Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно.
Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип и все бросились фотографироваться. Поскочина и были распространены в повседневном обиходе небогатых горожан. Белорусский и русский художник. Венецианова «Вакханка с фруктами на голове». Эти его работы, выполненные в 1830-х гг.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет.
Преподавателями у него были известные русские художники К. П. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Можно упомянуть работу Винченцо Кампи «Продавщица фруктов» (галерея Брера, Милан), где на фоне пейзажа изображена девушка с персиками на коленях и кистью винограда в руке. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К.
На выставке в Академии в 1833 году демонстрировались его копии с картин «Коровы» П. Поттера и «Портрет поляка» (портрет Яна Собесского) Рембрандта. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Гораздо более официально, с явными «парадными намерениями» представлен Малиновский. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником. Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями.
Так к нему приходят первые деньги и первое признание. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. Ему очень нужны деньги.
Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. Выставка художника, с именем которого в отечественном искусстве связан наибольший расцвет живописи «цветов и плодов» и получившего общественное признание и любовь публики еще при жизни, — первая в истории Третьяковской галереи. Хруцкий родился в местечке Улла Лепельского уезда Витебской области в семье униатского (греко-католического) священника Фомы Ивановича Хруцкого.
В «Портрете неизвестной. » художник особенно близок к европейскому стилю бидермейер, с его избыточной детализацией, повествовательностью и поэтизацией повседневности. Голике, Ф. Г. Венецианова, М. Н. Только выглядят они гораздо более мелкими, нежели виноград на переднем плане.
Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Тем не менее «плоды и цветы» играют в «Портрете неизвестной» определяющую роль не только в композиционном, но и в образном отношении. Сегодня таких людей называют трудоголиками.
К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833 "Фрукты", 1834 "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". – На самом деле это было большой удачей. Слева от зрителя находится небольшой ящичек, в который сложены персики. Образцом произведений такого рода может служить Семейный портрет (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных.
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов (Цветы и плоды, 1836, 1839 Натюрморт со свечой, Цветы и фрукты, Плоды, фрукты, битая дичь, все 1830-х и др. ). Это картина «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ) именуемая некогда «Вид на мостик и часовню, что на потоке Кедрском в Тринополе». Подобные кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике С. Я. Из картины в картину мастер использует почти один и тот же набор предметов. Справа от вазы стоит наполовину полный стеклянный стакан. Однако именно картины Хруцкого стали своеобразным эталоном жанра в отечественном искусстве той эпохи.
Брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Впрочем, есть у И. Ф. Вильчинского, в который вошли литографированные городские виды изданные в Париже. Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски.
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839 "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х и др. ). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Сохранились исполненные живописцем парные изображения родителей жены, Ксаверия и Александры Бембновских (оба – 1845, Национальный музей, Варшава), портреты детей четы Хруцких («Портрет сына художника», 1855, «Портрет детей» оба – Курская государственная картинная галерея им. Ваза наполнена полевыми и садовыми цветами. Он окончил в Полоцком лицее факультет «свободных искусств» и уехал в Петербург, где как вольнослушатель обучался в Академии художеств под руководством профессора А. Г. Варнека и брал частные уроки у знаменитого английского портретиста Д. Доу, создателя портретной галереи героев Отечественной войны в Зимнем дворце. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. На портреты уже не было такого спроса.
В картине «Цветы и плоды» 1839 года из собрания Третьяковской галереи этот обыденный предмет является центром торжественной композиции, построенной по классическим законам. Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В вазе находится множество цветов, этот летний букет пестрит самыми яркими оттенками. В натюрмортах Хруцкого сохраняются воспринятые из европейских образцов традиции жанра, преломленные в соответствии с современными живописцу представлениями о содержании художественного образа. На вазе четко выделяется рельеф, напоминающий, как мне кажется, стаю волков.
Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. На первом плане картин Хруцкого нередко можно увидеть характерный элемент традиционного голландского «роскошного завтрака» – лимон с надрезанной спиралью кожицей, а рядом с ним грубоватые овощи. Исследователь итальянской живописи В. Э. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу». Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.
Похоронен в поместье Захарничи недалеко от Полоцка. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Награжден золотыми часами лично от императора Николая 1.
Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Так к нему приходят первые деньги и первое признание.
Родился в местечке Улла Витебской губернии. Воспитанники выдающихся русских мастеров К. П. В него свои лепестки опускает один из пионов, как будто желая испить питательной влаги. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Среди его работ этого периода – иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850-1851).
Коллекции двух музеев позволяют показать творчество И. Ф. Сверху на нее художник поместил гроздь винограда. Семашко, по его собственным словам, предпочитал иметь «подражания знаменитейшим картинам» 25. И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю.
В 1827 году Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 году поступает в Академию художеств (АХ). Хруцкий работает очень много. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там. В начале творчества писал исключительно натюрморты, которыми и прославился. Картинный образ «фигуры с плодами» пришел в русское искусство из европейской живописи.
Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь». В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Среди сохранившихся произведений, приписываемых И. Ф.
Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Выставка явилась одним из важнейших событий, завершающих Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Закончил лицей в Полоцке и императорскую Академию искусств в Петербурге. Глазунова (1843, НХМ РБ) и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава).
Работая в стиле классицизма и академизма, он добился высочайших результатов. Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества (Вид на Елагином острове в Петербурге, 1839 Вид в имении, 1847 и др. ). Среди групповых портретов выделяется «Семейный портрет», написанный в 1854 году. После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления.
К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу – блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Он должен взять все заботы о семье. Через два года у него уже малая золотая медаль. Работает он и как пейзажист (Вид в имении, 1847 и др. ).
Так, в упомянутой лотерее ОПХ разыгрывалась работа А. Г. В нем семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. Для резиденции митрополита Иосифа в Вильно и его загородного дома в Тринополе Хруцкий исполнял копии с гравированных картин прославленных западноевропейских мастеров. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником.
Тороповым и другими художниками, учившимися в ИАХ в 1820 – 1840-е годы. Последние сорок лет жизни Хруцкий провел в своем имении, где он и похоронен. Олениным «на высочайшее воззрение» Николаю I. Император удостоил автора полотен золотых часов с цепочкой «в поощрение к достойнейшим трудам» 19. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств. Копировал в Эрмитаже.
И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» – его сестры. Впрочем, есть у И. Ф. В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».
Приобретенное П. М. Третьяковым в коллекцию Галереи в 1884году полотно «Цветы и плоды» (1839, ГТГ) станет центральным на выставке. Исключительно как пейзажист проявил себя в Академии и Андрей Хруцкий. Умер Иван Фомич 13 января 1885 года был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи. Воробьева и удостоен был в 1849 году серебряной медали второго достоинства» за «пейзаж с натуры». Ведь они похожи друг на друга. Хруцкий использует теплый желтый цвет, чтобы передать спелость этих ароматных фруктов.
Пейзажи в творчестве Хруцкого стоят особняком, поскольку манера исполнения большинства из них значительно отличается от привычного живописного «почерка» художника, характерного для его натюрмортов и портретов. Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Маркова, анализируя это произведение, обращает особое внимание на аллегорический подтекст внешне жанровой сцены (кисть винограда в руке девушки выступает как атрибут невинности и чистоты)21. Всего несколько ягод свисают с груши и эта деталь задает пространство картины.
В нижнем углу картины расположен надрезанный апельсин, за которым «скромно» прячется красное яблоко. Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. Прощай, Италия.
В 1830 году Хруцкий поступает в Академию и начинает рисовать натюрморты. Белорус. На выставке представлены произведения, созданные как во время обучения в Академии («Виноград и фрукты» (начало 1830-х, НХМРБ), «Фрукты» (1834, НХМРБ), так и периода расцвета его творчества.
Композиция первых картин Ивана Хруцкого была довольно простой и состояла из нескольких предметов. Изменяется тематика его работ. Хруцкому, есть виды Петербурга и окрестностей Вильно. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), Иван Трофимович усиливает выразительность образа удачным использованием контрастного освещения. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
Он начинает повторять собственные работы, привнося в них небольшие изменения, которые придают натюрмортам ощущение присутствия человека (горящую свечу, дым от сигары, обрывки счетов и др. ). Для Семашко Хруцкий написал множество портретов и пейзажей. Полотно принадлежало Иосифу Семашко, о чем свидетельствует надпись на обороте. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. Натюрморты и портреты Хруцкого пользовались невероятным спросом в XIX в. и украшали салоны и гостиные Петербурга. Помещенные в современный контекст мотивы практически лишены символического значения.
Отца освободили, но Хруцкому пришлось за весьма умеренную плату – тысячу рублей серебром – написать иконы для иконостаса Александро-Невского собора в Ковно и тридцать два портрета духовных деятелей для архиерейского дома в Вильно. Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. На языке официальных академических документов натюрморты называли «живописью цветов и фруктов». Иван Фомич Хруцкий родился 8 февраля (27 января) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне – территория Республики Беларусь) в дворянской семье.
Один из таких натюрмортов исполненный в 1839 году («Натюрморт (Плоды)», НИИ РАХ15), возможно, входил в число произведений, за которые Иван Фомич был удостоен звания академика живописи. А. А. в ландшафтной живописи. Иван Хруцкий (1810-1885). Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850 – 1851) для архиерейского дома в Вильно – 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Лишь один ландшафт выделяется из этого ряда. В начале 1840-х годов И. Ф.
Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Среди портретных произведений художника следует отметить портреты Иосифа Семашко (1842), Потираловской (1842), неизвестного молодого человека (1842). Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины.
С 1845 года и до самой смерти жил и работал в своем поместье в Захарничах в Беларуси. «Малые жанры» определили и творческую судьбу Хруцкого, создававшего портреты и пейзажи, но более всего известного благодаря полотнам с плодами и цветами. Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.
Сегодня, 30 ноября, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы 46–48) открывается выставка «Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур», посвященная 200-летнему юбилею Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885), выдающегося мастера натюрморта. За конфликты с религиозными властями его заключили в монастырь. Через два года у него уже малая золотая медаль. Его натюрморты оказали большое влияние на развитие этого жанра в Российской империи.
И если Портрет жены стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина Старуха, вяжущая чулок (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, – А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. Речушка в этом месте олицетворяла поток Кедрон в Иерусалиме, через который Христа переводили в кандалах31. Полное забвение. Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. Вероятно именно эти полотна можно увидеть в кабинете митрополита, который запечатлен на картине Хруцкого «Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ГРМ). На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей.
Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. В него свои лепестки опускает один из пионов, как будто желая испить питательной влаги. Первую картину написал в 22 года.
Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Хруцкого. На одной из груш висит маленькая веточка зеленого винограда. Эти богатые и красивые картины вызвали восхищение публики, Хруцкий стал популярен. В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга.
Как факт признания достижений художника в 1839году он получил звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». В этот период художник принимает участие в издании «Виленского альбома» Я. К. Воробьева, они работали, как правило, сразу в нескольких жанрах, считавшихся в Императорской Академии художеств «малыми» : писали портреты, пейзажи, натюрморты интерьеры. Основатель жанра академические натюрморты в живописи Беларуси. Он тщательно «описал» здесь каждый предмет, создав тем самым своеобразный портрет хозяина интерьера – человека образованного, педантичного, привыкшего к размеренному образу жизни.
Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. К ним примыкает группа других подобных же работ (Плоды и птичка, 1833 Фрукты, 1834 Виноград и фрукты, Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном, б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции. Скоро эти прекрасные плоды будут украшать стол во время семейного обеда или ужина. В нижнем углу картины расположен надрезанный апельсин, за которым «скромно» прячется красное яблоко. Медные монеты и кухонный нож на первом плане, напоминая о повседневных заботах, вместе с тем являются непременными атрибутами голландских «кухонь» и «рынков».
Тыранова (ГТГ). Также к этому периоду творчества Хруцкого относятся ряд интерьеров: «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти.
Главное место среди них занимает большая тыква, часть которой «прячется» за букетом цветов. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад.
В 1836году художник получил за эту работу большую серебряную медаль Академии художеств и звание неклассного (свободного) живописца. Портрет Миколая Малиновского (1850-е) – может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Он родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебкой губернии. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты интерьеры своей усадьбы, пейзажи иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка.
Демонстративное богатство обстановки и одежды контрастирует с его заурядной внешностью. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в натюрмортах И. Ф. Хруцкого идет прежде всего от академических «штудий цветов и плодов». В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.
Кальварии – паломнические маршруты, олицетворявшие крестный путь Иисуса Христа на Голгофу, – создавались в странах с католическим вероисповеданием и включали остановки или «станции», связанные с важнейшими моментами евангельского события. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855 Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. С приходом признания к И. Ф. Хруцкому стало поступать много заказов, что объясняет обилие вариантов и повторений (с небольшими изменениями) его натюрмортов. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. В 1830 И. Ф. Хруцкий поступил «вольноприходящим учеником» в Императорскую Академию художеств, где существовал класс «цветочный с фруктами и насекомыми».
В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Любуясь картиной, один из современников ощущал себя посетителем фруктовой лавки, где художник «так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Невольно возникает вопрос: все ли сохранившиеся виды принадлежат кисти Ивана Фомича. Посередине мы видим высокую глиняную вазу с цветами. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
С большим обаянием домашний уклад небогатой семьи передан в картинах с интерьерами усадебного дома в Захарничах («В комнатах (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)», 1854, «В комнатах усадьбы художника И. Ф. В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». Если продолжить вести глазами дальше, то взгляд натыкается на скопление фруктов.
В петербургской Академии художеств картины с «разного рода цветами и плодами с различными насекомыми» нередко задавались воспитанникам в качестве учебных программ. Захарничи» (1855), «Мастерская художника». Среди них— «Цветы и плоды» (1836, ГТГ), картина, в которой И. Ф. Хруцкий использовал мотивы (предметы, фрукты, овощи, цветы, переходившие из одного натюрморта в другой) и композиционное решение, ставшие характерными для его натюрмортов. Однако позже перешел на пейзажную и портретную живопись.
Роскошный букет радует нас яркими и сочными красками лета. Главное место среди них занимает большая тыква, часть которой «прячется» за букетом цветов. Уступая по значению историческим полотнам их произведения часто обладали далеко не средними живописными достоинствами. История отечественного искусства относит Ивана Фомича Хруцкого к так называемым «средним» художникам первой половиной XIX столетия1. И это в 26 лет.
Скорее это интерпретация академической программы, привлекавшей внимание многих современников мастера. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). В начале 1840-х годов И. Ф.
Художник изобразил на картине не только лимон, но и много других плодов. Заслужил такие награды, как: Большая серебряная медаль ИАХ и Малая золотая медаль ИАХ. В этих картинах он словно погружается в повседневную, хорошо знакомую среду. Иван Фомич Хруцкий умер 13 января 1885 года.
Исполненные Хруцким копии с портрета Собесского, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама продавались в 1884 году на аукционе Общества поощрения художеств5. Один из них разрезали пополам и обе части положили рядом с ящиком, поближе к вазе. Вещи словно рассказывают о жизни обитателей дома их радостях и заботах. Весьма примечателен в натюрмортах Хруцкого фаянсовый кувшин – своего рода «фирменный» знак его произведений конца 1830-х – начала 1840-х. Так, в наиболее значительной работе 1830-х годов – Портрете жены с цветами и фруктами (1838) – молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Один из них упоминается в архивных источниках как Евстафий (или Евграф).
Серебряковым, В. А. Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839 "Вид в имении", 1847 и др. ). Портрет Миколая Малиновского (1855)— возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. Также следует отметить несколько других подобных работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». О ранних годах жизни художника почти ничего не известно.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского – серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. В том же году художник исполнил картину «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (НХМ РБ). Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. Значительная роль в портретах отводилась натюрморту.
В 1838 году в лотерее, проведенной комитетом Общества поощрения художников, были разыграны работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками» 20. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка. 24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. Воробьева. Две ягоды винограда висят чуть ниже поверхности стола и это настоящая находка художника.
Ведь чтобы выжить, нужно было зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно было иметь связи и признание. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. Копировал в Эрмитаже. Хруцкого Захарничи», 1855 обе – ГТГ, «В комнатах усадьбы художника.
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». Хруцкий обратился за помощью к виленскому архиепископу И. Семашко и митрополиту И. Булгаку. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения— приём, к которому художник прибегал довольно часто.
Особенно это характерно для натюрмортов. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Дети перед мольбертом», НХМ РБ). Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855 Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства. Рядом с разрезанным лимоном лежат пять груш.
О ранних годах жизни Хруцкого известно не много. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Среди них— представленный на выставке «Плоды и свеча» (конец 1830-х— начало 1840-х, НХМРБ).
Изменяется тематика его работ. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. В этой области его деятельность также оказалась весьма успешной. Дейнеки).
Воробьёв, А. Г. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты интерьеры своей усадьбы, пейзажи иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Соединение повседневной реальности с классической гармонией картинных образов особенно выразительно в натюрмортах, где вместо нежных цветов и сочных фруктов «позируют» незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы.
Если продолжить вести глазами дальше, то взгляд натыкается на скопление фруктов. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения – приём, к которому художник прибегал довольно часто. Для архиерейского дома в Вильно Хруцкий написал 32 портрета лиц духовного звания.
Для передачи глубины пространства он использовал эффекты световоздушной перспективы. Он пишет иконы для в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду – малую серебряную медаль Академии художеств. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 – 3 месяца.
Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. Брюллова, А. Г. Так, «Натюрморт с биноклем» (1839, Национальный музей, Варшава), был настолько популярен у современников, что на сегодня известно восемь его повторений под разными названиями. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. Схожа с композициями Хруцкого картина «Девушка с фруктами» А. В.
Варнек, Ф. А. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. Художник изобразил стол, на котором разложены дары природы.
Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. По мнению одного из исследователей жанра, в европейском искусстве это было граничит с развитием буржуазного общества, представители которого предпочитали аллегорическим и «ученым» постановкам менее замысловатые и более нарядные цветочные и застольно-кухонные композиции2. Хруцкий изобразил часовню на мосту через ручей Болтупы в Тринополе.
Бруни. Ощущение предметного восприятия натуры, своего рода «натюрмортное» видение живописца, достигает наибольшей выразительности в произведениях второй половины 1840-х – 1850-х годов, особенно в женских портретах и так называемых семейных картинах. Пространство комнат, даже если изображена анфилада, – камерное, достаточно замкнутое.
Избрав низкую точку зрения, художник придал пейзажу «интерьерный» характер, подчеркнув уединенность места. И это в 26 лет. Брюллов, М. Н.
В русском искусстве первой половины XIX века декоративные «завтраки» и «плоды» сохранили свое значение прежде всего как академические постановки. Экзотические плоды – лимоны, виноград, персики – соседствуют с привычными для жителя средней полосы России яблоками, смородиной, вишней и земляникой, в букетах господствуют не розы и гвоздики, а садовые пионы (любопытно, что в европейском натюрморте эти цветы получили распространение лишь во второй половине XIX века). Художник учился у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьёва, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни. Справа от вазы стоит наполовину полный (или пустой) стеклянный стакан. Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником.
В это время школа отечественного натюрморта только начинала формироваться. При этом в портрете ощущается определенный внутренний контакт между художником и героем. В творчестве некоторых живописцев (Алексей Венецианов, Василий Тропинин) они составили едва ли не главное направление. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни. Тарновского.
В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого – белорусского и русского живописца первой половины XIX века, наиболее известного в отечественном искусстве мастера живописи «цветов и плодов». Пластичность живописных форм и контрастное «натурное» освещение, присущие натюрмортам художника, сменяются в пейзажах плоскостностью в передаче пространства (его физическая глубина почти не ощутима), монотонным и сухим цветовым решением. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. В 1839 году он был удостоен звания академика живописи. Здесь так же, как и в Автопортрете (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения – прием, к которому художник прибегал довольно часто. Портрет Миколая Малиновского (1855) – возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. «Старуха, вяжущая чулок» (ГТГ) и «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (обе— 1838, НХМРБ)— произведения, за которые И. Ф. Хруцкий в 1838году был удостоен малой золотой медали.
Особую прелесть интерьерам придает присутствие в них детей. К ним относятся «Цветы и фрукты», «Цветы и плоды», «Натюрморт со свечой». Его картины знакомы многим, хотя имя Ивана Фомича Хруцкого вряд ли известно большинству. Сверху на нее художник поместил гроздь винограда.
В частности, натюрморты с фигурами являлись характерной приметой североитальянской школы XVII века. Каждый раз внимание зрителя обращено лишь на часть интерьера, один из уютных уголков с тщательно подобранными натюрмортами из предметов: комнатными растениями, картинами в резных рамах, пестрыми тканями, наброшенными на диваны и кресла. Во второй половине 1840-х годов художник возвращается на родину. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Предполагают, что «Неизвестная» – его младшая сестра.
Иван Хруцкий (27 января 1810 – 13 января 1885) Иван (Ян) Фомич (Томашевич) Хруцкий – белорусский художник, художник, шляхтич герба Лелива. На картине изображена одна из станций так называемой Виленской Кальварии. Но до сих пор остается загадкой – кто эти женщины. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами».
Всего в 1840-х годах Хруцкий написал более 20 портретов разных лиц23. В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств.