Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном («свыше») происхождении. Аминь. Но это не важно.
Но деятельность Иоанна уже идет к концу, тогда как Христос только еще начинает Свою. Но велико его желание познать истину. Впрочем, суд над миром и ближе всего над евреями, уже идет.
Для того чтобы жить, они должны были взирать на этот символический образ. Чтобы разгадать ее, перенесемся в 1894 год. В 1850 г. он успешно сдает экзамены для поступления в Императорскую Академию Художеств. Когда он говорил как толстовец, это было скучно. 61и Иов. 1:19). Сущность этого суда заключается в том, что «свет», т. е. свет Христовой истины, заблистал в мире, находящемся во тьме грехов и всяких предрассудков.
И снова Ге отходит от канонов Евангельской живописи. Таким образом можно утверждать, что Никодим прошел в члены синедриона как раввин. Это отношение едва ли будет доброжелательным.
(Однако Сам Господь говорит, как важно поверить всем сердцем, не нуждаясь в явном чуде: Блаженны не видевшие и уверовавшие. ) Обратите внимание, что первое чудо творится на свадьбе, на пиру человеческой радости и веселья и что Христос помогает длится этому веселью. Одна из подготовленных к экспонированию картин — «Распятие» Н. Н. Ге — вызывает гнев президента Академии художеств великого князя Владимира. О запрещенных картинах говорили их обсуждали в газетах и вывозили за границу. Люди хорошо знали, что сам по себе медный змей не имеет никакой силы. Сейчас местонахождение картины неизвестно.
Это, во-первых, «вода», т. е. Картина достаточно темная, не прочитав названия, даже невозможно понять, что на ней изображено. Он понял, что человек перед лицом ужаса смерти и отчаяния по-другому осознает свою жизнь. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. Но что же в таком случае будет означать выражение: «сшедший с небес».
Во-вторых, о Духе нельзя сказать, что он дышит (точнее, «веет»), что можно слышать Его голос. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (1Ин. 3:2). Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Такой смысл имеет первый вопрос Никодима.
Некоторые иудеи (или, по другому чтению, один иудей) вступили в состязание с учениками Иоанна «об очищении» ( ), т. е. об обычаях иудеев обмывать посуду и самим омываться (ср. «Тогда, — вспоминала Н. К. Крупская, — какими-то судьбами, выплыли на сцену капиталист и рабочий, рабочее движение, социализм. Креститель также приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха (2Кор. 11:2). Его обнимали, целовали, жали руку, а он растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал».
все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету ( – дела нравственно злые, коварные). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Выражение «приходящий свыше» обозначает именно неизреченное рождение Слова от Бога Отца, а не посланничество Христа на служение (свт. Тишендорф, 8-е изд. ). Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. Так как «дела их», т. е.
Не зная ещё, что «Распятие» стало «лебединой песнью» художника, говорили, что это именно то, на что он и получил свой талант. И, собрав человек десять, она отправилась с ними на квартиру.
Христос находится в углу картины, спиной к стене. Художественный талант мальчика проявился довольно рано. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Kрестителя. Другим новшеством, вызвавшем неприятие картины, стал образ Христа.
Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Под «землей иудейской» в то время подразумевалась область, ограниченная с севера крайними пределами Самарии, с юга – краем пустыни у Вирсавии, с запада – низинами Филистимской равнины и с востока – линией Иордана и Мертвого моря (проф. Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. Внешне это было нелепо, но внутренне, логически — осмысленно.
Знаменского. Но это был символ Христа. Нечто подобное было и при торжественном входе в Иерусалим. Никодим еще ничего не спросил у Христа, но Христос, Kоторый «Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25), прямо отвечает ему на тот вопрос, какой ему хотел предложить Никодим. Он также совершал при проповеди и обряд крещения, как Иоанн, но между крещением Иоанна и крещением Христовым существовало довольно большое различие.
Оклад Евангелия конца X – начала XI в. Константинополь. История с Моисеем была хорошо знакома Никодиму. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос дарует «вечную» жизнь, т. е. Они отвечали: он надобен Господу. Рождение – начало жизни. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд.
Затем он должен получить «Духа» Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога. Святителю отче Василие. Они связав Иисуса, отвели и передали Его Пилату. Окрыленный успехом он начинает работать над эскизами евангельских сюжетов и выполняет большое полотно «Весть о Воскресении».
Динамическая композиция свободная от традиционной центричности, напряженный ритм движения. Но посмотри, сколько обвинений предъявлено против Тебя. Христос разъясняет здесь, какой «суд» Он имел в виду в предшествующем стихе. Яко в беззакониях зачат есмь – исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. Страсть к рисованию вытесняет интерес к наукам. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата.
Уннкальность творчества Николая Ге (1831-1893) — в его несвоевременности. Посетив однажды с писателем Иваном Тургеневым в Репина и увидев Бурлаков, над которыми он работал, уже знаменитый в то время Николай Ге, картину которого Тайная вечеря Репин считал вершиной в мировом искусстве, сказал Репину, что Бродяги затмили Тайную вечерю. «Распятие» Ге переписывал десять лет. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Иосиф Ге был женат на дочери полтавского помещика.
Где гарантия того, что такая новая жизнь, жизнь «сначала» действительно могла бы пойти по-новому. Если мы поймем глагол «восходить» в переносном смысле, то в таком же смысле должны будем понять и глагол«сходить». По крайней мере, еще 70 толковников употребляли слово в том и другом значении (ср. В синедрион же фарисей мог попасть только в том случае, если он принадлежал к числу раввинов или книжников ( ), так как главный контингент синедриона состоял из представителей священства, которое, будучи проникнуто духом саддукейства, не допустило бы в число членов синедриона простого представителя враждебной ему фарисейской партии.
Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. По принятому у нас тексту, в этом стихе нужно еще вставить слово «Бог», которое и является подлежащим, причем «Дух» становится дополнением. «Я побежал туда, – рассказывал Николай Николаевич, – убийца был в избе. Ге как будто начал понимать Евангелие с точки зрения искусства.
Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Все фигуры на полотне крайне напряжены, но главный герой картины – Иуда (авторское название картины – «Отшествие Иуды»). Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. Картина вызвала много нареканий, критики не восприняли замысла художника. Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Тогда Мария подошла к Христу и сказала: "У них нет больше вина". Почему-то абсолютно голый.
То и другое необходимо для каждого, кто хочет войти в Царство Божие. Где гарантия того, что такая новая жизнь, жизнь «сначала» действительно могла бы пойти по-новому. «Брак в Кане» – очень популярный живописный сюжет. Например, по мнению Бейшлага, здесь нет речи о «реальном» вечном существовании Сына Человеческого и, следовательно, о Его Божественной природе, а говорится только об «идеальном» предсуществовании Его «в мыслях» Бога Отца. Пилат был смущен.
Наречие «так» (), которым начинается вторая половина стиха, показывает, что в этой половине речь идет не о том духе (ветре), о котором сказано в первой половине, а о Духе Божием. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви. Деян. 26:5 Kлимент Александрийский, «Педагог», 56, 5 7, 4 и большинство древних переводов – латинский, коптский, сирийский, а также Иустин, Тертуллиан). Но кого разумеет далее Kреститель под «земным» и «говорящим от земли».
И Никодим действительно понял, что Христос здесь требует совсем другого, чем Иоанн Kреститель, призывавший к покаянию (). Уважая мнение Толстого, Третьяков всё-таки купил произведение Ге. Это видел и Н. Н. Ге.
Неожиданно во время свадебного пира заметили, что запасы вина стали иссякать. стих 25). Ге становится апостолом нового искусства. Хотя он и писал на религиозные темы, но был далек от проповеди религиозности.
Выражение «приходящий свыше» обозначает именно неизреченное рождение Слова от Бога Отца, а не посланничество Христа на служение (свт. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада.
В 1891 г. умирает его жена, он тяжело переносит ее смерть. С другой стороны, есть люди, поступающие «по правде» или, точнее, делающие истину ( ), т. е. люди честные искренние, чуждые всякого лицемерия (ср. «Повинен смерти. » – одна из самых непонятных картин Ге из «страстного цикла». А ты берег хорошее вино до сих пор. Не разрушится ли этим представление о бытии Логоса и до Его воплощения.
Деян. 26:5 Kлимент Александрийский. В любом человеке он находил хорошую сторону. В покаянии человек сам, хотя и не без помощи Божией, старался изменить свою жизнь, а в том новом рождении, о котором говорил Никодиму Христос, человек являлся существом страдательным, вполне подчиненным силе Божией, подобно тому как без всякого собственного соизволения дитя рождается на свет (об условиях, какие предъявляются самому ищущему возрождения человеку, Христос пока не говорит, о них будет речь особо в стихах 12–21). Иоанн все-таки был пророк, удостоенный божественных откровений и говоривший народу как посланник Неба (Ин. 1:29–34). Но разве можно надеяться на то, что в этой новой второй жизни – если бы она была возможна – он был бы свободен от своих природных слабостей и греховных привычек, которые делали для него невозможным достижение идеала.
Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. После смерти художника его сын, Николай Николаевич Ге-сын, «Суд Синедриона. Рожденное от плоти есть плоть, – говорит Господь. Эти два человека уже встречались 20 лет назад в Италии, но их встреча было мимолетной.
Ис. 61:1 и Иов. 1:19). неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться. Боже Мой. Никодиму хотелось бы снова пережить свою жизнь, так неудачно уже почти прожитую. Романтично поднята тема – ничтожестве человека перед неизвестным грозными силами. Да, Он такое право имеет. Он начал в Галилее и пришел сюда (Лк, 23:4-5). Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср.
Тем не менее Мария предупредила слуг, чтобы они сделали все так, как укажет им Иисус. «Повинен смерти. » и «Распятие» отправил Л. Н. Толстому, картины были завернуты в газеты из-за чего печатный шрифт в нескольких местах въелся в краску. Аминь. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих.
Это видно, во-первых из того, что о еще не уверовавшем Никодиме нельзя было сказать, что он «слышит» голос Духа (свт. Пилат спросил Его: Ты – Царь Иудейский. Жизнь этих верующих абсолютно изменилась и они, получая во Христе благодать Божию (Ин. 1:16), этим самым свидетельствуют со всей твердостью («прилагают печать свою»), что обещания, которые дал Бог им через Иоанна Kрестителя (Ин. 1:29), действительно приходят в исполнение: они стали много лучше, чем были прежде и сами являются «печатью», удостоверяющей истинность Божиих обетований.
Затем он должен получить «Духа» Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога. Разъясняя свое отношение к Христу, Креститель сравнивает себя с «другом жениха» игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка. Многие годы, проведенные заграницей, оставили в характере Ге сильный отпечаток. То и другое необходимо для каждого, кто хочет войти в Царство Божие.
Kак фарисей и притом раввин, Никодим не мог остаться равнодушным свидетелем того, что происходило на его глазах в Иерусалиме: он наблюдал за знамениями, которые совершал Христос, слушал Его проповедь и пришел как и многие другие, к убеждению, что Христос есть истинный посланник Божий. Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (Ин. 7:38). Как может человек родиться, будучи стар. В этом же году у него возникает новый замысел картины «Распятие» : все три фигуры должны стоять на земле, руки и ноги двоих пригвождены к кресту, а третий привязан.
Там, где мысль понятна, дополнение при этом глаголе иногда выпускается (Мф. 10:6, 13:2 Иак. 1:5). В 1887 г. Третьяков Павел Михайлович захотел приобрести картину «Христос в Гефсиманском саду», Николай Николаевич перед продажей собирался покрыть картину лаком, сделать копию и в конечном итоге в 1888 г. родилось полотно «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: «всякий» может спастись благодаря Христу. В 1892 г. он заново пишет свое «Распятие». 15:1-5). Художник провез на родину картину тайно, наклеив на нее изображение Моисея.
Она ему очень не понравилась и он не хотел её приобретать. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Иоанн Златоуст). Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Kрестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Kоторый был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»). Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
В это время Ге много читал Святое Писание, с интересом и пользой для своего творчества изучал работу Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса», в этой точке он соприкоснулся с Александром Ивановым. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л. Н., так как всецело ему доверял. Но кого разумеет далее Креститель под «земным» и «говорящим от земли».
Но чаще он говорил как художник. Ин. 1:51), Kоторый сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после см., например, Цан, с. 197)4. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л. Н. Иисус ответил: Ты сказал. Аминь. Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям.
Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина. », «Голгофа», «Суд Синедриона». Но он с иронией спросил Христа: Как может человек родиться, будучи стар. Коровин, Левитан), Ге, образно говоря, вырвался вперед. Крест мы можем заметить, если проследуем взглядом за властной рукой легионера, склон горы Голгофа лишь намечен.
Но такое чтение отвергается критиками библейского текста (см. Разбойник зовет его, но тот уже умирает. Стоял в углу. Конечно, Он указывал на Самого Себя как на Основателя этого Царства и начал образовывать вокруг Себя многочисленное общество верующих (ср.
Среди его любимых учеников были С. Костенко, В. Замирайло, А. Куренной, Г. Бурданов, С. Яремич, Л. Ковальский, Г. Дядченко, И. Пархоменко. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Вытянувшись, он топтался на месте и ноги держал как-то странно – пятками врозь.
Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух»)3. Николай Ге принадлежал к той передовой части интеллигенции, которая высоко несла эстетические и нравственные идеалы эпохи. Богословский) понимают употребленное здесь Христом выражение «взойти на небо» в переносном смысле, как обозначающее «полное и абсолютное знание тайн Божиих». Жизнь этих верующих абсолютно изменилась и они, получая во Христе благодать Божию (Ин. 1:16), этим самым свидетельствуют со всей твердостью («прилагают печать свою»), что обещания, которые дал Бог им через Иоанна Крестителя (Ин. 1:29), действительно приходят в исполнение: они стали много лучше, чем были прежде и сами являются «печатью», удостоверяющей истинность Божиих обетований. По крайней мере, еще 70 толковников употребляли слово в том и другом значении (ср. Так и у апостола Павла сказано: «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф. 5:13).
Аминь. Почему. В Европе так будут писать в 1910-е годы. Находясь на пороге смерти, он слышит слова любви от Христа. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн.
Христос под «земным» мог разуметь здесь все то, что доселе (Ин. 2–3) сказано Им о храме и богослужении, о покаянии и вере, о водном крещении и возрождении. Первосвященники обвиняли Его во многих преступлениях. Говорили они, конечно и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник. Очень вероятно, что такое пребывание Христа в земле иудейской было довольно продолжительно, так что Он успел проповедать весть о приближении Царства Небесного по всем пределам Иудеи.
(Конечно именно Царство Мессии разумел Христос под Царством Божиим, так как основать Царство Божие на земле, по верованию иудеев, должен был Мессия. ) И Христос с особой торжественностью («истинно истинно», т. е. Но это не важно. Но при сходстве между медным змием и Христом существует и важное различие. Вот почему Лесков, писавший вскоре после этого «Зимний день», употребил в своем рассказе слово «бойня». Нужно заметить, что все отцы и учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии и такое воззрение имеет вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь «только сравнение», – с. 200).
Там, где мысль понятна, дополнение при этом глаголе иногда выпускается (Мф. 10:6, 13:2 Иак. 1:5). И они не боятся обнаружения их дел, так как знают, что делали их «в Боге», т. е. Картина выполнена в чуть экспрессивной манере, широкими мазками.
Наверное, в этом заключается нравственный смысл картины. Но Иисус ответил: «Еще не пришел час Мой».
Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух»)16. Он даже решил написать Христа и двоих разбойников без крестов: так появилась неоконченная картина «Голгофа» в 1893 г. Но летом того же года он находит именно то, что не давало ему покоя всю жизнь. Иерусалим же, как главный город земли обетованной, выделялся из этой области. Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться. Ин. 7:26, 50).
Богословский, с. 248). с. 291–294). Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. 4В этом стихе, таким образом, устанавливается такая мысль: никто из живущих на земле не имеет вечного, небесного или божественного существования, кроме Сына Человеческого, Kоторый на земле явился как сошедший с неба и Kоторый и пребывая на земле, не перестает быть обладателем вечной божественной природы. В 1912 г. он принял французское гражданство.
до сих пор неизвестна. Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть) и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.
стих 25). По окончании праздника («после сего» –, т. е. после всех описанных с 13-го стиха 2-й главы происшествий) Христос отправился из Иерусалима в землю иудейскую. К тому же интерьер помещения, где происходит действие, создан в соответствии с древними иудейскими обычаями – подобие «триклиниума», беленая комната и минимум мебели. Далее, при чтении, принятом в новых изданиях, глагол «дает» остается без дополнения. Их мысли еще находятся там, на Тайной вечере и им не верится, что роковой час уже близок. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело.
— Как может взрослый человек вновь родиться. В Петербурге открывается выставка художников-передвижников. Он называет картину «бойней» и приказывает убрать ее с выставки. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Крестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Который был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»). На картине изображен суд над Христом, который вершит Синедрион.
Но это все детали. Царевич Алексей – тщедушен и робок. «Чем люди живы».
То же произошло и с картиной «Распятие» после удаления ее с выставки. Ге Н. Н.
скажите ему так: он надобен Господу. В точности нельзя указать местонахождение Енона. Н. Н. Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л. Н. Они не верят Христу даже теперь, когда Он говорит им о земном ( ), т. е. о Царстве Божием, как оно проявляется в земных отношениях. Но первосвященники настаивали, говоря: Он Своим учением подстрекает людей по всей Иудее. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Крестителя. Это был один из иудейских начальников, т. е. член синедриона (ср.
Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. И в 1893 г. Ге Н. Н. Писатель подчеркнул особый смысл слова, выделив его курсивом. Ин. 7:3). Некоторые иудеи (или, по другому чтению, один иудей) вступили в состязание с учениками Иоанна «об очищении» ( ), т. е.
Иоанн все-таки был пророк, удостоенный божественных откровений и говоривший народу как посланник Неба (Ин. 1:29–34). Он прекрасно говорил, всегда вкладывая в свои слова всю душу. «Что есть истина. » написана поверх другой картины художника— «Милосердие» («Не Христос ли это. »), созданной в 1879 году и экспонировавшейся на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (1880). Это видно, во-первых из того, что о еще не уверовавшем Никодиме нельзя было сказать, что он «слышит» голос Духа (свт. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар.
7По принятому у нас тексту, в этом стихе нужно еще вставить слово «Бог», которое и является подлежащим, причем «Дух» становится дополнением. верующий во Христа войдет в Царство Божие. За этой картиной в 1892 г. последовал «Суд Синедриона. «Итальянский период» художника длился 13 лет и закончился в 1870 г. Вернувшись в Петербург, он стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок.
«Педагог», 56, 5 7, 4 и большинство древних переводов – латинский, коптский, сирийский, а также Иустин, Тертуллиан). Сам Христос называет Никодима «учителем» (стих 10).
Kирилл Александрийский), так как и сам Kреститель был также послан свыше (ср. Художник изобразил момент окончательного разрыва Иуды с Христом, когда он обозначил того своего ученика, который предаст его: Христос протянул кусок хлеба Иуде, тот, приняв его, уходит. Холст, на котором Н. Н. Ге написал картину, не был новым. Символ – вознесенный змей – помог ему понять миссию Спасителя. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Такой смысл имеет первый вопрос Никодима.
Ин. 7:3). Ин. 1:47). Иисус изображён измученным, низкорослым, тщедушным. В-третьих, о Духе известно, что Он приходит от Бога и к Богу уходит (Пс. 103:29 Еккл. 12:7).
Сам Христос называет Никодима «учителем» (стих 10). От «Милосердия» осталась только фотография, сделанная на выставке и опубликованная сыном художника в каталоге 1903 года. — А. М. ) молодежь». Стоящее здесь греческое слово может означать и «дух» и «ветер», хотя собственно для обозначения ветра у греков было особое слово –. стих 3).
В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Kреститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (Лк. 3:2), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Камнем преткновения стал именно разбойник. было присвоено звание профессора (минуя звание академика), а полотно приобрел цесаревич Николай Александрович в 1864 г. во Флоренции. Но разве можно надеяться на то, что в этой новой второй жизни – если бы она была возможна – он был бы свободен от своих природных слабостей и греховных привычек, которые делали для него невозможным достижение идеала. Таким образом можно утверждать, что Никодим прошел в члены синедриона как раввин. С другой стороны, есть люди, поступающие «по правде» или, точнее, делающие истину ( ), т. е.
Последний же, Страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Картина произвела большое впечатление на питомцев школы.
И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Но картина не сразу попала в галерею. Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме. для Бога и с Его помощью.
После смерти его картины ждала нелегкая судьба. «Распятие» 1894 г. попало в частные руки. В-третьих, о Духе известно, что Он приходит от Бога и к Богу уходит (Пс. 103:29 Еккл. 12:7). Могут ли раввины с верой принять Его учение о «небесном» ( ). В 1890 г. Николай Николаевич пишет картину «Что есть истина. » (она была представлена на 18-й передвижной выставке и личным приказом Александра III запрещена к показу картину купил Третьяков по настоянию Толстого Л. Н. ), а в 1891 г. – «Совесть.
Ин. 1:47). Богословский, с. 248). И в Петербурге и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. Аминь.
Перед ним проходят первосвященники Анна и Каиафа в окружении своих слуг и лишь первосвященник Никодим закрыл лицо руками, осознав всю несправедливость и жестокость суда. Процесс их создания невозможно вогнать во временные рамки: эти мучительные поиски истинного отображения страданий Христа на кресте продолжались много лет, он переписывал полотно несколько раз до основания, он создал множество эскизов маслом, осталось несколько альбомов графических зарисовок. «Люди же», т. е. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света им приятно было оставаться в прежней тьме.
Разъясняя свое отношение к Христу, Kреститель сравнивает себя с «другом жениха» игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Так и у апостола Павла сказано: «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф. 5:13). Другие уже ясно обнаружили свое неверие во Христа и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили во имя Сына Божия, т. е. не признали в Нем Того, Kто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (Ин. 1:15–18).
В евангельских сюжетах он искал ответы на этические проблемы своего времени. Через месяц он снова переделал картину. Позже он переводится в Петербургского университета. Kирилл Александрийский), так как и сам Креститель был также послан свыше (ср.
В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Креститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (Лк. 3:2), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Его поздние работы на евангельские сюжеты — образец зрелого экспрессионизма. В 1867 г. его ждет разочарование: картина «Весть о Воскресении» на выставке Академии Художеств не имела успеха (критики посмеивались над его Марией Магдалиной, которая несла известие о Воскресении Христа, называя ее ласточкой или сорокой), как и «Христос в Гефсиманском саду».
Ин. 1:6). 3Стоящее здесь греческое слово может означать и «дух» и «ветер», хотя собственно для обозначения ветра у греков было особое слово –. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение – «вознестись» имеет здесь двойственный смысл5, чтобы каждый, кто верует имел в Нем жизнь вечную («верующий в Него» – перевод неточный, так как выражение, «в Нем», нельзя ставить в зависимость от глагола чтение же, «в Него», считается менее засвидетельствованным).
Далее, при чтении, принятом в новых изданиях, глагол «дает» остается без дополнения. для чего Ты Меня оставил. » Рядом с ним на крестах распяты разбойники. Во-вторых, о Духе нельзя сказать, что он дышит (точнее, «веет»), что можно слышать Его голос.
Ныне существующая фигура Христа «переделана» из фигуры девушки в светлом платье с картины «Милосердие»2. Он был толстовец. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос дарует «вечную» жизнь, т. е. верующий во Христа войдет в Царство Божие. Например, по мнению Бейшлага, здесь нет речи о «реальном» вечном существовании Сына Человеческого и, следовательно, о Его Божественной природе, а говорится только об «идеальном» предсуществовании Его «в мыслях» Бога Отца. Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит. И как надо нам учиться видеть самое главное в чудесах.
Точнее его обращение ко Христу можно передать так: «мы знаем, что ты пришел от Бога как учитель». Но деятельность Иоанна уже идет к концу, тогда как Христос только еще начинает Свою. Но с таким толкованием нельзя согласиться, так как в таком случае мы должны будем глагол «восходить» () лишить связи с глаголом «сходить» («сшедший с небес» – ), а между этими обоими глаголами здесь, несомненно, существует тесное взаимоотношение. 19 раз. Как и ученики Христа (Ин. 1:38–49), Никодим называет Христа учителем и притом говорит, что признает Его вместе с некоторыми другими («мы знаем») именно только как учителя, хотя и посланного Богом. Он свидетельствовал перед своими учениками и народом о том, что слышал и видел (Ин. 1:34, 3:11). Впрочем, суд над миром и ближе всего над евреями, уже идет.
Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн. Тут открылось, что вино появилось в результате чуда Христова. Тогда Пилат обратился к первосвященникам и толпе: Я не вижу вины за этим мужчиной. Ему очень захотелось испытать самому духовную перемену.
Но как этого достичь. Но с таким пониманием рассматриваемого места многие ученые не соглашаются. Ин. 5:27–29). Но Спаситель не поддержал спора.
Но с таким пониманием рассматриваемого места многие ученые не соглашаются. В покаянии человек сам, хотя и не без помощи Божией, старался изменить свою жизнь, а в том новом рождении, о котором говорил Никодиму Христос, человек являлся существом страдательным, вполне подчиненным силе Божией, подобно тому как без всякого собственного соизволения дитя рождается на свет (об условиях, какие предъявляются самому ищущему возрождения человеку, Христос пока не говорит, о них будет речь особо в стихах 12–21). Кроме того, на полотне были обнаружены следы ещё какого-то изображения, возможно, одного из ранних вариантов «Распятия». Богословский).
Этот суд, можно сказать, совершается сам собою: одни принимают Мессию и не подвергаются, не могут подвергнуться суду в смысле осуждения. Господь говорит о рождении от воды и Духа имея в виду таинство крещения. И привели его к Иисусу и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса» (Лук. об обычаях иудеев обмывать посуду и самим омываться (ср. Она была уверена, что Он поможет беднякам.
Мы должны родиться снова и свыше. Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев и этого ли не знаешь. Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме. в Иудее (см.
Здесь Христос, конечно имел в виду высшую, небесную сторону Царства Божия, о которой Он не мог не сказать со временем Своим слушателям иначе Его учение осталось бы неполным и потому истинным только наполовину. Ис. Никодим еще ничего не спросил у Христа, но Христос, Который «Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25), прямо отвечает ему на тот вопрос, какой ему хотел предложить Никодим. Это отношение едва ли будет доброжелательным. те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света им приятно было оставаться в прежней тьме.
Здесь слово pneаma, несомненно, значит «ветер». А такая перемена может произойти только силою Божиею. Он услышал, как рабочий С. И. Фунтиков стал высказывать свои суждения о картине. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих (Ин. 4:2) и во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа (ср. Он убедился, что перед ним был Тот, Чье появление предсказывал Иоанн Креститель. Kак и ученики Христа (Ин. 1:38–49), Никодим называет Христа учителем и притом говорит, что признает Его вместе с некоторыми другими («мы знаем») именно только как учителя, хотя и посланного Богом.
И все же апогеем «страстного цикла» Ге Николая Николаевича стали картины «Распятие». Они не верят Христу даже теперь, когда Он говорит им о земном ( ), т. е.
Нужно заметить, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы «дела его явны были», Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму, который считал себя человеком, дорожащим истиной (ср. Сначала Господь был в одиночестве, разбойников не было. И Никодим действительно понял, что Христос здесь требует совсем другого, чем Иоанн Креститель, призывавший к покаянию (). Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение – «вознестись» имеет здесь двойственный смысл18, чтобы каждый, кто верует имел в Нем жизнь вечную («верующий в Него» – перевод неточный, так как выражение, «в Нем», нельзя ставить в зависимость от глагола чтение же, «в Него», считается менее засвидетельствованным). Наречие «так» (), которым начинается вторая половина стиха, показывает, что в этой половине речь идет не о том духе (ветре), о котором сказано в первой половине, а о Духе Божием.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть. Иуда», где в который раз обращается к личности предателя и его одиночеству. «Близ Салима», – замечает евангелист. «Близ Салима», – замечает евангелист. В 1903 г. Н. Н. Ге-сын подготовил художественный альбом картин своего отца, но и там не упоминались эти полотна. И в этом он не был одинок.
о Царстве Божием, как оно проявляется в земных отношениях. Ге решил писать портреты всех членов семьи писателя, а так же его самого. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Kреститель также приготовил людей к принятию Христа, Kоторый теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха (2Кор. 11:2). возвращается во Флоренцию.
Он свидетельствовал перед своими учениками и народом о том, что слышал и видел (Ин. 1:34, 3:11). Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину. В Петербурге, перед открытием, выставку посетил Александр III.
Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой. Лицо измученного пытками Христа, напротив, освещено, его одежды при пристальном взгляде окрашиваются в пурпурные цвета, а вокруг всей фигуры появляется божественное сияние. Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа.
О предивный угодниче Христов, святый праведный Иоанне, припадающе к раце цельбоносных мощей твоих, лобызаем честный твой образ с верою и усердием нелестным со изумлением и благоговением духа прикасаемся пречудным твоим веригам, якоже иногда Павловым главотяжем и убрусцем, чающе от них действием Вышняго получити цельбу души и телу. Вскоре после возвращения из пустыни Иисус вместе с учениками был приглашен на свадьбу в город Кана (расположенный приблизительно 12 километрах от Назарета). Некоторые толкователи (например, проф. 1Кор. 12:11) и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (Ин. 7:39).
Точно также неправильно относят это выражение (дает) ко Христу, так как здесь идет речь о продолжающемся даровании Духа Божия ( – настоящее время), а о Христе следовало бы сказать, что Ему Бог дал () Духа. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Точнее его обращение ко Христу можно передать так: «мы знаем, что ты пришел от Бога как учитель». Сама картина большого размера – два на три метра.
Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, так как он после стал даже защищать Христа в Синедрионе (Ин. 7:50) и принял участие в Его погребении (Ин. 19:38–40). с. 291–294). Никодим знал, что Христос имел в виду крещение водой и обновление сердца Духом Божьим. Здесь слово pneаma, несомненно, значит «ветер». Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину.
Богословский). Он и сошел с неба. Но при сходстве между медным змием и Христом существует и важное различие. Но это был не конец.
Но такое чтение отвергается критиками библейского текста (см.
Иконографические каноны изображения Христа к тому времени соблюдались уже далеко не всегда, достаточно вспомнить картину И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872), но Ге пошел гораздо дальше. Из слов Христа Никодим должен был заключить, что Он признает необходимыми для вступления в новое Царство не «научение», а «обновление» всей жизни, такое внутреннее изменение в человеке, которое может сравниться только с естественным рождением. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (Ин. 1:15–18). Он приобрел небольшой хутор Ивановский близ станции Плиски на Украине, обосновался там, построил дом по своему вкусу (деревянный, снаружи обложен кирпичом, стены были выкрашены в коричневатый цвет, главным украшением дома были картины), занимался хозяйством, стал искусным печником и читал Евангелие крестьянам. Его лицо лишено значительности. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: «всякий» может спастись благодаря Христу.
Главным мотивом картины «Тайная вечеря» были и остаются терзания Учителя, знающего о будущем предательстве своего ученика, но все же он готов на самопожертвование и бесконечную любовь к людям. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос— Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Иерусалим же, как главный город земли обетованной, выделялся из этой области. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели.
Говорили они, конечно и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник. Да и для чего иного мог придти ко Христу Никодим, если не для того чтобы узнать от Него, если возможно, о пути, ведущем в Царство Мессии. риторически-театральная композиция наполнена глубоким драматизмом. Эту мысль яснее выразил апостол Павел изображая Мессию, Сына Божия, говорящим еще прежде Своего воплощения: вот иду исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10:9). Как известно, в 1871 г. состоялась первая передвижная выставка, где Ге представил свою картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Он идет по дороге, а впереди него стражники и толпа иудеев уводят арестованного Христа. пишет одну из последних своих работ – «Голгофа».
И они не боятся обнаружения их дел, так как знают, что делали их «в Боге», т. е. для Бога и с Его помощью. Напуганный царь Саул падает, а его спутники убегают. Могут ли раввины с верой принять Его учение о «небесном» ( ). Ин. 4:1). Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном («свыше») происхождении.
Всему стану было объявлено, что всякий, кто посмотрит на медного змея, останется жив. (Kонечно именно Царство Мессии разумел Христос под Царством Божиим, так как основать Царство Божие на земле, по верованию иудеев, должен был Мессия. ) И Христос с особой торжественностью («истинно истинно», т. е. сущую правду) говорит Никодиму, что в Царство Мессии или Божие может войти только тот, кто родится снова ( – сначала ср. Никодиму хотелось бы снова пережить свою жизнь, так неудачно уже почти прожитую. Ин. 4:1).
Из слов Христа Никодим должен был заключить, что Он признает необходимыми для вступления в новое Царство не «научение», а «обновление» всей жизни, такое внутреннее изменение в человеке, которое может сравниться только с естественным рождением. Почему. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. Все новое – это Петр I: он реформатор, строящий новое государство, его достижения оправдывали все принесенные жертвы, он – энергичен и силен. Интересна история покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым.
стих 3). Но он во многом сумел опередить время – и в творчестве и в нравственных поисках истины. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Пилат снова спросил Его: Ты не собираешься отвечать. Так как «дела их», т. е. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету ( – дела нравственно злые, коварные). Ныне в Национальной библиотеке Марциана (Венеция, Италия).
19:29-35). Но Иисус дальше не отвечал. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. Это, во первых, «вода», т. е. то, что всего ближе, вода, которая в Иоанновом крещении служила символом очищения от грехов. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Николай Николаевич видел некоторые работы Иванова, но они не произвели на него особого впечатления.
В 1864 г. Ге Н. Н. Аминь. Аминь.
Христос разъясняет здесь, какой «суд» Он имел в виду в предшествующем стихе. Она не была закончена и зритель увидел ее уже после смерти художника. Предание сообщает, что по воскресении Христа он был крещен апостолами Петром и Иоанном и скончался мученической смертью (память его празднуется 2 августа).
Сущность этого суда заключается в том, что «свет», т. е. Нужно заметить, что все отцы и учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии и такое воззрение имеет вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь «только сравнение», – с. 200). Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни. Ин. 2:6), а отсюда, вероятно, перешли и к спору о сравнительном достоинстве крещения, совершавшегося Иоанном и крещения, совершавшегося Христом. Под «землей иудейской» в то время подразумевалась область, ограниченная с севера крайними пределами Самарии, с юга – краем пустыни у Вирсавии, с запада – низинами Филистимской равнины и с востока – линией Иордана и Мертвого моря (проф. Все эти обстоятельства создали довольно-таки накаленную атмосферу в его жизни и в 1863 г. он создает свою гениальную картину «Тайная вечеря».
На этом полотне Иуда как будто уже мертв, тяжкие муки просыпающейся совести терзают его. И смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного», – Мф. 18:10) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле – кроме Того Сына Человеческого (см. Реакция публики и критики на «Милосердие» была в целом отрицательной и Ге решил повторно использовать холст, записав прежнее изображение новым красочным слоем. Говорят, что, взглянув на «Распятие», государь сухо произнёс: «Это – бойня. Картина «Тайная вечеря» выставлялась в Петербурге в 1863 г. и имела оглушительный успех. Этим Он явил Свою славу и Его ученики поверили в Него».
В статье В. Вишнякова «Творческий подвиг передвижников» отмечалось, что в «Тайной вечере» и «Что есть истина. » Ге, в картинах «Христос в пустыне» Крамского, «Христос и грешница» Поленова религиозное содержание уступает место реальным нравственно-психологическим проблемам, волновавшим современников». Распорядитель, попробовав воду, ставшую к тому времени вином изумился. Он пишет портреты родных и соседей, в 1879 г. пишет картину «Милосердие», но на выставке в 1880 г. она терпит сокрушительный провал. люди честные искренние, чуждые всякого лицемерия (ср.
Теперь на каждой передвижной выставке появляются картины Ге, так он создал свой неоднозначный «страстной цикл» на евангельские сюжеты. «Люди же», т. е. Ин. 1:6). Тишендорф, 8-е изд. ). Силу эмоций своих героев и драматизм ситуации он выразил в таком динамизме формы и мазка, что сделало его провозвестником экспрессионизма – художественного течения ХХ века.
По окончании праздника («после сего» –, т. е. Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами. И то, что хотел сказать Фунтиков, поняли и его товарищи, сочувственно поддержавшие его.
Дух дышит, где хочет и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Точно также неправильно относят это выражение (дает) ко Христу, так как здесь идет речь о продолжающемся даровании Духа Божия ( – настоящее время), а о Христе следовало бы сказать, что Ему Бог дал () Духа. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Ин. 7:26, 50). Эту мысль яснее выразил апостол Павел изображая Мессию, Сына Божия, говорящим еще прежде Своего воплощения: вот иду исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10:9).
Не смотря на то, что картина имела большой успех, Ге Н. Н. (Мк. Спаситель сказал Никодиму: "Истинно истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека), не может войти в Царствие Божие". Знаменского.
Христос под «земным» мог разуметь здесь все то, что доселе (Ин. 2–3) сказано Им о храме и богослужении, о покаянии и вере, о водном крещении и возрождении. Очень характерно отношение Николая Ге к своим коллегам. Иоанн Златоуст).
Потом оба стали поносить Христа. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих (Ин. 4:2) и во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа (ср. – с недоумением спрашивает Никодим.