В этом материале ознакомим с жизнью и творчеством знаменитого русского художника Архипова Абрама Ефимовича. Скончался художник Абрам Ефимович Архипов в сентябре 1930 года.
К таким полотнам Абрама Ефимовича Архипова относят такие работы: «Игра в свайку», «В лавке старьёвщика», «Пьяница». В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. Обучение молодого таланта продолжалось до 1883 года.
Виллевальде. В 1920-х годах русский художник исполняет серию крестьянских портретов. Там его рисунки были замечены учителем, который начал поощрять его способности. Уже ранние произведения Архипова «Подруги» (1886) и «Иконописец» (1889) обратили на себя внимание зрителей и критики.
Показ был проведен в Москве. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Родился в крестьянской (мещанской) семье.
Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. устроили выставку «36». В 1896 г. на XXIV передвижной выставке появились две близкие по теме картины: "Смена. Тонко, с любовью выписаны бытовые детали.
Её взгляд наполнен горем и печалью. В 1890-х художник создал ряд выдающихся жанровых полотен — «По реке Оке» (1890), «Лед прошел» (1895), «Обратный» (1896), – полных жизненности, глубокого демократизма. работал также над портретами (главным образом крестьянок), в которых, применяя широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, создал жизнеутверждающие образы людей, полных здоровья и радости. Как уже сказано выше, его подход значительно отличался от передвижнического подхода к теме.
Естественность и непринуждённость в позах людей. Преподавателями у Архипова были В. Е. Изменилась живописная манера Архипова. В самом деле, какую тенденцию можно извлечь из этого парнишки, лежащего вечером на плоту и играющего на гармошке в картине «На Волге» или солнечных баб и мужиков, переплывающих на лодке Оку («По реке Оке»). Многократные поездки на Север не дали желаемых результатов.
Видный педагог. Можно ли не остановиться с радостным изумлением перед фейерверком Архипова.
Перова, И. М. В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина. – отмечал в 1926 году Луначарский. С 1904 Архипов – один из создателей и активных деятелей Союза русских художников. На картине изображена мать художника. создает ощущение радости и теплоты, делает несказанно прекрасным созданный Архиповым мир женских образов, восхищающих всех жизнеутверждающей силой и удивительной правдивостью.
Начав с создания жанровых сцен (Посещение больной, середина 80-х гг., ГТГ), в 90-х гг. Этот факт подтверждают картины, написанные им в период учебы. В это время, в конце 90-х годов в Москву приехал Дягилев.
Если в первых своих произведениях, находясь под влиянием учителей-передвижников, он стремился передать натуру так, как она существует, передать «настоящий» солнечный свет, то уже вскоре он оставляет эти тщетные стремления. В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. В биографии Архипова Абрама Ефимовича появился новый важный виток. Т-во пошло на уступки и молодежь была выбрана в члены, но во избежание «засорения» был организован Совет «старейшин», куда, однако, попали А. Е.
Некоторые работы этого периода («Посещение больной», «По реке Оке», «Келейник») были приобретены Третьяковым П. М. Учился в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1884-86). Также художник некоторое время (1884-1886 годы) учился в мастерской Б. П. Он только что устроил в Петербурге выставку английских акварелей имевшую большой успех и Серов начал переговоры об устройстве подобной выставки из произведений русских художников. В этом произведении – тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.
основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: Крестьянин Рязанской губернии (1925), Девушка с кувшином (1927), Крестьянка в зеленом фартуке (1927). В позах женщин видны покорность и безнадёжность. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). Членом Товарищества стал в 1891. На выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1880 г. Участник выставок с 1881 г. С 1891 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1904-го – член Союза русских художников.
Изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Солнечный луч, покорившийся живописцу, зажигает пламенем цветастые, яркие наряды. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Но посещение Трутовского помогло. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877–1883 и 1886–1888.
Одну из проблем пленэрной живописи – проблему передачи настроения человека посредством пейзажа – художник мастерски решает в картине «На Волге». Впоследствии к ним присоединились Серов, Остроухов, Е. Поленова, Ап. Васнецов и С. Иванов. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу. Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. В своем творчестве художник много внимания уделял пейзажным работам, особенно в 1900-10.
В 1898 году Абрам Ефимович получает звание академика. На картине изображена мать художника. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Сгорбленная спина, опущенная голова, бессильно поникшая рука – все говорило о предельной усталости, глубокой душевной апатии, безнадежности. Талантливый юноша быстро и успешно учился. На выставку картина попала уже как собственность Третьяковской галереи.
Оно шире, глубже, значительнее. В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Все произведения А. Е. Изображая портреты, он не изменяет своей манере, сложившейся ещё в до революционные годы. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина.
В своих произведениях Архипов использовал яркие краски с переходами в промежуточные тона. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом. Картина По реке Оке выставленная в 1891 году, принесла успех и славу русском художнику. Результат не заставил себя долго ждать, написанная картина «Посещение больной», выставленная в 1887 году, была отмечена Большой серебряной медалью. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883, 1886-1888) у В. Г.
для своей коллекции. Преподавал в МУЖВЗ (1894-1918), ГСХМ (1918-20) и Вхутемасе (1922-24) в Москве. В 1890-е гг. Ему не дали окончить рисунка так, каким законченным он хотел его видеть и приняли во второй головной класс.
устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть. Этот факт подтверждают картины, написанные им в период учебы. После сельской школы с ее «законом божием», да четырьмя правилами арифметики, к тому же еще основательно забытыми, куда там было выдержать довольно трудный экзамен. Народный художник Республики (1927).
Таким образом, причины для недовольства московской группы продолжали оставаться. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1904), АХРР (с 1924). Выставлял жанровые картины и этюды с 1886.
Предреволюционный период обогащает цветовую палитру художника. Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Здесь он обучался с 1877 по 1883 год и с 1886 по 1888 год.
Цикл картин крестьянского жанра был завершен полотном «Обратный». Активное действие и острые ситуации чужды полотнам Архипова. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Всем, что попадалось ему под руку, углем известкой, мелом он «мазал» стены и двери, продолжая рисовать в сельской школе, где он обучался до 13-летнего возраста. С самого детства он начал проявлять интерес к живописи. Картина «Девушка с кувшином» критикой и самой публикой была воспринята как само воплощение России, страны героически принявшей события революции 1917 года.
Несмотря на молодой возраст, уже угадывалась зрелость автора в профессиональном плане. Абрам Ефимович Архипов родился в Рязанской области 15 августа 1862 года. С 1910-х гг. Кроме откровенного любования ярким солнцем, крепким, бодрым народом, блещущим веселыми красками, любования радостью горящего художника – там нет никакой «тенденции», никакого сюжета. Предреволюционный период обогащает цветовую палитру художника.
В позах женщин видны покорность и безнадёжность. Выполнив пейзаж с лодкой, писал с натуры отдельных крестьян. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость.
В советский период Архипов продолжал писать работы, посвященные жизни крестьянства: «Молодуха» (1919), «Крестьянка Рязанской губернии» (1926), «Мальчик-пастух» (1928) и др. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. По рассказам художника помещик бил дедушку, а с отца почти накануне «освобождения» требовал выкупа от крепостной зависимости, но так как в семье денег на это не хватало, то жадный помещик сдал его в солдаты. Крестьяне в творчестве живописца – сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди.
Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Москвичи по почину С. Иванова, К. Коровина и др. Его волновал общий настрой людей молодой Республики их оптимизм их вера в будущее.
Особенно четко они были выражены в картине «Прачки», которую художник воплотил в двух вариантах. Став членом Товарищества передвижных выставок, Архипов создал данное произведение. Была поставлена голова Антиноя.
Архипов обратился к лирическому, наполненному светом и воздухом пейзажу (По реке Оке, 1890, ГТГ Лёд прошёл, 1895, Рязанский художественный музей), органически сочетал так называемый пейзаж настроения с эмоциональным состоянием изображаемых людей (Обратный, 1896, ГТГ). А. Е. был тесно связан с той группой художников, с которыми он вместе кончал Московское Училище: Рябушкиным, Левитаном, Нестеровым, К. Коровиным.
Поездки, которые совершил мастер в период с 1896 года и вплоть до 1917 по Поволжью и Северу России, оказались более чем плодотворными. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом. Два учебных года – с сентября 1884 по февраль 1886 г. – Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др. Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову.
В 1887 году Архипов за картину «Посещение больной» был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника. Впоследствии пейзаж и эмоции человека постоянно будут перекликаться в таких работах художника, как «Радоница», «Лед прошел», «На реке», «Проводы крестного хода». Ее мертвенная атмосфера не была в состоянии удовлетворить жизнелюбивого художника. Прянишников, В. Д. Её взгляд наполнен горем и печалью. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: «Прачки» (1890-х и 1901), «Обратный» (1896) «Северная деревня» (1902) «Гости» (1914) и т. д. После 1917 стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась.
Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале». Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ).
Абрам Ефимович Архипов происходит из крестьян Рязанской губернии. Изменилась живописная манера Архипова. В 1904 г. произошло слияние «36» и «Мир Искусства» и организован «Союз русских художников», бессменным членом которого А. Е. И в центре среди них – Архипов.
В «поддевочке», в деревенских сапогах он приходит к инспектору Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества художнику К. А. Трутовскому показывать свои рисунки. Тут были Перов, Прянишников, Саврасов, Десятов, Сорокины. Картина «По реке Оке» исполнена в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Весенней бодростью веет от полотна "Лед прошел" (1895, Рязанский областной художественный музей). В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен По реке Оке (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. После этого Архипов был удостоен звания классного художника. Построенные на личном вкусе Дягилева и единоличном отборе произведений первые выставки «Мир Искусства» положили водораздел между «петербургской» и «московской» группами молодых живописцев. Перов.
Архипов делал этюды на окской переправе, дома в деревне, работал в московской мастерской. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю. В 1920-х гг.
Неутомимо создавал характерные национальные типы русских женщин новой России. Саврасов, И. М.
В Русском музее и в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть такие знаменитые полотна Абрама Ефимовича Архипова, как «Крестьянская девушка», написанная в 1917 году, «Женщина в красном» (1919 год), «Крестьянка в розовом» (1910 год), в том числе особо популярные работы, такие как «Девушка с кувшином», «Северная деревня» (1902 год), есть и знаменитая картина «Прачки», которая была написана в 1890 – х годах, а второй вариант художник воссоздал в 1901 году. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. На первой выставке этюдов и рисунков русских художников, устроенной этим обществом, появились следующие его произведения: «Старуха», «Старик», «Девочка», «Мальчик». Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы.
Оно шире, глубже, значительнее. Вместе с этим переходом видоизменяется и техника. Художник отказался от многих ненужных подробностей. После того, как профессор Виллевальд заставил его исправлять с антиков «следки» у писавшегося учениками натурщика в парике, Архипов в апреле 1886 г. бросил Академию, но вместе с тем Академия в лице П. П. Чистякова оставила огромный след на развитии художника. Наряду с изображением быта крестьян автор остро показывал социальные вопросы.
В 1884 году А. Е. Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Зато экзамен по рисованию прошел блестяще. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой.
Выражением основных черт творческой манеры Архипова стала картина «Прачки», написанная в двух версиях. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Несмотря на молодой возраст, уже угадывалась зрелость автора в профессиональном плане. Показ был проведен в Москве. В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Первые уроки мальчик получал у местных и приезжающих иконописцев.
Архипов был участником обоих выставок «36» в 1902 и 1903 гг. Поленов, В. Г. Картина «Девушка с кувшином» критикой и самой публикой была воспринята как само воплощение России, страны героически принявшей события революции 1917 года. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. В 1903 г. Архипов вступил в только что возникший СРХ. Знаменитый художник родился 15 августа 1862 года в деревне Егорово Рязанской области.
С Товариществом Передвижных Художественных Выставок Архипов начинает сотрудничать в 1891 году. Прянишникова и других в ИАХ (1884-1885). Для того чтобы запечатлеть родную ему, земляную силу русского крестьянства нужны были иные формы и прежнюю дробность своих многофигурных композиций художник, после последней заграничной поездки, меняет на однофигурные изображения «мужиков» и «баб».
Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Так вошла в творчество Архипова социальная тема, которая получила глубокое и законченное воплощение в известной его картине "Прачки" (первый вариант – конец 1890-х гг., второй вариант- 1901). Однажды молодой Архипов нарисовал «чорта» и испугавшись, надеялся только на наказание. Письмо было написано С. В. Ивановым и подписано всеми выше перечисленными художниками. Это посещение предрешило вопрос о поступлении.
о необходимости дать развитие его дарованию. Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы на чугунолитейном заводе" А. Е. Архипова. В Русском музее и в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть такие знаменитые полотна Абрама Ефимовича Архипова, как «Крестьянская девушка», написанная в 1917 году, «Женщина в красном» (1919 год), «Крестьянка в розовом» (1910 год), в том числе особо популярные работы, такие как «Девушка с кувшином», «Северная деревня» (1902 год), есть и знаменитая картина «Прачки», которая была написана в 1890 – х годах, а второй вариант художник воссоздал в 1901 году. Здесь, по воспоминаниям самого художника, он "увидел старую женщину. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Маковский, А. К. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Результат не заставил себя долго ждать, написанная картина «Посещение больной», выставленная в 1887 году, была отмечена Большой серебряной медалью. Наряду с изображением быта крестьян автор остро показывал социальные вопросы. Он как бы символизирует новое время, новую молодую Россию. В 1924 г. Абрам Ефимович вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), а в 1927 г. ему, одному из первых советских живописцев, в связи с сорокалетием художественной деятельности было присвоено звание народного художника РСФСР. Первые солнечные лучи заливают все вокруг.
На периодических выставках того же об-ва он выставляет в 1889 г. «Деревенского иконописца», в 1891 г. «Келейника» и в 1892 г. «Проводы». После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина "Подруги или Посещение больной" (1885, ГТГ). Весенней бодростью веет от полотна Лед прошел (1895, Рязанский областной художественный музей).
Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. После Октябрьской революции Архипов принимал активное участие в реорганизации художественных училищ в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), где вел преподавательскую деятельность с 1918 по 1920 гг., а затем в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) с 1922 по 1924 гг. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. состоял до его конца в 1922 г. Он не примкнул к петербургской группе, когда в 1909 г. обединенный «Союз» распался и петербуржцы, оставшись верными старому лозунгу «Мир Искусства», пошли по пути стилизации и ретроспективизма, все более и более удаляясь от окружающей действительности.
Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову. Все живописно – пар клубится, усталость старухи. Этой тематике Архипов останется верен всю свою жизнь.
Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Ранние работы Архипова так же обаятельны. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. В то время уже среди них слагалось то новое отношение к живописи, которое привело к крушению передвижничества и образованию «Мир Искусства». Для него, сына рязанского мужика, не было в мире никого краше русских деревенских женщин. После этого Архипов был удостоен звания классного художника.
После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова. Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина Подруги или Посещение больной (1885, ГТГ). Еще в детском возрасте молодой Архипов обнаружил склонность к рисованию.
Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными. В 1920-х гг. Академии художеств. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен "По реке Оке" (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами.
К таким полотнам Абрама Ефимовича Архиповаотносят такие работы: «Игра в свайку», «В лавке старьёвщика», «Пьяница». Художнику удалось живо и естественно передать картины реального мира, запечатлеть всю его подвижность изменчивость, передать через полотна свои собственные ощущения и мысли. Особенно четко они были выражены в картине «Прачки», которую художник воплотил в двух вариантах.
Художник отказался от многих ненужных подробностей. В 1884-86 годах занимался в Петербургской Академии художеств в мастерской Б. П. С 1894 Архипов занимается преподавательской деятельностью. Он всегда наряжал их в красные платья, кофты, юбки, платки. Основная смысловая нагрузка ложится на изображение обстановки. Он писал их широким мазком, сочно, темпераментно.
Но методы Дягилева, применяемые им при устройстве выставок неудовлетворили москвичей. Излюбленными становятся красные интенсивно-розовые, звучные тона. Виллевальде в Академии художеств Санкт-Петербурга. С 1924 он – член Ассоциации художников революционной России (АХРР), наиболее крупного объединения художников-реалистов 1920-x.
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), русский художник. Социальные мотивы творчества Архипова проявились в таких работах, как «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896) и «Прачки» (1899-1901). С 1898-го – академик, с 1916-го – д. чл. В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории.
Произведения Архипова реалистичны, отличаются сочностью письма и декоративной яркостью. С малых лет проявился его талант в живописи. Большое внимание художник уделил колориту картины. и А. М. Васнецов.
С этого времени начинаются разговоры учителя с отцом А. Е. И все это нераздельно, едино, плавно. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). ".
Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. В биографии Архипова Абрама Ефимовича появился новый важный виток. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Но Архипов недолго пробыл в Академии.
По приглашению Дягилева московская группа живописцев приняла участие в «Мир Искусстве». Выступил с остросоциальными жанровыми картинами (Прачки, 1890-е гг., ГРМ), позже разрабатывал жанры пейзажа и крестьянского портрета (Крестьянка, 1916, ГТГ). Передвижники чувствовали наступление молодежи и всячески старались его задержать. Художник Абрам Ефимович Архипов любил писать крестьянок.
Вместе с ним в то время занимались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом. В последние годы жизни много работал в жанре портрета. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Картина принесла русскому художнику первый большой успех. Изображение радостного в жизни – вот главный мотив творчества Архипова «сюжет» в узком смысле слова, в понимании его основной группой передвижников (Ярошенко, Мясоедов, Прянишников и др. ) не созвучен натуре художника и его трудно увлечь на тенденциозность в картине.
В 1904 г. Архипов принял участие в создании «Союза русских художников». Он родился в деревне «Егорово», Рязанской губ., 15 августа 1862 г., через год после «освобождения» крестьян. Впоследствии художник пишет в основном в социальном жанре. Из многочисленных вывезенных им оттуда этюдов не пришлось построить картины. Обучение молодого таланта продолжалось до 1883 года.
С 1894 г. Абрам Ефимович руководил натурным классом Московского училища живописи, ваянии и зодчества, в 1898 г. он получил звание академика Академии художеств. Портрет за портретом. Словно песня, звучит это полотно. Здесь изображена мать художника.
Продолжал педагогическую деятельность и в советский период, преподавал во Вхутемасе. В картинах Архипова почти никогда нет активного действия. Советы Чистякова, его беседы о цвете, о красках до сих пор вспоминается А. Е. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Социально-обличительные тенденции искусства Архипова наиб, ярко проявились в картине Прачки (90-е гг., ГРМ 1901, ГТГ). Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Талантливый юноша быстро и успешно учился.