В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С 1901 — 1903 г. г.
Но и здесь перед А. Н. «Среди молодых художников, – писал Н. И. Кравченко, – теперь очень мало таких, которые гонялись бы за кричащим сюжетом //». И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес).
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Он не перегружает книгу орнаментально-декоративными украшениями, жертвует ими ради рассказа. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. В каком учреждении состоялась выставка русских и финских художников. Я сам нахожу, что между русскими экспонентами ты один из наиболее талантливых и с тобою могут соперничать лишь Серов, Шура Бенуа и вообще немногие». В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Он говорил о появлении нового направления в русской живописи, о талантливых молодых художниках-передвижниках – В. Серове, К. Коровине, А. Васнецове, которым «тесно» в рамках тенденциозного передвижнического искусства. В прессе, живо откликавшейся на все явления художественной жизни, началась дискуссия. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Тематика этих публикаций весьма разнообразна.
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. В 1898 году вместе с С. П. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Бенуа уже в апреле 1923 года. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Именно там им были написаны «Версальские серии». Назовите имена финских художников, представленных на выставке 1898 года. 4. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Они организовали кружок любителей искусства.
Первые выставки С. П. Дягилева Предлагаемое пособие посвящено группе живописцев – основателей и главных деятелей художественного объединения «Мир искусства», организаторов выставок и издателей журнала под этим же названием. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Они организовали кружок любителей искусства.
Русский музей стр. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века.
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Художник работал над ними в течение всей своей жизни.
Андрей Иванович был доволен успехом сына: «утешься моим поздравлением c успехом, который ты вообще имеешь на выставке. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.
В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).
Что говорили о выставке молодые художники. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Вот таким образом Владимир Васильевич назвал выставку «декадентской» (слово «декаданс» означает «упадок»). Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Как отнеслись критики на эту выставку. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903).
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Чем отличалось творчество передвижников 1890-х годов. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Выставки вызвали большой интерес, привлекли много посетителей и покупателей произведений. С. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. 8. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Даже В. В. Стасов идеолог и защитник передвижничества, в статье «Выставки» 1897 года отмечал незначительность сюжетов, к которым обращались художники этого направления. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.
Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. Не исключено, что А. Н.
Русский музей). 6. Точнее было бы сказать, что А. Н. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Художник стремится здесь сообщить зрителю как можно больше фактических сведений об эпохе, о формах архитектуры, о костюмах и так далее, несколько пренебрегая задачей образно-поэтического воссоздания прошлого.
В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Определение «декаденты» утвердилось в обществе после первых же выставок, устроенных С. П. Дягилевым. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Но даже с большевиками А. Н. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Год тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. Гофмана (1899, Гос. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России.
Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Вопросы к Вступлению: Первые выставки С. П. Дягилева. 1. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Героем новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. В этом отношении мирискусники несомненно ориентировались на создание большого художественного стиля, что подтверждается участием целого ряда их во главе с Александром Бенуа в работе над эскизами росписи крупнейшего общественного сооружения того времени – Казанского вокзала однако в общем творчество художников Мира искусства было отмечено печатью камерности, утонченным эстетизмом и тяготением к графике. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке».
Автор отметил, что молодые художники смотрят на живопись «не как на средство, а как на искусство, как на нечто такое, что может существовать само собой, своими задачами». Пейзажи Бенуа напоминают исторические декорации, стилизованные под искусство эпохи абсолютизма. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Оба художники. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
К непризнанным присоединились те из признанных, которым было не по себе в утвержденных группах. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06).
В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Стасов вопрошал: «Зачем им было являться среди декадентских нелепостей и безобразия. ». Он не был ни художником, ни артистом. Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал.
Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Вспомните критику их творчества В. В. Стасовым. Из письма художника к Ф. Ф. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Русский музей стр.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Что вы знаете о русских художниках, которые были представлены на выставке 1898 года.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми).
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). В противоположность В. В. Стасову другие критики, как, например, Сергей Глаголь, восхищались новизной произведений, молодостью и мастерством экспонентов и с восторгом отмечали, что выставка «собрала яркие образчики всего наиболее свежего и молодого в русском современном искусстве». Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Совершал длительные заграничные поездки. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Чисто-декоративных украшений совсем нет. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Русско-финляндская выставка имела большой успех. С необыкновенным усердием он компоновал новые выставки искал по экспроприированным коллекциям достойные Эрмитажа шедевры.
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Целому ряду молодых художников некуда было деваться. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Например, картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» 1887 года, также показанная на выставке русских и финских художников, с ее светлым, ярким колоритом и беззаботным обликом девочки вызвала резкие высказывания со стороны маститых передвижников. В отличие от консерваторов, С. П. Дягилев с большим интересом относился к свежим силам в искусстве и привлекал молодых художников на организованные им выставки. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Стасов находил «замечательными и истинно художественными» только портреты «юного Серова», особенно портрет великого князя Павла Александровича, «весь блистающий золотом лат и каски на солнце и ярком воздухе» и эскиз Левитана «Над вечным покоем».
Серебряковой. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Работы, созданные им в глубокой старости, рисунки-воспоминания, указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. К непризнанным присоединились те из признанных, которым было не по себе в утвержденных группах. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Вместе с Грабарем Бенуа возглавил движение, обновившее метод, приемы и темы русского искусствознания конца XIX – начала XX века.
Шаляпина и З. Е. Выставки, устроенные С. П. Дягилевым, показали, как уже сказано выше, появление нового направления, которое назвали «декадентским». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
Здесь, как и в истории русской живописи, общая историческая концепция является наиболее уязвимой стороной работы Бенуа. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. 3.
Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Как мы видим, далеко не все критики разделяли отношение В. В. Стасова к искусству.
В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
Ей недостает именно историзма. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
2. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). 401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос.
Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
«От этих. Почувствовав это, А. Н. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Но к 1890-м годам художники этого направления утратили прежнюю идейность. Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
Он не мог иначе. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. К декадентам критик причислил и Константина Коровина, у которого «кроме внешнего мастерства, ничего нет» и друзей Дягилева, представивших портреты, пейзажи и композиции на тему XVIII века. 5. Александр Бенуа был женат.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Они составляют едва ли не половину его наследия.
Именно значение Дягилева в истории «Мира искусства» и всей русской культуры объясняет то внимание, которое автор данного пособия уделяет деятельности Сергея Павловича. «Дягилев вечен, Дягилев чудо», – сказал о Сергее Павловиче его ученик известный танцовщик и хореограф Сергей Лифарь.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Ей недостает именно историзма.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
При этом – необходимо отметить, что ведущую роль во всей многосторонней работе мирискусников – устройстве выставок, создании и редактировании журнала и, наконец, организации знаменитых, получивших мировую славу «Русских сезонов», где в оформлении балетных спектаклей принимали участие всё те же художники «Мира искусства», – играл Сергей Павлович Дягилев. Это нельзя считать случайностью или излишней субъективностью. От этих. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
А. Н. Русский музей). С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Александр Бенуа (1870-1960). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Как и в других произведениях с мотивами Версальского парка, внимание художника акцентируется на стиле эпохи. петергофских впечатлений. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.