С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Есть восьмиугольная ризница, преодолеваемая куполом. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. – обелиск, который стоял в Большом цирке. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Браманте вынужден был искать работу в другом месте.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. библиографию), Ант. 1510). Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Донато Браманте (итал. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Нарушение бытовавшей традиции.
В своих проектах Браманте охотно использовал оптические иллюзии, с помощью которых достигал эффекта более широко пространства, чем на самом деле. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). Дж.
В случае базиликальной композиции собора увеличение размера главных пилонов влекло за собой те же последствия (ср. Браманте и сам начинал как художник. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры. Однако такое перекрытие гражданам не понравилось и строить его они не позволили и так все и оставалось непокрытым в течение многих лет, пока в 1561 году попечители этого строительства не обратились к герцогу Козимо с прошением о том, чтобы его превосходительство соизволил разрешить им завершение купола. Он сохранил там только алтарь св. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ).
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. ко Моро.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Однако собор св. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. Работал в Милане и (с 1499) в Риме.
5). Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. Петра.
Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду. Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Петра. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Большие окна и лоджия барабана, опоясывающая объем облегчают строение, а рельефность поверхностей создают множество мелких украшений.
Работами этими он завоевал в Риме такую известность, что был признан первым архитектором за быстроту решений и исключительную изобретательность, так что во всем городе все знатные люди постоянно приглашали его для самых крупных предприятий. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Знаменитый двор (рис. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. С 1499г.
Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Браманте привез из Ломбардии и заработал в Риме кое-какие деньги, которые он тратил с величайшей бережливостью, так как хотел жить независимо и в то же время иметь возможность, без необходимости работать, спокойно обмерять все древние постройки Рима.
Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с двумя ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность.
Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Аллегоричность и символичность произведения. 22). Он был первым главным архитектором нового собора св.
План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Микеланджело стремился к представлению напряжения сгустка сил, Браманте старался передать абсолютное равновесие и гармонию форм. Творчество Браманте -- одна из вершин архитектуры Возрождения.
В этих частях можно заметить стремление к более строгой тектонической разработке стены, которая проявилась уже в апсидах и крипте Павийского собора. Петра в Риме.
Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Сила флорентийского контура и поверхностей. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Начало новому классическому стилю положил маленький круглый Темпьетто (т. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки.
Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. 1510). Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.
Разработанный последним базиликальный план сооружения, видимо отражавший усилившееся влияние реакционных клерикальных кругов, очень красив и тонко сочетает в себе преимущества центрального и базиликального построения. Весь план пронизан нерушимой логикой. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения).
Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане.
Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино.
на стр. ь Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках.
С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Утверждение наследственности античной традиции. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм.
По оси сооружения, со стороны виа Джулиа, находился главный вход, отмеченный большой квадратной башней с многоярусным завершением. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Религиозность светского сюжета. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным.
Приблизительно в 1474 Bramante переехал в Милан, город с глубокой готической архитектурной традицией и построил несколько церквей в новом Старинном стиле. Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Крупнейшим творением Браманте является собор св. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы).
Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504). Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту).
Назначение постройки объясняет ее размеры и своеобразный масштабный строй, т. е. соотношение пропорций и действительных размеров, поражающее на фотоснимках, где рядом снят человек. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. ниже).
С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. богоподобного Израиля.
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Возвратимся, однако, к Браманте.
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Петра, продолжалось много лет.
Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы).
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. 21). почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Его очень высоко ценила духовная знать и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515). В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов.
Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». Геркулес как символ Флоренции. перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле).
Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Изобразительный язык, который, по определению некоторых исследователей, в эпоху раннего Возрождения мог показаться слишком «болтливым», стал обобщённым и сдержанным. До него этот приём применялся лишь в живописи.
Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. 224).
Д. Браманте определил пути развития не только итальянского зодчества, но и мирового. Обнажение как сущностный признак невинности. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Характеристика творчества Тициано Вечеллио.
Кроме живших в Риме престарелых Джулиано да Сангалло и Фра Джокондо, сюда приехали Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонаротти, Андреа и Якопо Сансовино, Джованни да Удине и др. Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют «брамантеско». Эгоцентрическая форма религии. Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще.
17 этой главы и рис. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Герцог, Людовико Сфорца, сделал его фактически его архитектором суда, начав в 1476, с комиссиями, которые достигли высшей точки в известном хоре водяных-мехов-l39oeil церкви Санта-Марии presso Сан Сатиро (1482–1486). Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. 16).
Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. С 1499г. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Однако отец, которому нужно было, чтобы он зарабатывал и который видел его большую любовь к рисованию, посвятил его, еще ребенком искусству живописи и мальчик многому научился на вещах фра Бартоломео иначе – фра Карневале Урбинского, написавшего алтарный образ в церкви Санта Мариа делла Белла в Урбино. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Для этого Браманте начал в Сан Бьяджо на Тибре, там, где недостроенный коринфский храм, произведение весьма редкостное, строительство дворца, от которого осталась начатая прекраснейшая рустованная кладка. И хотя полной красоты в нем не было, двор принес ему величайшую известность ибо мало было в Риме архитекторов, работавших с такой любовью, с таким старанием и так быстро, как Браманте.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. рис.
Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Выдумка эта была заимствована Браманте из Сан Никколо в Пизе, о чем говорилось в жизнеописании Джованни и Никколо Пизани. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Достраивал её Браманте. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
18). Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма».
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
Этому способствовала также и биография мастера. Спроектировал и начал строить главный храм Рима -- собор Св. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Тогда его имя было еще не известно. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio).
В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3.
Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Многозначность шедевра изобразительного искусства. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший.
Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444--1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок.
Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Прожил он 70 лет. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена.
Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
К тому же периоду относится закладка так называемых Ватиканских гротов — крипты, где использованы полы древней базилики и повышен на три метра уровень пола нового храма. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане).
Начал он так: Julio II Pont. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.
В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Композиционная формула «концентрические окружности».
вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520).
1510). Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает, что папа Юлий II задумал благоустроить участок между Бельведером и дворцом так, «чтобы он принял форму прямоугольного театра между старым папским дворцом и каменным зданием, которое воздвиг для проживания пап Иннокентий VIII. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств.
Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять». Миланский период Браманте длился двадцать лет. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Сначала успешно работал маляр. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. И в самом деле, если изобретателями архитектуры были греки, а римляне – их подражателями, то Браманте поучителен для нас не только потому, что он, подражая им изобретал новое, но и потому, что безмерно приумножил красоту и трудности этого искусства, которое благодаря ему мы и узрели ныне во всей его красе. Символ великой искусности Микеланджело. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Перестройка собора Святого Петра тесно связана с работой над проектом гробницы папы Юлия Второго, над ней работал Микеланджело, она должна была быть установлена над гробницей Святого Петра, под куполом. Уникальность воплощения космоцентрической формы религии.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. рис.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. 15, слева вверху). Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Миланский период Браманте длился двадцать лет.
Яркость представления его персональной исключительности. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. 1510).
И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы).
Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году.
В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти.
После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший образ жизни и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства.
Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Но в зависимости от участка количество пролетов легко могло быть увеличено, а лавки и мастерские перенесены также и на другие стороны сооружения. Неконструктивность подпоры. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини).
Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. В 1492—1497 гг.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок.