. А.