«хромоножка» Хосе де Риберы.
Интересно, что в собрание работа попала под абсолютно другим названием, «Карлик», поскольку главный герой действительно сложен непропорционально. Художник сделал это для того, чтобы придать этому сюжету особую торжественность, величие.
Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Он бедный калека.
Андрей», 1630–32, обе– Прадо, Мадрид). Лицо же озарено искренней улыбкой ребенка.
герцога Тосканского и др., создавал живописные полотна и офорты преим. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии.
На картине Риберы он изображен стариком истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме.
К этому времени несколько меняется его манера. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо.
Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Примкнул к Караваджизму.
Эта точка зрения вполне понятна, но работа Риберы, конечно, выше критики: эта история не о социальном неравенстве – это блестящий портрет современника художника, простого величественного человека. На этом полотне юной инфанте всего четыре года. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. строй становится более уравновешенным, палитра– более светлой и светоносной, мастер работает открытым свободным мазком. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Помимо палки, в руках у хромого зажата бумажка, на которой легко читается латинский текст: «Da mihi elimosinam propter amorem dei» (дословно – «Дай мне милостыню за любовь Божью», что не может не напомнить «Подайте ради Христа», которое и сейчас слышишь в поездах метро и пригородных электричках).
(прозвище — Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Так называемый «крест св. Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Одежда мальчонки изношенная, с дырками. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план.
художник и гравёр. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Но образ этой гордой аристократки кажется одиноким и трагичным.
В его руке находится листок с просьбой и помощи, который носят попрошайки. Прометей – один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Невозможно не отметить глубину хороших чувств художника, нарисовавшего этот портрет. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал.
С середины 1630-х гг. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Ссер. содержания, для которых характерны острый натурализм (часто использовал простонародные модели), драматизм образов, резкие светотеневые контрасты, точный рисунок, насыщенная яркая палитра («Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы», 1626, Эрмитаж, С. -Петербург «Демокрит», 1630, «Св.
В Испании популярен плутовский роман и в хромом мальчугане с его слегка оттопыренными ушами, веселой заразительной улыбкой (хотя она и обнажает кривые зубы) легко угадывается маленький пикаро (плут, ловкач). Она облачена в строгое черное платье и укутана воздушной светлой шалью. Святой Павел Отшельник был первым христианским святым, который вел одинокий и созерцательный аскетичный образ жизни. Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы.
С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хосе Рибера (Jose de Ribera) (около 1591--1652), по прозвищу Spagnoletto -- маленький испанец.
Все ее «щедрые дары» легко уместились в композицию произведения: жалкие лохмотья, плетеная соломенная сумка с несколькими яблоками, немного креветок, лежащих прямо на полу, глиняный кувшин и темный угол, в котором и сидит нищий мальчик в окружении своего хозяйства. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. вице-королей, вел. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. На этом полотне маленький мальчик.
под влиянием венецианской и флам. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. «Золотой век» Испании совпал с периодом Контрреформации – временем, когда Римско-католическая церковь восстанавливала свой пошатнувшийся престиж и художники действительно охотно брались за религиозные сюжеты.
Одним из таких портретов стало полотно «Хромоножка», запечатлевшее хромого маленького нищего имя которого история не сохранила. Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). Между ней и зрителем существует непреодолимая психологическая преграда, возведенная надменной моделью и мастерски переданная художником. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Таков и «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана». Образ маленького бродяжки полон обаяния и детской непосредственности. Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами. С середины 1630-х гг. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Карраччи живопись Р. меняется– композиц.
В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие -- с внутренней силой. Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел». Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Искусство Риберы взывает к испанскому спиритуализму XVII века, который выражен здесь и драматической трактовке светотени (кьяроскуро), ведущей свое происхождение от итальянского художника Караваджо. Это отчетливо видно в его картине «Хромоножка» (или «Хромой нищий»), которая сейчас хранится в Лувре.
Рибера решил его по-своему, смело и просто. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620—30-х гг. караваджизма. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид).
Она изображена в тёмной пещере с обращенным к Богу взором. В своем стихотворении он резко осудил и тех, кто пишет нищих и тех, кто эти картины покупает, говоря о дегуманизации: «Эти картины так ценятся, что вы видите их в домах власть предержащих в великолепно украшенных рамах и те, кто платят тысячи за эти работы, не дадут и копейки настоящим нищим, несчастным и голым», «То, что ненавистно им в жизни, нравится им в живописи». Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя.
Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). живописи того времени, а также болонского академизма бр. Впечатлению зыбкости, ломкости противостоит божественная мудрость Бога-Отца, его спокойная безграничная нежность. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам.
Получив признание при неаполитанском дворе, Рибера в то же время стал героем жутких легенд и сплетен. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620—30-х гг. Примкнул к караваджизму. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) художник Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра. Это своего рода актерство, раз.
«Хромоножка» написан уже состоявшимся художником, чья творческая манера претерпела ряд изменений: под влиянием мастеров Болоньи от тенебризма Караваджо (работа с контрастной светотенью) он приходит к более спокойной цветовой гамме, янтарно-золотистым оттенкам, умеренным световым эффектам. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Расцвет творчества Риберы относится к 30--40-м годам. Весь его вид наполнен жизнерадостностью, мальчик наполнен внутренним светом и чистотой. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. РИБЕРА (Ribera) (прозвище Спаньолетто, Spagnoletto) Хусепе де (крещён 17. 2. 1591, Хатива, Валенсия– 3. 9. 1652, Неаполь) исп.
характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы («Демокрит», 1630, Прадо, Мадрид). Тем не менее, в данный момент установлено, что эту картину приобрел фламандский торговец. 1630-хгг. Это естественно для живописца, жившего в Италии.
и перед вами не нищий, а солдатик. Апостол Андрей изображен в молчаливом споре со священником. Художник любил изображать уличных мальчишек в их повседневных занятиях.
Несмотря на свое физическое несовершенство (у мальчика, скорее всего, амиоплазия: он не может полностью встать на изуродованную стопу, вот таким образом основная нагрузка идет не на пяточную часть, а на плюсну и пальцы), калека полон внутреннего благородства и достоинства, образ целостен и монументален. Но всегда и во всем он оставался испанцем. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно.
В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего». Святая Мария Магдалина – великий пример раскаявшейся грешницы. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры.
Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. В этот период создаются религиозные («Поклонение пастухов», 1638, Музей изящных искусств, Гренобль «Святая Инесса», 1641, Дрезденская КГ), мифологические («Титий», 1632, Прадо, Мадрид) и жанровые («Хромоножка», 1642, Лувр, Париж) картины.
Этот подход мог бы сыграть злую шутку с несчастным хромоножкой, выставив напоказ его уродство, но неподдельная искренняя улыбка и читающаяся в ней любовь мальчика к жизни творят чудеса. Наверняка, ребенок понимает, что Рибера увековечит его персону на долгие столетия. В этом жанре он раскрывается как художник, старающийся зафиксировать национальный колорит, своеобразие страны с ее «великими чудесами природы» (например, Рибера создал портрет бородатой женщины) и простыми людьми, которых он писал, как обычно писали кардиналов и герцогов.
Рибера написал картину в 1642 году в Неаполе и долгое время считалось, что заказчиком этой работы был вице-король Неаполя, Рамиро Нуньес де Гусман, являвшийся покровителем художника. Заполучить огонь Прометею помогла Афина. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор. Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения – прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него снова отрастала (ведь он был бессмертным). 1645, Мадрид, Прадо). Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Этот факт и заставляет его быть таким счастливым и гордым. Чтобы точно передать ощущение человеческих мук, он посещал тюрьмы и делал зарисовки во время допросов, наблюдая, как ведут себя люди под пытками, как изменяются их мышцы тела, лица.
Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Апостол Андрей был распят на двух столбах, соединенных в форме буквы «Х».
Ок. Тело его как будто выхвачено мощным пучком света, в то время как остальные действующие лица этой сцены почти полностью скрыты мраком (приём тенебризм) – этим художник как бы подчеркивает непреклонную волю святого. Сохранилось также несколько портретов художника.
Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно. Ритм белого и голубого усиливает эффект монументальности, устремленности вверх. Картина «Хромоножка» находится в известном парижском музее «Лувр». религ.
Являясь придворным художником испанского монарха, он часто писал членов королевской семьи и их приближенных. Один из них запечатлен на картине «Маленький нищий». Рибере, уроженцу Валенсии, ученику известного валенсийского художника Ф. Рибальты, было чуть больше двадцати лет, когда он навсегда уехал в Италию.
В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Рибера (Ribera) (прозвище — Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой. В той или иной мере они связаны с непростой личностью этого независимого, гордого, резкого и страстного человека, умевшего вместе с тем располагать к себе людей. Работал по заказам исп.
Один из самых романтических образов этого времени – кающаяся Мария Магдалина. Главный персонаж картины изображен со взглядом, смотрящим сверху вниз.