Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Альфонс Мария Муха (1860-1939 1860, 24 июля) – родился в моравском городке Иванчице 1879 – получил место художника в венской фирме Каутски – Бриоши – Бургардт, производящей театральные декорации. В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник.
Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). Альфонс Муха – один из наиболее очаровательных художников стиля модерн. 24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи.
Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши.
Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Например, аметист – это ирисы. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Слева автопортрет художника. В настоящее время она живет в Чехии. У неё две дочери. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. 1893 год. Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Но судьба благосклонна к гению. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Его заметили и в возрасте 19 лет, молодой Альфонс Муха отправляется работать художником театральных декораций в Вену.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Тем не менее, несмотря на славу и всеобщее восхищение, художника с каждым годом все больше тянет на родину, где он не был долгое время. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Мальчик с детства хорошо рисовал. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико.
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Топаз, 1900 год.
В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Он согласился. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
После первой мировой войны художник возвращается на родину. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Частная коллекция. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразые орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Славянский Эпос, 1928 год.
В 1906 году мастер женится на Марии. Музей Альфонса Мухи, Прага. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Его картины дышат спокойствием, умиротворением, желанием созерцать красоту и радоваться ей. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Но на этом сказка закончилась. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Славянская эпопея путешествует по миру.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3».
От того, что здесь его называют Мюша. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Семья была большая.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. И что же делал Муха.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
У неё две дочери. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Там он поступает в Академию изящных искусств. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Изумруд, 1900 год.
Но это не так. Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда – как к изобразительному искусству, так и к музыке. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Многие, кто приходит в Музей, даже не вполне уверены, что вообще слышали о таком человеке, как Альфонс Муха. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Родился Альфонс Муха в 1860 году. Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Дама с камелиями, 1896 год.
От заказов не было отбоя. Музей Альфонса Мухи, Прага. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Художник моментально становится знаменитым.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Известность художника растет. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В ту пору он заинтересовался историей славян. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Муха познакомился с Хитиловой в Париже, женился на ней в возрасте 45 лет, его возлюбленная была на 20 лет его моложе. Холст, масло. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Альфонс был первым сыном во втором браке. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой.
Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Мальчик с детства хорошо рисовал.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Весна, 1894 год. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Альфонс Муха становится знаменит еще при жизни, а в конце 19 века его работы экспонируются во всех главных столицах Европы и в Соединенных Штатах. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. В 1902 интерес к ар-нуво стал угасать, Муха путешествовал по родной стране, посетил Моравию и Прагу. В 1882 году после пожара в Городском театре, где работала его компания, она оказалась в стесненных финансовых обстоятельствах и его уволили. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Мадонна лилий, 1905 год. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Техника создания – масло и яичная темпера. Семья была большая.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. После образования Чехословакии он проектирует образцы первых банкнот, почтовые марки, правительственные бланки и конверты. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Афиша стала революционной. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Великая актриса была очарована работой.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Холст, масло. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Занимался он и практической работой. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Хитилова была соотечественницей Мухи. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Принцесса Гиацинт, 1911 год. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры – что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Это было довольно прибыльным делом. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Холст, масло. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Но это не так. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Художественное образование получает в Брно. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Я предложил мою работу о драпировках. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Аметист, 1900 год. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.
Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году6. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Дальше – больше. Близится Рождество. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог.
Является единственным официальным музеем художника. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Интересна история внучки Мухи.
Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Рубин, 1900 год.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. От заказов не было отбоя. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Интересна история внучки Мухи.
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Предки его занимались выращиванием винограда. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Приведем краткое описание картины. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. В представлении принимала участие Сара Бернар. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Mucha Museum, Прага. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Слева автопортрет художника. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой.
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. С 1904 по 1913 гг.
Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»).
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Известность художника растет.
С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Альфонс был первым сыном во втором браке.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Да и самого художника в Европе порой считают французом. франков. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Холст, масло. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер.
Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Он получил несколько заказов на портреты, также читал лекции в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Предки его занимались выращиванием винограда.
Название пришло из Франции. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Альфонс Муха (чеш. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.
Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям.
На самом деле все вполне логично и гармонично. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Название пришло из Франции.
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Муха остался без средств к существованию.
Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Произведения дышат спокойствием и негой. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. В настоящее время она живет в Чехии.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.