Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Гениальный художник, Анри Руссо умер 2 сентября 1910 года в муниципальной парижской больнице Неккер.
«Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Это не единственная правка картины после 1890 года. Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. «Мебельная фабрика в Альфортвигле» была написана на десять лет раньше, чем «Вид с моста Севри».
Например, выразительно использован черный цвет. Он устремлен навстречу новому искусству. «Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Здесь мы опять вступаем в область догадок. Семья была вынуждена покинуть город, однако сам он остался жить при школе, в которую раньше приходил каждый день. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия.
В небе летит воздушный шар. самоотдача до донышка. Он устремлен навстречу новому искусству. На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. Природа растерзана.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте.
Однако Таможеннику так и не удается завоевать ни того, ни другого. А в глубине едва заметна фигура притаившегося охотника. Природа растерзана.
Он верил в привидения и увлекался рисованием. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо. Действие происходит в иссушенной пустыне. Ярким элементом картины является фигура рыбака на переднем плане. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер". Оно упивается кровью. Однако меня на картине узнали даже те, кто со мной не знаком».
Иногда Жуньер вместе со своими приятелями забирал Руссо покататься на своей бричке, служившей ему для перевозки товаров. Работа оставляла много свободного времени. Произведение «Неприятный сюрприз» чем-то близко к «Заклинательнице змей». Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть.
Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. Спустя год, Руссо вновь потешает зрителей в Салоне Независимых своим произведением «Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике». Но художник не сдавался и создавал все больше необычных ярких полотен. Республика, в красных одеждах и фригийской шапке (головной убор эпохи Французской революции 1789 года) торжественно возвышается над всеми, держа в вытянутой руке оливковую ветвь.
После смерти жены Руссо озабочен поиском средств для достойного содержания детей и покупки красок. Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Хотя мужчина, стоящий справа от невесты, чем-то отдаленно напоминает самого художника. Красные и серо-зеленые крыши прекрасно соответствуют гамме осеннего пейзажа.
Он устремлен навстречу новому искусству. На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М» (та самая таинственная «Ядвига»). После этого Руссо отделался условным наказанием. Синьяк очень высоко ценил его талант колориста, а Камиль Писсарро (1831- 1903) громко восторгался работами художника, признавая, что в них именно «чувства на первом месте». В 1893 году Руссо вышел на пенсию.
Но, для мира фантазиинет ничего невозможного. Вскоре все семейство Руссо переезжает, кто куда. Это выглядит так, как будто часть студии художника перенеслась в джунгли.
Трагическим фарсом выглядели и последние его дни. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. Что касается выбора сюжетов, то достаточно вспомнить, что Жером охотно писал диких животных: Львица, нападающая на ягуара.
В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Однако это случилось. » – писал художник. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой".
Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. – попался на удочку. Клеман знакомит Таможенника с Леоном Жеромом (1824 – 1904), работавшим в то время над художественным воплощением возвышенных сцен античной мифологии и древневосточных сюжетов.
Увидав на выставке картину выдающего французского художника-самоучки Анри Руссо Спящая цыганка, Жан Кокто написал о ней: Мы в пустыне. да. После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя. Именно представители неоимпрессионизма, в частности Жорж Сера (1859 – 1891) и Поль Синьяк (1863 – 1935), были первыми, кто уже в 1886 году признал в Руссо гениального и самобытного мастера. Из зарослей, прямо на зрителя, смотрит лев.
Интересно, что интерес к живописи у Анри Руссо проснулся в зрелом возрасте. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Между тем, в Мексике он точно не бывал.
Львица же, с почти мечтательным выражением, рассматривает лежащую обнаженную. Она играет на трубе, традиционно являющейся символом прославления. Это она держит весь центр картины. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана. Составлял документы для неграмотных. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным.
Все мертвы или умирают. Вот пример одной из историй, связанных с жизнью Руссо и его друзьями.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Пришла посмертная слава. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы — два самых великих художника эпохи». Сам художник гордился работой. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины.
Создается впечатление, что мы где-то в провинции а не в Париже. Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. () Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. На этой картине мы видим женщину, напуганную медведем.
Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. Слушая рассказы сослуживцев, он выдумывал собственные героические приключения. По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо. Никакой выгоды от этой операции он не имел. До зрелых лет дожила лишь одна дочь.
Какое тягостное впечатление невыносимой печали. Однажды январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо (1881 – 1973). На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Он отступил и взглянул на себя и свое творчество со стороны – это, казалось ему, даст более достоверную картину, чем если бы кто-то другой написал о нем.
«Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем». Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит. Все это делает сцену очень условной, почти сюрреалистической. Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Нет правил, есть желание-люди другой породы.
Выражали своё восхищение художнику и Робер Делоне, бывший, вместе со своей женой Соней (1885 – 1979), одним из основоположников абстракционизма. В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал».
Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Именно Руссо заставил общество признать самоценность творчества художников-примитивистов. Жером — звезда официального искусства — принадлежал к группе художников — помпьеров, названных так за присущую их полотнам помпезную роскошь и вычурную пышность и за характерные головные уборы их античных героев, напоминающие каски пожарников (pompiers). Саму Клеманс свела в могилу чахотка. «Двадцать два зеленых оттенка. » — гордо сообщил художник известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения».
Очень скоро и навсегда со всем будет покончено. Жуньер всегда помогал художнику, которому часто не хватает на продукты денег. Несмотря на ряд недостатков, его творчество очень интересно и свидетельствует о его многосторонних дарованиях. Руссо пытался подражать Жерому.
«Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. Надо сказать, его карьера художника, наконец-то начала стремительно набирать обороты. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы.
Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. На нем, молодая женщина лежит на диване среди густой зеленой листвы, трав и цветов. В 1870-1871 годах во время франко-прусской войны он находился в действующей армии. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное).
Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. " – писал художник. Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Позади него мост и дома со множеством печных труб. У Руссо родилось девять детей, однако большинство умерло в раннем возрасте.
По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг. Например, выразительно использован черный цвет. А. С.
Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Цыганка одета в восточные одежды.
Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет. Его картина «Ребенок с марионеткой», производит какое-то странное впечатление, заставляющее содрогнуться. Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице. В то время только он осмеливался верить в это.
При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. 4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет когда-то написанный им для Клеманс вальс. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Природа растерзана.
Он даже заключает договор с фирмой «Аргус», согласно которому, ему присылались все журнальные статьи и газетные вырезки, в которых содержались рецензии и отклики о его творчестве. Картины художника Анри Руссо опровергают распространенное мнение о том, что фантастическое искусство рождается из пресыщения цивилизацией. Возможно именно страсть к эпатажу и провокациям сближает Руссо и Жари.
Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность. Его характерная особая примета – окладистая борода.
Но, в отличие от Таможенника, Клеман был признан и обласкан властями. – попался на удочку. Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения".
В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале. И в этом он действительно уникален.
Ее круглые бедра чуть прикрыты ниспадающими до колен волосами. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время. За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). Среди приятелей Руссо был и Альфред Жари (1873 — 1907), художник познакомился с ним в то время, когда произведение последнего – «Король Убу» (1896 год), сделавшее его знаменитым основоположником театра абсурда, ещё не было написано. Анри, правда, это не очень огорчало.
Ощущение глубины подчеркнуто переливающимися оттенками зелени. В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году. На первой картине лес густой и непроходимый, на второй — светлый и прозрачный. Но агрессивное божество войны продолжает свой путь дальше.
Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. Картины твои — из Мексики родом, Где жгучее солнце и буйство природы». При взгляде на картину, сразу бросается в глаза небо, с причудливыми облаками на нем. На картине Руссо «Сон», последней из его работ с изображением джунглей изображена нетронутая дикая природа. Клеманс Бутар была первой женой Руссо. – попался на удочку. Разрешение на работу в знаменитом музее художник получил благодаря своему другу — Феликсу Клеману (1826 — 1888), бывшему, как и сам Руссо, художником-самоучкой.
Иногда писал портреты на заказ. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». В руках у Ядвиги – ветвь дерева. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Остались только сын и дочь. «Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, я смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана», — так говорит о себе Анри Руссо. Соффиччи был потрясен живописной манерой Руссо.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. "Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Материальное положение семьи было довольно плачевное, вот таким образом Жозефина, чтобы помочь супругу, пыталась продавать его работы в своем канцелярском магазине, а художник, в свою очередь, продолжал давать платные уроки. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". Реальные пропорции здесь искажены, цветовая проработка объема отсутствует, а тени не существует вообще. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.
На картине «Встреча в лесу» изображены влюбленные, едущие верхом и смотрящие друг на друга. Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего. Эта многоцветная феерия, расцвеченная иностранными флагами, проходит под лозунгом, написанном на трех чёрных тумбах, стоящих на переднем плане полотна: «Работа, свобода, равенство». Это она держит весь центр картины. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина. На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть».
Руссо стремился объединить эти понятия. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. Он черпал их из походов в парижский зоопарк и ботанический сад. что они делают. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.
Руссо не нужно было отправляться за тридевять земель, чтобы «набраться» экзотических впечатлений. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Ничто не сможет сдержать ее безумный бег. А. С. Аполинер обиделся и не принял подарок.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Импрессионизм предполагал творческую свободу, которая была так необходима Руссо. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо.
Длинные волосы женщины свободно распущены по её плечам — мотив, который присутствует во многих женских образах кисти Руссо. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Не дышим. ». Его магазин на Монпарнасе располагался всего в нескольких метрах от мастерской живописца.
Мария Ревякина: Фигура темнокожего музыканта (4) расположена на одной вертикали с фигурой хищника, они оба смотрят прямо на зрителя. Жари был в восторге. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». Я знаю вашу живопись» и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум. Однако после того, как персонаж был закончен, художник обнаружил, что этот рыбак, ожидающий клева символизирует некое существование вне времени и пространства, воплощая, таким образом, на картине вечность.
Возможно вот таким образом, позже он нарочно отказался от всякой перспективы в своих полотнах. Почему необычность должна давать повод для насмешек.
Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. На полотне мы узнаем стоящих на трибуне шестерых президентов Французской Республики (одетых в черное), Российского императора (в желто — голубом мундире), короля Англии (с левой стороны), а также справа: Франца Иосифа из Австрии, Петра I из Сербии, Вильгельма II из Германии, Леопольда II из Бельгии, Георгия I из Греции, персидского шаха и царя Эфиопии. Руссо приписал его в год свадьбы. Все мертвы или умирают.
Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало. Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям.
Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. К счастью, просьба Руссо была удовлетворена после рождественских праздников. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. – попался на удочку. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов.
На самом деле мы видим нечто другое — женщина будто только что очнулась и, приподнявшись, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины. Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. Возможно, что, работая над «Свадьбой», художник черпал вдохновение в какой-нибудь фотографии, но о причинах его обращения к данной теме, также как и о личностях прототипов персонажей, ничего не известно. Пикассо утверждал, что Руссо – это не явление. Хотя, когда много позже, поэт Гийом Аполлинер (1880 — 1918) пишет поэму о пребывании Руссо в красочной Стране ацтеков, художник ни разу не пытается её опровергнуть, как и ряд других мифов о своей жизни. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа.
На заднем плане, почти сливаясь с лесной чащей, стоит человек играющий на флейте. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Почти каждый субботний вечер, среди своих картин и друзей, Таможенник играет на скрипке для художников, коллекционеров и просто любителей искусства. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков. Но художник по-прежнему крайне нуждается.
Не дышим. ». За кисть Анри впервые взялся в 40 лет. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в абсолютно другую школу. Год спустя, в 1886, художник Поль Синьяк (1863 — 1935), заинтересовавшись работами Анри Руссо, приглашает его участвовать в новой выставке.
Долгое время Жозефина пренебрегала любовными признаниями живописца и согласилась стать его женой лишь после преждевременной кончины Анри-Анатоля. Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом. Разве это не есть яркая самобытность.
до капельки. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. На другой картине этого же периода — «Крестьянская свадьба», мы видим невесту, которая смотрит на нас со смиренным почтением.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». Однако одно из его полотен кто-то из зрителей порезал ножиком. А как математически точно он изображал фигуру человека. На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс. Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это -- идиотизм». Какой кошмар.
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте.
Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Это принципиально отличает композицию «Заклинательницы» Руссо от его «Войны», где горизонтальное построение всего полотна создает эффект распада и символизирует разрушение и уничтожение. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом.
Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Отец Таможенника, Жюльен Руссо, был жестянщиком, таким же ремеслом владел и дед художника, Жюльен Жерве. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции.
Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества. Слева видна река, а на заднем плане изображен мост. Творчество «Таможенника», как его называли (сначала с насмешкой, а позже с уважением) коллеги-художники, памятуя о должности в таможенном департаменте, занимаемой Руссо с 1869 г., свидетельствовало о том, что искусство и воображение идущие рука об руку, относятся не столько к сфере живописной, сколько общечеловеческой. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". Он представляет собой совершенство определенного образа мыслей. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. А какой прекрасный тон на полотне Руссо. В правой части картины, сквозь листву, светит полная луна.
Отчего все это. Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи. Руссо, подобно Эмилю Бернару (1868 — 1941) и Полю Гогену, полностью игнорирует принципы классической перспективы. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. Что за бессмысленная ирония судьбы. ».
В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо.
Однако второй том так и не появился. Именно из газет Руссо однажды узнает, что мэрия Парижа присудила ему медаль. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника.
Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо. передать нам. и уверенность в том.
В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. Все, что осталось от нее, – это деревья, лишенные листвы, одно -- серое, другое -- черное, да привлеченное запахом крови воронье, слетевшееся отведать плоти жертв войны. Супруги были нежно привязаны друг к другу, но им так и не удалось создать большую крепкую семью. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Если верить Руссо, две его картины были приняты в Салон 1885 года, но их пришлось срочно снять, так как в первый же день они оказались изрезаны ненормальным зрителем.
А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. Он ошибся.
они абсолютно другие. Они встретились на какой. Субъективно или объективно. Это она держит весь центр картины. Многие художники, желавшие сделать Руссо приятное, устраивали в его честь приемы и банкеты.
Так возникло предположение о поездке Руссо в Мексику и рассказы о его частых посещениях парижского ботанического сада. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Все мертвы или умирают.
В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Поразительно, но их движение на полотне ощущается почти физически. Талант --это ведь Дар Божий. Отчего все это. На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио».
Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов.
Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. В 1884 г. он получил разрешение рисовать в национальных музеях, а с 1886 г. принимал участие в ежегодных «Салонах независимых художников». Так получилось, что Жером создал всего один портрет. В руках Ядвига держит ветвь. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. На ветвях деревьев расположились экзотические птицы.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Когда Руссо исполнилось семь лет, дом, где он родился, был продан с торгов для оплаты долгов отца.
В 1903 году он вновь участвует в двух художественных салонах – Независимых художников (в марте) и в первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре. Теперь же, в результате сложного переплетения растений и их чередования на полотне возникала иллюзия пространства, которой способствовало колористическое решение. В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. Например, выразительно использован черный цвет. Однажды Жари заказал живописцу свой портрет. Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна.
Но оба элемента имеют, скорее, второстепенное значение. Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Жена умерла в 1888 году. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят.
Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж. Чтобы избежать скандала, связанного с мелкой кражей, Руссо (тогда еще младший клерк в юридической конторе) в 1863 г. ушел в армию, однако сам в боевых действиях никогда не участвовал. Несущаяся во весь опор огромная черная лошадь практически занимает весь холст она – явление абсолютно неординарное. В роли музы поэта на полотне изображена художница и близкая подруга Аполлинера — Мари Лоренсен (1883 – 1956). Однако это случилось. Правда и сын дожил лишь до 18 лет.
Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году. Хотя, всего через год, его произведение «Война», выставленная на Салоне Независимых, получает широкий резонанс, в частности, ею восхищается писатель Альфред Жари (1873 – 1907), с легкой руки которого, художник Анри Руссо получает прозвище «Таможенник» (Le Douanier), закрепившееся за ним на всю жизнь. Даже не смотря на тщательно выстроенные буквой «V» деревья и какого-то несуразного пса, расположившегося на переднем плане, которые теоретически должны были композиционно обозначить перспективу, впечатление коллажности, производимое этой картиной им стереть не удалось. К счастью, Руссо оказался очень стойким к сарказму и критике публики.
Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Совсем не случайно. Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно.
Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Творческая манера самого художника отнесена к примитивизму, благодаря его самобытному стилю и из-за его любви к итальянским художникам – примитивистам, таким как Фра Анджелико (ок. 1400 — 1455) и Джотто (1267 – 1337), творившим в XIV и XV веках, когда ещё не были открыты законы классической перспективы именно отсутствие которой и станет настоящей визитной карточкой всего творчества Руссо.
К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. Была у меня такая приятельница, как будто люди с другой планеты-за год сделала 3 или 4 выставки, до того не писавшая лет 20 -25. Эта деталь вызывает особый интерес тем, что является традиционным символом смерти. Художник упрощает формы, создавая свою неповторимую манеру живописи. Есть повод выпить и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо. » Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак (1882 – 1963), Мари Лоренсен и Андре Дерен (1880 – 1954), писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб (1876 — 1944) и две американки – известный литератор Гертруда Стайн (1874 — 1946) и Алисия Токлас.
Художник очень дорожил этой дружбой. Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма.
Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы. Так ли уж необходимо понимать сюжет. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо. Но однажды он сам – кто бы мог подумать.
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Переплетаясь, растения создают на холсте иллюзию пространства, чему вторит и все цветовое решение картины. Руссо Анри-Жюльен-Феликс (1844-1910) – французский художник. Однако это случилось.
И они правы». Тянула бричку питомица Жуньера — кобыла Роза. Герой картины «Бричка отца Жюньета» (1908 год) – реальный персонаж – продавец овощей, бывший приятелем Руссо (правда, его настоящее имя было Клод Жюньер).
Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами. Какая одержимость. Повсюду деревья.
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо.
Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон.
Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны. Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом.
Каменная мостовая уступила место лужайке. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным.
Он снова влюблен, но Леония, вдова 59 лет, отказывается стать его женой. Они одеты в типичные костюмы XVIII века. Изначально его изображение было лишь композиционной необходимостью. Маленькие фигурки пешеходов сливаются с домами, оттеняемыми рыжей листвой.
Способ передачи перспективы, множественность точек зрения на предмет, уплощение объема и другие приемы Руссо оказались в русле пластических поисков авангардистов. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. Анри Руссо находился на эмоциональном подъеме: наконец пришло время вкусить плоды многолетнего упорного труда — стабильное финансовое положение, всеобщее признание. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
" Кончилось все веселой попойкой. Сама стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом с надписью «В честь Руссо». Как и в «Заклинательнице», женщина окружена теми же причудливыми деревьями с яркой листвой, а на заднем плане – на берегу волшебного озера изображены густые леса из причудливых деревьев.
В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью. Любовь диких животных в клетке. Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета.
Звоним и входим: нас встречает Руссо». Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях. Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. К счастью, скромное, но великодушное семейство Папуэн, жившее по соседству, частенько приглашают его к себе на ужин, а приятельница Мари Биш, занимающаяся мелкой торговлей, не раз выручает Руссо в критических финансовых ситуациях.
Где начинается первое, где кончается второе.