Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. После смерти Петра I в России начались сложные времена. В 1708 переведен в гравировальную мастерскую при Московском Печатном Дворе. Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. 68 и 1781), пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек (1782), расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Давиа Бернуцци (1782).
Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767 г. ), затем в городе Санкт-Петербурге, куда переехал двор.
Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности. В женских портретах художник стремился к особой поэтизации модели, к своеобразно непринужденному и в то же время изящному, слегка идеализированному ее изображению. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. Эти качества приносит Левицкий на смену затаенности изменчивости имперсональной одухотворенности образов Рокотова.
Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Он им не льстил, оставаясь объективным в своих характеристиках.
Для художника все его модели – люди со сложной внутренней жизнью. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Картина построена по правилам академической классической композиции.
Для поднятия граверного дела Петр I пригласил из Голландии граверов на меди – Адриана Шхонебека и Питера Пикарта. Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. Державина, Д. П. В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823).
Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ). Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Конечно, в позах главных действующих лиц их жестах, в костюмах еще много условного. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – «Владимир и Рогнеда». При этом художники обычно старались глубоко передать внутреннюю жизнь героев.
Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов.
Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы. Часто композиции трактовались как сценические театральные действа, где главенствовал основной герой, как в драме произносящий слова своей роли и сосредоточивающий на себе все внимание.
И, конечно искусство. Исполнена грации, женственности М. А. Львова, урожденная Дьякова (1778 ил. В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. Козлова.
Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.
Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Портрет царевны Натальи Алексеевны. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга.
Увидев способности мальчика к рисованию, отец отвёз его в воспитательное училище в Петербург в 1770 году. Его поза – обычная для парадного портрета но одет он в шлафрок, на голове колпак, опирается он на лейку, весь его вид не соответствует традиционной схеме репрезентативного портрета а главное, ей не соответствует выражение лица: это не светская маска, на нем нет ни тени самодовольства, сословной горделивости. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов «указует» на горшок с цветами. Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г.
Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни. Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. Это — близость внутренняя. С. 27). Уменьшенный вариант (эскиз. ), принадлежавший в начале XIX века графу М. С. Воронцову, находится в НХМ РБ, Минск. Иоанн IV Васильевич Грозный (25 августа 1530 18 марта 1584) великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547). Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Судьбы этих людей часто складывались трагически.
Античные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством.
Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Будущий царь долго отказывается. Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K. Но главное у Шибанова — лица. Козлов, П. И.
Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Портрет вел. Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795 г. (ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами. Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице.
Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть».
В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Бакуниной, 1782, ГТГ). Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы».
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. В дальнейшем И. А. Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света.
Царственный жест руки обращен к цветочным горшкам: вот оно, главное достижение и дело всей жизни. Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Один из крупнейших представителей классицизма. Написанные в коричневой гамме, они обладают красочным богатством, тонким сочетанием серебристо-серых, красных, темно-зеленых, розовато-желтых тонов.
Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Сумарокова (ГИМ). е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее.
Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Какое многообразие характеров и настроений. Петр Иванович Соколов (1753–1791) окончил Академию с золотой медалью и в пенсионерские годы учился в Италии у П. Баттони.
Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Детские годы Лосенко провел на Украине, затем пел в придворном хоре и был одним их трех мальчиков, «спавших с голоса», которые были отданы в обучение И. Аргунову. Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир).
Выполнил ряд икон для Казанского собора. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
Ацаркина верно сказала: Почти пугающее всеведение взгляда. Русской историей Соколов интересовался разве что в академический период. В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет». Именно нищих изображает Ерменёв в разных вариантах и ракурсах, в своеобразной монументально-гротесковой манере. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает».
Арсеньевой, 1796, ГРМ). Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др.
В 20-х годах XIX в. с него была сделана Уткиным гравюра знаменательно, что Пушкин писал Екатерину в «Капитанской дочке» под впечатлением этого портрета Боровиковского. Такие похожие и такие разные. Колорит таких картин отличался подчеркнутой условностью цвета. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом.
В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ.
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Кокоринова (1769, ГРМ). Портреты супругов Бутурлиных, А. М.
Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. За один из них – архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 ил.
Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса (по троекратном действии). Угрюмов учился в классе исторической живописи.
При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Лосенко принадлежит первое произведение из русской истории – Владимир и Рогнеда. Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь екатеринин век, переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета.
Портретист, автор батальных композиций, выполнял виды изображения праздничных процессий, планы сражений, чертежи кораблей, географические карты, книжные иллюстрации Фрагмент гравюры «Санкт-Петербург». В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: Чудесный улов рыбы и Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (обе ГРМ).
В портрете «Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия» (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. В портрете Екатерина II-законодательница в храме богини Правосудия (1783, ГРМ, вариант–ГТГ) императрица представлена первой гражданкой отечества, служительницей законов. По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. В случае если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ).
Наиболее поэтичными в творчестве Соколова являются его портреты и рисунки для гравюр. Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал.
Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.
Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками (Испытание силы Яна Усмаря, 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями (Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы, 1793, ГРМ), за безопасность своих границ (Взятие Казани, 1797– 1799, ГРМ) и пр. Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии.
Но и на этом пути у такого мастера, как Рокотов, были большие удачи, к примеру портрет В. Н. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение.
Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни.
Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Арсеньевой, 1796, ГРМ).
Он провел в Академии 15 лет, начав с Воспитательного училища и завершив обучение работой на тему "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785, ГРМ), удостоенной Большой золотой медали. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776). Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н.
В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ). Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен. С именем И. П. (ГТГ авторское повторение – конца 1800-х годов, ГРМ) исполненном, кстати сказать, также не без участия Львова, но уже тогда, когда русское просвещенное дворянство жило иными образами и идеалами. Обычно Рокотов все внимание сосредоточивает на лицах.
Бенуа, ненастоящность придает еще больше очарования этим очаровательным дурнушкам, некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, в заученных позах нелепого танца на дорожках парка. Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. Один из крупнейших художников России XVIII века. Угасание этого интереса наблюдается только в стенах Академии художеств. Ни в коем случае.
О рано пробудившемся в нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I и Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в академиях Венеции и Флоренции. Левицкого. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы.
Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля. В XVIII веке известное развитие получил бытовой жанр.
Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова). Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия». СПб., 1876. Аллегорический язык портрета –дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки –символ сна (так и она сжигает себя на алтаре служения отечеству), над нею –статуя Правосудия, у ног –орел, символ мудрости и божественной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы. Новые эстетические взгляды эпохи проявились в полной мере даже в изображении императрицы.
Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Лабзиной с воспитанницей, ГТГ, оба – 1803 Г. Г.
Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени.
Филипповой, В. А. В его пенсионерских работах ощущалось влияние барочно-рокайльных тенденций.
Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов. Ацаркина верно сказала: «Почти пугающее всеведение взгляда». Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника.
Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А.
Они словно погружены в таинственную живописную среду фона. Егоров, ОА.
В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (к примеру, Лизынька и Дашенька, 1794, ГТГ). Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Наиболее полно и целостно Левицкий выразил свое понимание трактовки образа в парадном портрете в серии портретов смольнянок – воспитанниц Смольного института (1773-1776). В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной мягкостью и внутренней гармонией. Впрочем, нам сейчас важно другое.
Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Алексеев изображал панорамы столицы в серебристо-сером свете северного неба. Портрет — парадный: Демидов изображен в горделивой позе, в полный рост, за его спиной, как и положено, — колонны и драпировки.
Лучшим в этом ряду является портрет М. И. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. В портрете «Неизвестного в треуголке» золотистые тона вспыхивают на черном и на черно-коричневом фоне, сверкают даже в серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающим это пухлое, милое в своей неправильности лицо.
Искание тона –так можно обозначить основную живописную задачу Рокотова в 70-е годы. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Это обычно погрудное изображение. Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было бы назвать современным словом сопереживание.
Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство». Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Появилось стремление к простоте и естественности. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова.
де Велли). А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Как будто портретируемые что-то недоговаривают, утаивают.
Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда». Д. Г. Левицкий (1735-1822). Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). «Какое выражение силы в Печенежском единоборце.
В широко, быстрыми и пастозными мазками написанном портрете старика священника (1779) он все внимание сосредоточивает на лице человека, прожившего, очевидно, долгую и трудную жизнь. Провинциальный портрет. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Новые черты искусства XVIII века проникали в провинцию с запозданием. Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого.
Это сознательная, чуть ироническая неправда маскарада, как писал А. Н. Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона. Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» Написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале. Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными.
Кокоринова (1769, ГРМ). Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям. Он приказывает царю встать с колен.
Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя.
Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. Уже в 1764 г. в его мастерской, по свидетельству современника, стоят десятки портретов, «в которых были окончены одни головы». Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства.
Свои темы Угрюмов брал исключительно из русской истории: "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793–1794. ), "Испытание силы Яна Усмаря" (1796–1797), "Взятие Казани 2 октября 1552 года" (не позднее 1800), "Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (не позднее 1800 все – ГРМ). Щукин (1762—1828). Соколов и И. А.
Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. С. 123). Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям.
74). В некоторых портретах изображение помещается на нейтральном фоне (Ржевская и Давыдова, Алымова), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Одной из первых европейских держав.
Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. кн. Работа художника становилась профессией. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. В. Л. Боровиковский (1757-1825).
Быстро стал знаменит, получал много заказов. Однако среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. Как и отец, она стремилась к тому, чтобы Россия заняла достойное место среди европейских держав. Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л.
Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ). В иконах, написанных Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование. Работы У. имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном художественном музее Белоруссии. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность.
Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций. для пользы юношества, упражняющегося в рисовании. », по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи. Портрет становится более интимным. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием.
А. П. Антропов (1716 -1795) «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощекова» Крупным мастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы в середине XVIII века был Алексей Петрович Антропов. Художник опирается здесь на традиции барочного репрезентативного портрета. Слава к Левицкому пришла в 1770., когда на академической выставке экспонировались шесть его портретов. Третий замечательный художник рассматриваемого периода – Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике «Неизвестного в треуголке» (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П. С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902.
Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты. Уже в 1764. Родился в Москве., –писал его современник о портрете поэта А. П. кн.
На этом произведении можно проследить, как «внедрялись» классицистические принципы в русскую живопись. Цветом лепится объём, подчеркивается трехмерность, вещественность.
Или, например, Царицыно В. И. Баженова, Петровский дворец М. Ф. Казакова, "родословия русских государей" в медалях и изображения великих князей и царей в шубинских барельефах Чесменского дворца. Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи. 70), – произведение высокого мастерства. Еще в начале XVIII столетия в русском искусстве возникает историческая живопись как самостоятельный жанр. Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом. Это полотно производит сильное впечатление. Слава к Рокотову приходит скоро. Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). становится все "классичнее", суровее, строже (преддверие "строгого классицизма), все более тяготеет не к национальным, а к всемирно-историческим традициям и потому все чаще обращается к античности и Священному Писанию.
Имеются и другие более мелкие, но важные находки. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Лопухиной. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи.
В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Размещено на реф. рфУгрюмов занимался и портретным жанром, был прекрасным педагогом, преподававшим в Академии более 20 лет из класса которого вышли такие мастера, как Кипренский, Шебуев, Егоров. Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни.
Шидловской, Е. А. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Была ли в том необходимость. Они абсолютно живые. Какое достоинство в Победителе Казани.
Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Лопухиной. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру.
Он полон призыва и отваги. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок. 1800-х годов XIX в., ГТГ). Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя.
Это целая галерея портретов, которые можно было бы назвать портретами ампирными. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора.
Долгорукой – оба нач. Это портрет известного заводчика П. А. Тот ли это Фирсов, который в пятидесятые годы в составе живописной команды Канцелярии от строений создавал барочные десюдепорты. Композиция строится наподобие многофигурной у мизансцены классицистического спектакля. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей).
Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Художник создал образы ярославских купцов (он и сам был родом из Ярославской губернии) столь выразительные, столь характерные в своей трезвой деловитости, что они предваряют реалистические образы следующего столетия и даже второй сто половины, а в литературе находят аналог разве только в драматургии А. Н. Островского. В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия.
Это проявляется и в образе Екатерины II изображенной на фоне умиротворенной природы Царскосельского парка (1794) и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок. для пользы юношества, упражняющегося в рисовании. Лопухиной, Е. Н. Портрет подписной и датированный, как и портрет Кокоринова. Затем начинается новый этап в развитии исторической живописи. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством.
Все работы Угрюмова лишены какого-либо морализаторства. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Был принят в 1770г.
Когда и где написана картина. Т. XVII. Учился он у И. Б.
Большое распространение в XVIII веке получил городской пейзаж. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. Портрет данный имел большой успех и позже. Конечно, в позах главных действующих лиц их жестах, в костюмах еще много условного. 80-е годы – годы наибольшей славы Левицкого. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат.
Так, о портрете двадцатилетней Новосильцовой (1780, ГТГ) исследователь Э. Н. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Кушелевой с детьми – собр. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
Более того, здесь ощутимо как бы участие художника в душевной жизни модели, трогательно-бережное отношение к этой расцветающей жизни, то, что можно было бы назвать современным словом «сопереживание». Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой.
Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Декоративность усиливается и кулисами изображающими условные пейзажи или драпировки. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. Высокую интеллектуальность, духовную значительность подчеркивает художник в портрете французского философа Дени Дидро (1773-1774), посетившего русскую столицу изобразив его в домашнем халате и без парика.
Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Работами мастеров этой школы и создается гравюра петровского времени. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Возможно, сама Екатерина, занимавшаяся вопросами женского воспитания и образования, сделала Левицкому заказ на портреты, долженствующие увековечить в живописи «новую породу» людей. Рокотов и Левицкий. Это сознательная, чуть ироническая «неправда маскарада», как писал А. Н.
В традиционной композиции парадного портрета с непременным условным жестом, которым модель указует на лежащий на бюро чертеж Академии, в праздничном одеянии, сшитом к открытию Академии и стоившем Кокоринову годового жалованья, как гласят документы, Левицкий создал образ совсем не однозначно-парадный. Действие разыгрывается на фоне величественной колоннады, участники сцены образуют кулисы, позволяющие сосредоточиться на главных персонажах – Гекторе, патетический жест которого призван показать его готовность пожертвовать личным счастьем во имя долга и Андромахе, в склоненной фигуре которой четко читается предчувствие трагического исхода. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Кокоринов изображен в своем кабинете у стола, на котором лежит план Академии художеств.
Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме).
Тогда же началась его педагогическая деятельность. 1795) идеального образа, прекрасного в своей простоте, в групповом портрете сестер Гагариных (1802). Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко.
Это период исканий, еще тесных связей с искусством середины века. Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом.
Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. В каждом из них он является художником, необычайно тонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку». Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены.
Нарышкиной, М. И. Кушелевой с детьми – собр. Угрюмов был выдающимся педагогом. Боровского. В 1702 приехал в Москву.
Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. На рубеже 70–80-х годов под воздействием новых эстетических воззрений становятся заметны новые качества рокотовской манеры. С 80-х годов можно говорить о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка – все это неизбежно приводит к некоторой потере конкретности.
Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. В портрете В. Е. Новосильцевой (1780) Рокотов находит ту же меру идеальности, что и в образе Майкова.
Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Аргунова (1771 — после 1829). Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок. Портреты получили позднее в искусстве название сюиты, хотя Левицкий не задумывал их как нечто цельное и писал несколько лет (1772–1776).
Если Арсеньева изображена задорно улыбающейся, очаровательной в своей счастливой молодости, то М. И. Лопухина (1797) полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Люди в его портретах почти всегда чуть улыбаются, нередко пристально иногда загадочно глядят на зрителя.
Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Рубеж XVIII–XIX вв. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Его рисунки и картины (Жертвоприношение Авраама, Каин, Авель) пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками.
Шувалова». Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии.
Причем работы великолепные. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Размещено на реф. рфГофмансталя, Лондон, – оба сер.
Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Портрет этот имел большой успех и позже. – после 1789).
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. 65) – он был удостоен звания академика. Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ).
Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. Административные обязанности отнимали много сил у слабого здоровьем Лосенко. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. Похожи на барельефы античных стел фигуры плачущих служанок.
Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Неуловимыми средствами Рокотов умеет передать меняющийся облик модели: насмешливость скептического Майкова, ленивую улыбку и состояние умиротворения в облике Неизвестного в треуголке (оба – 70-е годы, ГТГ), тонкую задумчивость, духовное изящество, хрупкость внутреннего мира на прекрасном лице А. П.
В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда». Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). Пластический, линейный ритм, композиция и колористическое решение создают изумительную декоративность всей серии, строят образы, незабываемые в своем очаровании юности. В портрете Неизвестного в треуголке золотистые тона вспыхивают на черном и на черно-коричневом фоне, сверкают даже в серебре головного убора, все пронизано светом, выхватывающим это пухлое, милое в своей неправильности лицо.
Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Все «сентиментальные» портреты Боровиковского – это изображения модели в простых нарядах иногда в соломенных шляпках, с яблоком или цветком в руке (портрет Е. Н. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Павла Петровича (1761, ГРМ), девочки Юсуповой (там же) еще полны рокайльных реминисценций.
Размещено на реф. рф1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И. Много Левицкий занимается и репрезентативным портретом, среди главных моделей была сама императрица, которую художник писал неоднократно наиболее известно ее изображение в образе законодательницы, повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанное Державиным, большим другом и единомышленником Левицкого, в оде «Видение Мурзы». В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.
Они так же говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках».
Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. С 1714 работал в Санкт-Петербургской типографии. Основные идеи классицизма были уже знакомы русским ученикам, получившим академическое образование, но в совершенстве изучить антнчное искусство они могли лишь во время своего пребывания в Риме.
Семинарист, ученик Феофана Прокоповича, впоследствии государственный деятель и ученый, он создал несколько своеобразных и по-своему очень привлекательных живописных работ. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно.
Растрелли. 63). При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество.
Главным наставником его был Д. Левицкий. Рокотов показывает, что есть иная красота чем внешняя, он создает представление о женской красоте прежде всего как о красоте духовной. На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого.
СПб., 1876. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Художник показал эпизод схватки русского богатыря Яна Усмаря, сына киевского кожемяки, с быком перед поединком с печенежским воином. Он связан с именем Г. И. Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из Илиады – Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ).
Провинциальные портреты создавались обычно сериями, составляя фамильные галереи. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Существовал ли какой-то иной путь. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю.
Рокотов получил вольную и стал одним из прославленных художников XVIII столетия. Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). У них и учатся русские мастера успешно и «неленостно». И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств.
В Академии художеств существовал специальный класс домашних упражнений. Портрет Анны Петровны Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715 — 1716 гг. ) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г. ) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Рубеж XVIII–XIX вв. Дальнейшие события Отечественной войны устранили, однако, необходимость этого путешествия и все дело ограничилось лишь отправкой ценностей, перезимовавших в деревне Гачручье, Петрозаводского уезда.
За эту картину Угрюмов в 1797 году был признан академиком. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). (Сборник императорского Русского исторического общества. Акимов. Обычно угасание интереса к национальной истории в стенах Академии в 1770–1780-е гг.
Но и на этом пути у такого мастера, как Рокотов, были большие удачи, например портрет В. Н. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Дьяковой – будущей жены архитектора Н. А. Не просто иллюзорно, а образно воссоздана фактура, передана материальность всего изображенного предметного мира. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Любимца Екатерины II, легкомысленного придворного А. Д. Ланского (1782) он показал холодным и важным, кукольно красивым, разряженным в расшитый золотой мундир. Пользуясь зарисовками с натуры, они сочиняли свои композиции в мастерской.
Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Это портрет камерный интимный. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции.
62) и Прощание Гектора с Андромахой (1773 ил. Его рисунки считаются одним из высших достижений графики XVIII века долгое время они служили образцом для учеников Академии на занятиях рисованием. ПИКАРТ ПИТЕР (1668 — 1737) Учился и работал в Голландии в мастерской А. Шхонебека (Схонебека). Глядя на них, понимаешь, что это не официальные заказы, а изображения людей, очевидно, хорошо ему знакомых. Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. Они отличаются сурово-правдивыми характеристиками людей, быта, деталей.
Бытовая живопись.
В портрете А. И. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. В схеме парадного портрета решен и другой образ Левицкого – П. А. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Но сделаться им было нелегко. Он умел создавать законченную характеристику модели в три сеанса («по троекратном действии»).
Он был крепостным в течение всей своей жизни. Свои основные темы он черпал в античной мифологии: "Меркурий и Аргус" (1776, ГРМ), "Дедал привязывает крылья Икару" (1777, ГТГ), "Венера и Адонис" (1782, ГРМ) и др. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. Он связан с именем Г. И.
Петербургский период Рокотова длился до середины 60-х годов. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Последнее неоконченное произведение Лосенко, дошедшее до нас лишь в эскизе, посвящено сюжету из «Илиады» – «Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ).
Это портрет камерный интимный. Один из первых выпускников Академии, прошедший пенсионерство в Париже и Риме, автор пособия Изъяснение краткой пропорции человека. связывают с реакцией после пугачевского бунта. Портрет вел.
Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. – 1763 г. ) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени.
Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия. Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Его считают одним из основателей русской портретной школы.
Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Ему подчинялось окружение – другие персонажи, архитектура, пейзаж. Струйской (1772, ГТГ) или молодого Артемия Воронцова (конец 1760-х годов, ГТГ). Левицкий остается большим психологом, блестящим живописцем, но по отношению к модели он теперь как бы более сторонний наблюдатель. В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – «смолянок» (все в ГРМ). Вельможи блестящего императорского двора, соперничая друг с другом, возводили роскошные дворцы, устраивали театры и картинные галереи.
Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной.
Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р. Картина проникнута чувством героического пафоса. Теперь это не репрезентативный портрет «законодательницы» со всеми императорскими регалиями, а изображение обыкновенной женщины в шлафроке и чепце на прогулке в Царскосельском парке. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина.
В эти годы Боровиковский много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве (например, «Лизынька и Дашенька», 1794, ГТГ). 72). Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер.
Иван Никитин Основоположником национального портретного жанра в России явился Иван Никитин (1690 – 1741). Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет. Сумарокова (ГИМ).
В нем, кроме того, намечен новый взгляд на человека. Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). В приписываемом Левицкому портрете писателя и издателя Н. И. Новикова (нач.
В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Наиболее характерным его представителем был Федор Яковлевич Алексеев (1753/54-1824). Вскоре Лосенко попал в Академию, откуда в качестве пенсионера был направлен в Париж. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Суровцевой (конец 80-х годов, ГРМ), притягательная сила которого заключена в его одухотворенности и тонкой задушевности.
Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808). Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. В облике этой молодой женщины олицетворялось представление художника о прекрасном.
Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева.
Это же можно отметить и в настороженно-внимательном взоре красавицы Санти (1785, ГРМ). Перелом в его судьбе наступил, когда он был замечен Львовым, который в свите Екатерины проезжал через Украину в Крым (Боровиковский исполнил два панно в одной из комнат временного путевого дворца, предназначенного для приема императрицы). Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон. Но — сдаваться.
Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. Портреты Левицкого отличаются большим разнообразием. После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию.
Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании. До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко стал профессором, позднее директором Академии художеств. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
Устрашенные кочевники бежали. Писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портретист. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– новгородских мужиков –в правом верхнем углу композиции). Он родился на Украине, в Миргороде, учился иконописи у отца, рано начал писать образа и портреты. Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. При этом среди этих поздних портретов есть большие творческие удачи мастера (портрет А. В. Но все вместе они образуют замечательное смысловое и стилевое единство и с не меньшим упоением, чем лица, художник выписывает их наряды, мастерски передавая особенности тканей: шелка и атласа, бархата, кружев и парчи.
Его картины представляют собой обычно органическое сочетание планов. Ее можно было бы назвать «Нищие». Бенуа, «ненастоящность» придает еще больше очарования этим «очаровательным дурнушкам», некрасивым красавицам с милыми неправильными лицами, «в заученных позах нелепого танца на дорожках парка». Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Однако облачен он не в мундир с орденами, а в домашний колпак и шлафрок и опирается не на какой-нибудь фолиант или бюст великого художника, а на лейку. Во Владимирской губернии, в суздальской провинции он написал две картины: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного сговора (1777 ил.
Наконец, в них в полный голос заявляет о себе народный герой, как в "Испытании силы Яна Усмаря", где герой доказывает (малогуманным, правда, способом: вырвав целый бок у бедного быка), что может вступить в единоборство с печенежским богатырем. Шебуев. Г. И. Угрюмов (1764-1823). Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. В 1797 он исполнил программу на звание академика – Испытание силы Яна Усмаря (ил.
Он открывает красоту в реальных ландшафтах. не было вызвано условиями цензуры. Лучшим в данном ряду является портрет М. И. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Такая участь ждала и первого известного художника XVIII века, выдвинувшегося при Петре, — Ивана Никитина. Таковы портреты О. К. Все это, конечно, не от недостатка таланта. Смолянки – парадные портреты в портрете М. А. Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Ровное, уверенное продвижение по службе.
Соколова, Г. И. На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе.
При этом общий замысел в них все-таки проявился, он определен общей темой –юности искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения. Если двойной портрет сестер Гагариных (1802, ГТГ) представляет девочек с нотами и гитарой еще на фоне пейзажа, то более поздние композиции Боровиковский решает на нейтральном фоне.
Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции. Обстоятельства жизни Рокотова и по сей день не все выяснены. Дело в том, что это портреты купцов, которые были еще довольно редкими в русском искусстве конца XVIII – начала XIX веков. Храповицкого, 1781, ГРМ пленительные портреты детей Воронцовых, 90-е годы, ГРМ и пр. ). Живописная маэстрия усиливает сложную характеристику модели в целом.
Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Среди них портрет архитектора и одного из авторов здания Академии художеств А. Ф. В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Она создана как будто на одном дыхании.
В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. Кипренский, В. К. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера.
В ней Лосенко избрал тот момент, когда новгородский князь Владимир «испрашивает прощения» у Рогнеды, дочери полоцкого князя, на землю которого он пошел огнем и мечом, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. 1800-х годов XIX в., ГТГ). Акимова, П. И. Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. Портрет Е. Н. Арсеньевой, созданный в 1796 году (ил. Заметное оживление в классе исторической живописи наступает в 1790-е гг., когда главой класса становится Григорий Иванович Угрюмов (1764–1823). Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен.
Впрочем, последнее не суть важно. На фоне последнего и изображена модель на портрете Левицкого. Основной колористический аккорд – сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в портретах Хованской и Хрущевой и портрете Нелидовой – сменяется другим принципом – большого однотоного пятна (платья) в портретах Алымовой и Молчановой. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). В это время Академия становится и законодателем художественных идей и учебным заведением.
А. П. Лосенко (1737-1773). Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака ево, в тот час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживленном тобою полотне не утаилася. », –писал его современник о портрете поэта А. П. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Портретная живопись.
Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты.
Живые, полные подчеркнутой экспрессии фигуры воинов изображены в левой части картины. С. 123). Осенью 1790 года Угрюмов возвращается в Петербург и уже в следующем году занимает вакантное место преподавателя в классе исторической живописи, а с 1795 года он руководит уже всеми живописными классами. «Смолянки» – это парадные портреты в портрете М. А. В центре – самое главное – дворец или парковый павильон, перспектива улицы или руина.
Самый первый в ряду этих портретов –портрет O. K. После ее упразднения в 1727 году получал пенсию от Синода. Угрюмов (1764—1823)., по которому впоследствии учились целые поколения художников, Антон Павлович Лосенко (1737–1773) был и первым русским профессором класса исторической живописи. Трощинского, генерала Ф. А. Живостью и умом светятся глаза дочери художника, Агаши (1785), которую он изобразил в русском костюме. Девочки разных возрастов изображены просто позирующими (самые маленькие – Давыдова и Ржевская), танцующими (Нелидова, Борщова, Лёвшина), в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), музицирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова).
Имеются и другие более мелкие, но важные находки. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798 г. ), затем профессора исторической живописи (1800 г. ), членство в академическом совете (1803 г. ). Одним из таких мастеров был Федор Степанович Рокотов (1735/36–1808). Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году).
Егоров, А. А. Иванов, О. А. Кипренский. Характеристика никогда не однозначна.
Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром говорили, что он запечатлел в красках весь «екатеринин век», переписал всех екатерининских вельмож) и великий мастер камерного портрета. В 1788. В самом деле, параллели очевидны. Долгорукой – оба нач. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов указует на горшок с цветами. Гравер резцом и офортом, рисовальщик.
Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Демидова (1773, ГТГ). Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий.
Конечно, вся эта «безыскусственность» портретов вполне искусно сделана, но само появление подобных изображений говорит об интересе к тонким «чувствованиям», к передаче душевных состояний, к частной жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой. В 70-е годы Левицкий создает целую серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – смолянок (все в ГРМ). Единство устремлений связывает обе фигуры.
Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных. ". Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам.
Во второй половине XVIII века портретное искусство достигает своего расцвета. Мастер портрета и рисунка. В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи.
Одна из них прижимает к себе ребенка. Такой ее представил Боровиковский на портрете 1795. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Измайловой, М. А. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее.
В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Характеристика никогда не однозначна. Особенно после разрушительной пугачевской войны. Это обычно погрудное изображение.
Но это однотонное пятно полно тонкой разнообразной игры оттенков и света. В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С.
Безбородко с детьми, ГРМ А. Е. Размещено на реф. рфАнтичные и библейские сюжеты (которые преимущественно и считались историческим жанром) и национальная история трактовались в ней соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства. 1754).
Пейзаж в портрете несет огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Здесь им были написаны картины, сразу получившие признание: «Чудесный улов рыбы» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» (обе ГРМ). Крупнейшим историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко. О жизни этого художника известно очень немного. Демидова (1773, ГТГ).
Демидова. Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Слава к Рокотову приходит скоро.
Филипповой, жены помощника архитектора Воронихина (начало 90-х годов, ГРМ). Однако своего наивысшего развития она достигает во второй половине века в творчестве А. Лосенко, И. Акимова, П. Соколова и Г. Угрюмова. Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ). Гофмансталя, Лондон, – оба сер.
«Владимир и Рогнеда» Работая над картиной о новгородском князе Владимире, решившем силой увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натурных рисунков для изображения русских воинов. Угрюмова (1764–1823), основной темой произведений которого является борьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796–1797, ГРМ), с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793, ГРМ), за безопасность своих границ («Взятие Казани», 1797– 1799, ГРМ) и пр. В живописи наиболее последовательно принципы классицизма, естественно, воплотил исторический жанр.
В традиционной композиции парадного портрета с непременным условным жестом, которым модель «указует» на лежащий на бюро чертеж Академии, в праздничном одеянии, сшитом к открытию Академии и стоившем Кокоринову годового жалованья, как гласят документы, Левицкий создал образ совсем не однозначно-парадный. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко. Слава Угрюмова возрастала.
Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи. Львова, к кругу которого принадлежал Левицкий, –он создает образ раскрывающейся жизни. Среди его учеников – А. Е. 1800-х годов мадам де Сталь, портрет М. И.
Его профессорами были исторические художники Г. И. Румянцевой, А. К. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет.
Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко.
При всей декламационности и патетике в картине Лосенко много искреннего чувства. 1790-х гг. ил. 976). За эту картину и за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» 18 августа 1800 года Угрюмов получил звание профессора. Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства. Бакуниной, 1782, ГТГ). В системе изображения превалирует линеарно-пластическое начало.
Т. XVII. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Лосенко внимательно изучал не только русскую историю, но и древнерусские костюмы (насколько это позволяло тогдашнее знание) искал наиболее характерные типажи (интересны фигуры двух воинов– «новгородских мужиков» –в правом верхнем углу композиции). Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем».
Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке). Затем они были вновь доставлены в Академию. Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» стала значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII–XIX веков, он был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи — важнейшего в академической системе. Затем был направлен в Академию.